logo
PR-проект по формированию позитивного имиджа государственного служащего в Республике Татарстан

2.2 Результаты социологических исследований по формированию государственного служащего в РТ

Для того чтобы определить характерные черты образа государственных служащих, сформировавшиеся в сознании населения, нами было проведено социологическое исследование в КНИТУ (КХТИ). Методом сбора информации стало анкетирование (Приложение 1). Респондентами стали жители республики Татарстан. Всего в опросе приняло участие 50 человек в возрасте от 17 до 45 лет.

Перед проведением исследования была выдвинута гипотеза: общее представление людей о государственных служащих и работе органов государственной власти негативное.

Ни один из опрошенных не сказал, что органы государственной власти работают эффективно. 65% респондентов ответили, что органы государственной власти работают недостаточно эффективно, остальные 35% считают работу органов государственной власти абсолютно неэффективной.

Следует отметить, что 37% опрошенных ответили, что современный чиновник порядочный, вежливый и честный, а остальные 63% представляют себе негативный образ чиновника, причем самое часто встречающееся качество госслужащего, по мнению этих 63% - меркантильность. Однако, в глазах 37% опрошенных государственные служащие предстают как исполнительные, компетентные и порядочные люди, перед проведением исследования прогноз был таким, что людей, положительно отзывающихся о чиновниках, будет в 2 раза меньше. 97% опрошенных людей отметили, что идеальный государственный служащий должен быть компетентным, 80% считают, что порядочность - неотъемлемый признак хорошего госслужащего, 68% выбрали ответственность и коммуникабельность как необходимые чиновнику качества, а 55% полагают, что служащий в органах государственно власти должен быть сочувствующим.

Почти все опрошенные (98%) признали существование проблемы излишней бюрократизации отношений граждан с государством; все респонденты указали на существование таких проблем как коррупция и некомпетентность государственных служащих.

Наиболее актуальными и часто встречающимися проблемами, по мнению респондентов, являются излишняя бюрократизация отношений органов государственной власти с гражданами и стремление чиновниками удовлетворить собственные интересы в ущерб интересов общества. Из этого следует, что люди не просто наслышаны о существовании проблем в органах государственной власти, они из собственного жизненного опыта знают, что таковые имеются.

Следует отметить: несмотря на отрицательный образ госслужащего, сложившийся в сознании жителей РТ, все 100 % опрошенных ответили, что согласились бы работать в органах государственной власти, если бы им предложили. Здесь наблюдается некоторое противоречие: почему люди стали бы работать в сфере деятельности, о которой у большинства из них сложилось плохое впечатление? Респонденты поясняли свое желание работать в органах государственной власти наличием у госслужащих различных стимулов работы: льгот, достаточно высокой заработной платы, престижем профессии. К тому же, у людей складывается негативное впечатление об органах государственной власти именно из-за впечатления от общения и действий госслужащих. Что касается современного положения дел в сфере государственного управления, лишь 6% опрошенных довольны работой органов государственной власти. Предполагалось, что эта цифра будет выше в 7 раз. Однако, говоря о будущем функционировании органов государственной власти, ни один респондент не ответил, что изменения, которые произойдут через 10 лет (если произойдут) отрицательно скажутся на работе и взаимодействии органов государственной власти с населением. 63 % опрошенных считают, что последствия этих изменений будут положительными, остальные 37% полагают, что в результате изменений никаких последствий (ни положительных, ни отрицательных) не будет.

Обобщая все вышесказанное, можно сделать вывод о том, что впечатление об органах государственной власти формируется за счет представления о государственных служащих. А имидж современного чиновника в глазах жителей республики Татарстан в основном негативный.

Гипотеза исследования подтвердилась. Однако нельзя полагаться только на результаты опроса, проведенного в пределах одного вуза. Чтобы иметь достоверное и полное представление об образе органов государственной власти следует проанализировать сходства и различия результатов данного опроса населения с результатами экспертного опроса, проводимого Всероссийским центром изучения общественного мнения.

