logo
Германские государства в период абсолютной монархии

3. Государственный аппарат и вооруженные силы Австрии и Пруссии

Пруссия постепенно сложилась из отдельных земель, географически даже не соприкасавшихся друг с другом. Она образовалась в 1701 году на основе маркграфства Бранденбургского и его предшественника Тевтонского ордена, колонизаторская идеология и практическая деятельность которого заложили основы великого прусского милитаризма в Германии. В конце XVIII в. Пруссия стала абсолютной монархией Бытыр К.И. История государства и права зарубежных стран. Учебник // М., 2003, С. 97-99..

Управление Пруссией было достаточно централизованным. Прусский король входил в имперскую коллегию курфюрстов, являлся авторитетным монархом с широкими полномочиями. Высший орган управления - тайный совет - должен был объединить управление. Однако эта задача отошла на второй план, когда совет был разделен на три самостоятельных департамента: иностранных дел, юстиции и внутренних дел, ставший главным органом управления. Департаменту внутренних дел, который носил название "Генеральная высшая директория финансов, военных дел и доменов", в отдельных провинциях подчинялись и домениальные палаты, наблюдавшие за ведением военного и домениального хозяйства. Департамент внутренних дел превратился фактически в высший орган государственного управления. Его дополняла главная администрация королевских доходов. На местах существовали провинциальные палаты по руководству военным делом и сбором налогов.

Наряду с ними действовали ландраты - земские советы, назначавшиеся королем из дворян, рекомендованных дворянскими собраниями. Члены ландратов председательствовали на дворянских собраниях. Ландраты совместно с дворянскими комитетами ведали делами своего сословия, т.е. были сословными учреждениями. В то же время на ландратов были возложены общегосударственные функции, т.е. они являлись органами центральной власти и занимались взиманием налогов, заведованием полицией, рекрутским набором.

Члены городских советов (магистратов), управлявших делами города, назначались департаментом внутренних дел. Деятельность магистратов находилась под контролем правительственных податных советников.

Земледельцам принадлежали вотчинная полиция и юстиция, они также осуществляли патронат над церковью и школой. В свободных крестьянских общинах управляли старосты, избиравшиеся сельским сходом или занимавшие свои должности по имущественному цензу, иногда наследственно.

Вся система управления в Пруссии строилась на принципе строжайшей подчиненности низших звеньев высшим. Должностная субординация и контроль за выполнением решений "сверху" лежала в основе деятельности всего государственного аппарата. Бюрократизм и мелочная регламентация - другая характерная черта аппарата управления. Замещение должностей только дворянами еще одна особенность госаппарата. Прусское государство, управляя при помощи иерархически организованного чиновничества, стремилось взять под свою опеку, доходившую иногда до мелочности, общественную жизнь во всех ее проявлениях и руководить ею, пресекая малейшие попытки общественной самодеятельности. Вмешательство государственной власти в общественную жизнь приобрело всеобъемлющий характер. В этом смысле прусское государство можно назвать полицейским.

Постоянная армия Пруссии берет свое начало с середины XVII в. Общее руководство армией осуществлял король, а специальный департамент внутренних дел ведал ее организацией, комплектованием и вооружением. Организационно-правовую основу армейской службы составлял Воинский устав 1726 г., инструкция по вербовке солдат 1708 г. И регламент 1733 г. Армия состояла из сухопутных войск и военно-морского флота.

Офицерский состав вооруженных сил состоял из дворян, проходивших подготовку в кадетских корпусах. Солдаты по найму, вчерашние крестьяне и беднота обязывались служить королю в течение 20 лет.

Прусская армия была одной из самых многочисленных в Европе. Она славилась муштрой и жестокой палочной дисциплиной. Уставные требования в равной степени применялись к солдатам и офицерам.

Милитаризм являлся главной целью всей внутренней и внешней политики Пруссии. Даже государственное поощрение развития промышленности определялось в первую очередь военными интересами.

Австрия являлась монархией с сильной властью императора. Центральное управление государством осуществлял Тайный совет, выступавший в роли совещательного органа при монархе по вопросам законодательства и контроля. Сменившая его конференция не имела конкретных полномочий, а ее списочный состав менялся к каждому очередному заседателю. Только с начала XVIII в. конференция стала постоянно действующим учреждением. Органом военного был придворный военный совет (гофкригстрат). Императорская администрация делилась на ранги по отраслевому принципу управления. Принадлежность к дворянскому сословию являлась обязательной при замещении должностей.

В состав Австрии входили различные по уровню экономического и политического развития территории, что создавало большие трудности для организации местного управления. Провинции возглавлялись наместниками, которые избирались местными сословно-представительными учреждениями и утверждали императором. Эти наместники не только не обеспечивали централизацию управления, но и противодействовали ей.

В Австрии, так же как и в Пруссии, установилась бюрократическая система мелочной опеки, полицейского надзора и контроля как за обществом в целом, так и за отдельными подданными империи.

В XVIII веке в Западной Европе получило развитие "просветительское движение", основанное на трудах целой плеяды философов того времени: Вольтера, Руссо, Дидро, Монтескье и др Бытыр К.И. История государства и права зарубежных стран. Учебник // М., 2003, С. 99. . Философы-просветители обосновывали необходимость ломки старых государственных и общественных устоев. Под влиянием просветительской литературы правители ряда государств проводили реформы, имевшие целью некоторое обновление общественного и государственного строя. Распространение идей Просвещения пришлось на период абсолютизма. Сочетание неограниченной власти монархов с их стремлением осуществить преобразования, рекомендованные философами-просветителями, приобрело название политики просвещенного абсолютизма. Примером такой политики может служить политика Австрии. Реформы продолжались в течение 50 лет (1740-1790 гг.) и затронули социально-экономические отношения, государственное и военное устройство, судоустройство, образование и церковное дело.

В целях облегчения положения крестьянства была ограничена барщина, а также введен государственный контроль за судебной властью помещиков. Крестьянам разрешалось выкупать земельные участки в собственность. Затем последовала отмена крепостного права.

В соответствии с финансовой реформой была проведена перепись населения и введен всеобщий подоходный налог, который существенно ущемил интересы дворянского сословия.

В интересах укрепления обороноспособности страны была проведена реформа армии. Вводилась система рекрутского набора. Увеличивалась численность армии и ее финансирование. Для подготовки офицерских кадров была создана военная академия.

Значительное внимание уделялось образованию: за счет средств государства открывались новые школы, специальные учебные заведения. Школьному обучению было дано светское направление.

Церковная реформа ограничила привилегии католической церкви, был принят эдикт о веротерпимости.

Все эти реформы сопровождались централизацией государственного аппарата, упразднением остатков сословно-представительной монархии. В итоге в Австрии вводилось централизованное государственное управление, уничтожались различия между провинциями. Был создан государственный совет при императоре, который стал осуществлять общее руководство всеми ведомствами управления.

Пятидесятилетняя эпоха реформ в Австрии получила в истории название политики просвещенного абсолютизма. Со смертью Иосифа II (1790 г.) реформы прекратились. Но все, что удалось ему реализовать при жизни, дало свои результаты и подготовило почву для капиталистического развития страны.