Государственная жилищная политика в Республике Беларусь
1.1 Социальная значимость решения жилищной политики в Республике Беларусь
Жилье является одной из основных, приоритетных потребностей для каждого человека, каждой семьи и во многом определяет их социальное и экономическое поведение. Наличие и качество жилья влияет на здоровье человека, его психологическое состояние, производственную деятельность, отражает материальное благосостояние граждан, а жилищный фонд, его долговечность и комфортность являются недвижимым национальным богатством страны.
Жилищный сектор играет значительную роль в экономике, оказывает существенное влияние на общие макроэкономические пропорции, денежное обращение инвестиционную активность. В жилищной сфере, как в никакой другой, объединяются интересы граждан и государства.
В этой связи для обеспечения стабильного развития необходимо создание эффективного механизма координации жилищной политики с общей макроэкономической и социальной политикой. Ее основной целью является обеспечение граждан качественным жильем, создание оптимальной инфраструктуры жилых массивов с соблюдением физических, эстетических, экологических параметров окружающей среды и с учетом местных условий.
Начало преобразований в жилищном секторе экономики республики связано с принятием и вводом в действие в 1992 г. законодательных и нормативных документов, регламентирующих порядок приватизации государственного и общественного жилищного фонда. Следующий шаг разработка Национальной жилищной программы, определяющей концептуальные положения жилищной политики в условиях перехода к рыночной экономике.
Право на жилье, как одно из основных прав человека, закреплено в Конституции Республики Беларусь и обеспечивается развитием государственного и частного жилищного фонда, содействием гражданам в приобретении жилья. Национальная жилищная стратегия предусматривает реализацию права на жилье для всех групп и слоев населения независимо от уровня благосостояния граждан, рода занятий, состояния здоровья, образа жизни, хотя для каждой группы населения должны учитываться свои особенности проживания и возможности приобретения жилья [1].
Основные концептуальные положения жилищной политики и сущность права граждан на жилье в новых условиях раскрывает принятая Национальная жилищная программа. В ней выработана стратегия перехода от непосредственного выполнения государством функций финансирования, строительства, распределения и владения жильем к созданию экономических предпосылок и стимулов для привлечения к этому процессу широкого круга инвесторов, обеспечению доступности всем слоям населения к качественному жилью параллельно с созданием законодательной базы такого перехода [1]. При этом предусматривается организация и развитие рынка жилья, изменение структуры жилищного фонда в сторону увеличения частного сектора, повышение качественного стандарта жилищ.
На вторичном рынке объектом продажи выступает в основном жилье, построенное в предыдущие годы, т.е. практически происходит перераспределение жилищного фонда.
Однако в условиях огромного дефицита и высокой стоимости жилых помещений рынок жилья даже усиливает процессы расслоения по уровню обеспеченности и не снимает социальной напряженности в этом вопросе. Интенсивного развития рынка жилья можно ожидать при существенном увеличении объемов жилищного строительства. Преодоление экономического спада и устойчивый рост строительства жилья в перспективе в значительной степени связаны с возможностями рационального инвестирования.
В системе структурной перестройки экономики республики жилищное строительство определено как один из основных приоритетов, с которым взаимоувязано развитие многих сопряженных отраслей строительного комплекса, производство товаров народного потребления длительного пользования. В последнее время был принят ряд важных нормативных актов (указов Президента, постановлений Совета Министров), которые предусматривают меры и создают правовую базу по финансированию и ускоренному развитию жилищного строительства - индивидуального, на селе, по улучшению жилищных условий молодежи, военнослужащих и др. Разработан и принят ряд нормативно-правовых документов, определяющих сущность и регламентирующих порядок осуществления преобразований жилищной сферы, в частности определены права собственности на жилые помещения, порядок купли-продажи жилья, меры материальной поддержки малообеспеченных граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Принятые нормативные акты создают основу для дальнейшей адаптации жилищного сектора экономики к работе в условиях складывающегося рынка. Прежде всего, это касается:
изменения существующего порядка оплаты жилья и коммунальных услуг, финансирования и организации строительства, распределения и использования жилых помещений, возводимых за счет средств республиканского и местных бюджетов, предприятий и организаций всех форм собственности;
проведения демонополизации деятельности управлений капитального строительства местных органов исполнительной власти, предприятий и организаций строительного комплекса, жилищно-коммунальных и эксплуатационных организаций;
обеспечения равного и свободного доступа к земельным участкам для субъектов хозяйствования всех форм собственности;
стимулирования создания негосударственных предприятий по строительству, содержанию и управлению жилищным хозяйством;
упорядочивания прав и обязанностей собственников, нанимателей и арендаторов жилых и нежилых помещений в жилых домах, в том числе направленное на недопущение необоснованного выбытия жилищного фонда, использования жилых помещений не по прямому назначению;
широкое внедрение внебюджетного финансирования жилищного строительства.