Всероссийский центр изучения общественного мнения провел социологическое исследование на тему «Государственные служащие: тенденции развития кадрового состава федеральной гражданской службы». Исследование было проведено в форме экспертного опроса в ноябре-декабре 2011 года, в котором 4 было опрошено 270 экспертов. По материалам данного опроса результаты исследования были опубликованы на сайте ВЦИОМ и в газете «Протестант».

Автором статьи в газете «Протестант» является Тавокин Евгений Петрович - доктор социологических наук, профессор Российской академии государственной службы при Президенте РФ.

Чрезвычайно серьезно отнеслись эксперты к вопросу: «Какими качествами должен в наибольшей степени обладать работник государственных органов?». Ответы в порядке убывания значимости оцениваемых качеств представлены ниже:

- профессионализм - 92,8%;

- порядочность - 56,7%;

- ответственность - 53,6%;

- честность - 34,0%;

- умение работать с населением - 30,9%;

- взаимодействие с коллегами - 28,9%;

- творческий подход к делу - 16,5%;

- исполнительность - 11,3%;

- инициативность - 11,3% Социологические исследования в системе государственной службы, 2002-2011: Информационно-аналитические материалы кафедры гос. службы и кадровой политики РАГС при Президенте РФ./ М., 2011.

То есть самым важным качеством, влияющим на работу органов государственной власти, повышение ее эффективности, по мнению экспертов, является профессионализм госслужащих.

Результаты ответов на вопрос: «Какие качества госслужащего в наибольшей степени реально влияют на эффективность работы и успешность карьерного продвижения в государственных органах?» распределились следующим образом: профессиональный опыт, стаж - 68,4% , покровительство начальника - 60,5%, добросовестность в работе - 60,3%, умение нравиться руководству -42,4%, принципиальность, твердость - 41,3%, образование - 39,1%, конформизм (покладистость) - 37,7%, порядочность, честность - 34,3%. Тавокин Е. П. Государственные служащие: тенденции развития кадрового состава

федеральной гражданской службы/Е. П. Тавокин //Протестант. - 2011. - №8. - С. 45-52.

Как видно, наряду с такими важными качествами, как «профессиональный опыт, стаж», «добросовестность в работе», на успешное карьерное продвижение примерно в равной степени влияют и такие хорошо известные обстоятельства, как «покровительство начальника», «умение нравиться руководству». Образование, порядочность и честность госслужащего оказывают гораздо меньшее влияние на успешность его карьерного продвижения. Заметим, что конформизм и покладистость также не относятся к сильным факторам должностного роста. Слабое влияние образования на карьерное продвижение государственного служащего объясняется тем, что образовательная структура нынешних государственных служащих не в полной мере соответствует содержанию их деятельности.

Сравнивая результаты нашего исследования с результатами исследования, проведенного Всероссийским центром изучения общественного мнения, можно выделить общие положения. И граждане, и эксперты считают, что государственный служащий должен обладать такими качествами как профессионализм, порядочность, ответственность. Однако, это именно те качества, которых за частую, по мнению людей, не хватает государственным служащим. Поэтому в сознании как граждан, так и экспертов, сложился образ госслужащего как некомпетентного, беспринципного человека, пытающегося нажиться за счет простых граждан.

Естественно, что это мнение не абсолютного большинства, но более половины опрошенных считают именно так.

С негативным имиджем нужно бороться, изучая его и изменяя его составляющие.

Глава 3. PR-проект по формированию позитивного имиджа государственного служащего в РТ

Описание проблемы

В современном мире большую роль в жизни делового человека играет имидж. Именно имидж оказывает огромное влияние на создание и развитие межличностных и общественных отношений. Характер этих отношений определяется степенью положительности того или иного имиджа. В работе органов государственной власти немаловажен характер отношений этих органов с обществом, в том числе с партнерами, гражданами. Если органы государственной власти не располагают к себе население, то взаимодействие между ними посредством прямых и обратных связей будет неэффективным или совсем безрезультатным. Так как работа системы государственной власти является результатом функционирования всего государства, очень важно, чтобы органы государственной власти работали, используя максимум возможностей при минимуме затрат. Но этого нельзя достичь, если население не будет доверять представителям государственной власти (Вряд ли человек будет охотно взаимодействовать с каким-либо учреждением, организацией, если он где-то слышал или знает, что это самое учреждение работает недобросовестно по отношению к людям). Поэтому очень важно сформировать положительный образ органов государственной власти, в частности образ госслужащих, так как люди взаимодействуют с системой органов государственной власти посредством общения и работы с сотрудниками государственных учреждений.

Следовательно, имидж органов государственной власти, в том числе и представление о государственных служащих, влияет на функционирование всего государства, а положительный имидж способствует повышению эффективности работы не только государственных органов, но и государства в целом.

Однако в настоящее время имидж системы государственной власти в глазах граждан формируется в основном за счет сообщений, получаемых гражданами из средств массовой информации. Учитывая характер этих сообщений, можно заметить, что под влиянием СМИ у населения РТ сложился отрицательный образ органов государственной власти (так как очень часто в СМИ мы видим и слышим о том, как неэффективно работают властные структуры, как чиновников уличают в коррупции, как госслужащие хамят людям, приходящим к ним на прием, и почти нет сообщений о том, что наблюдается положительная динамика развития того или иного общественно важного явления, и эту положительную динамику обеспечивает работа государственных органов). Отрицательный имидж, в свою очередь, способствует возникновению и развитию определенных проблем в системе связей между государственной властью и населением, то есть проблем государства и общества. Поэтому формирование имиджа государственного служащего в России является актуальной проблемой нашего времени.

Ключевые понятия PR-проекта

Имидж - это внешний образ, создаваемый субъектом с целью вызвать нужное ему впечатление, мнение, отношение у других (К.А. Брянцева).

Имидж государственного служащего - это образ-представление, методом ассоциаций наделяющий объект, в качестве которого выступает государственный служащий, свойствами (социальными, психологическими, эстетическими и т.д.), которые не всегда имеют основания в реальных свойствах самого объекта, но обладают социальной значимостью для воспринимающего такой образ

Личность государственного служащего- психолого-акмеологический или профессиональный «портрет», объединяющий потребность самовыражения, самореализации и совокупность ее психолого-акмеологических и профессиональных характеристик, полученных на основе комплексных исследований, имеющих проективно-диагностическую, обучающую и развивающую направленность, включенных в контекст социальных, профессиональных, гуманистических задач и целей деятельности.

Цель проекта

Цель PR проекта - формирование позитивного имиджа государственного служащего в РТ.

Задачи проекта

- Обеспечение информирования населения и организаций о деятельности и решениях государственных служащих;

- организация ряда специальных событий в поддержку проекта;

- налаживание отношений со СМИ в рамках проекта;

- поиск и налаживание контактов с лидерами мнений целевой аудитории.

- налаживание обратной связи с целевой аудиторией;

Заказчик проекта

Аппарат Президента Республики Татарстан.

Исполнители проекта

Основным исполнителем программы проекта является пресс-служба Аппарата Президента Республики Татарстан.

Целевая аудитория

Целевой аудиторией данного проекта является население республики Татарстан.

Области и направление стратегических изменений

Мы хотим изменить отношение граждан к имиджу государственного служащего. Так как, в России и в РТ, общее представление людей о государственных служащих и работе органов государственной власти негативное.

Изменив имидж властных структур в лучшую сторону, можно будет изменить отношение к этим структурам, следовательно, повысить эффективность работы органов государственной власти. Стратегические изменения приведут к появлению доверия не только к государственным органам, но и к государству в целом.

Этапы реализации программы

1) Проведем социологический опрос с целью выявления точного мнения граждан об имидже государственного служащего в РТ;

2) Разработка необходимых PR- мероприятий;

3) Реализация в жизнь всех запланированных PR- мероприятий

4) Анализ проведенной работы и подведение итогов

Информационная поддержка проекта

Информационная поддержка играет ключевую роль в реализации данного проекта.

Взамен их помощи в организации освещения проекта мы можем предложить следующее:

Размещение информации в сети Интернет на сайтах общественных организаций РТ;

Размещение информации на федеральных сайтах, посвященных работе государственных служащих РФ;

Размещение информации на официальных сайтах, работе государственных служащих РТ;

Размещение информации в ведущих образовательных журналах РТ и РФ;