Сформирована система органов, занимающихся реализацией жилищной политики, реформированием отношений в этой сфере.
Важнейшей особенностью нынешнего этапа реализации жилищной стратегии наряду с мерами по привлечению внебюджетных средств является предоставление государственной финансовой поддержки малообеспеченным группам населения, нуждающимся в улучшении жилищных условий. При этом предусматривается:
обеспечить строительство жилых домов за счет бюджетных средств, для граждан, имеющих льготы на получение бесплатного жилья;
выделять для строительства (приобретения) жилья безвозмездные субсидии и льготные кредиты для граждан, стоящих в очереди на улучшение жилищных условий;
предоставлять возможность строительства (приобретения) жилья за счет собственных средств на основе внедрения системы стройсбережений и обычных кредитов банков для граждан, не стоящих в очереди на улучшение жилищных условий.
Наряду с увеличением объемов финансирования строительства жилья важное значение приобретают проблемы снижения его себестоимости, что предопределяется совершенствованием организации жилищного строительства, своевременностью поступления средств, а также состоянием его материальной базы: созданием и развитием мощностей строительного комплекса на современной технической базе, повышением эффективности строительного производства и промышленности строительных материалов, изделий из местного сырья. Реализация общей стратегии повышения уровня жизни населения и выполнения намеченных мероприятий по снижению стоимости строительства будут способствовать большей доступности и повышению уровня обеспеченности населения жильем.
Решение жилищной проблемы осуществляется по трем направлениям: льготируемые и малоимущие, средний класс и высокодоходная группа населения.
Частично сохраняется бесплатное предоставление жилья на условиях найма только для категорий граждан, нуждающихся в социальной защите и пользующихся льготами по его обеспечению. Одновременно начинают действовать рыночные механизмы, позволяющие улучшить жилищные условия семей за счет собственных средств. Для малообеспеченных граждан, стоящих в очереди на улучшение жилищных условий, предусмотрена материальная поддержка в виде безвозмездных субсидий и льготных кредитов. Появилась возможность улучшения жилищных условий для граждан, не стоящих на учете на получение жилья, путем покупки или строительства квартиры (дома) за счет собственных средств или с помощью кредитов строительных банков.
Однако несмотря на определенное улучшение положения в жилищной сфере, ситуация остается сложной. Основной задачей на данном этапе является последовательность реализации уже намеченных мер по активизации жилищного строительства и повышению социальной направленности жилищной реформы, контроль за их выполнением, а также поиск новых подходов и организационных форм решения возникающих проблем [3]. Решая жилищную проблему, государство сегодня работает над двумя задачами: превращение жилья в товар и воспроизводство его на рыночных условиях и обеспечение социальных гарантий в области жилищных прав граждан. Наиболее актуальными проблемами, требующими решения, являются:
- наращивание объемов ввода жилья и придание этому процессу устойчивого характера на основе расширения источников и обеспечения ритмичного финансирования;
- выполнение обязательств по обеспечению жильем групп населения, для которых утверждены целевые программы инвалидов и участников Великой отечественной войны, военнослужащих, уволенных в запас или ушедших в отставку, участников ликвидации последствий аварии на ЧАЭС, воинов-интернационалистов;
- увеличение объемов индивидуального жилищного строительства по ценам, доступным широким слоям населения, поиск новых форм организации строительного производства, а также новой системы организации финансовых потоков, основанной на условиях долгосрочного накопления средств населения;
- реализация мер по социальной защите малообеспеченных слоев населения, нуждающихся в улучшении жилищных условий, развитие и совершенствование механизмов субсидирования и кредитования жилищного строительства.
Жилищное строительство в Беларуси является важнейшим приоритетом развития национальной экономики и служит достижению основной цели социальной политики нашего государства -- повышению уровня и качества жизни населения. Следует подчеркнуть, что республика строилась все годы -- во времена кризисов, ломки жизненных стереотипов и становления рыночных отношений. В отличие от большинства постсоветских стран Беларусь не допустила развала строительного комплекса. После преодоления кризиса начала 1990-х гг., когда объем инвестиций сократился почти в 3 раза, в 1995-2000 гг. падение в строительной отрасли было остановлено, и начался поступательный подъем. И главное, в стране сформировалась надежная система государственной поддержки жилищного строительства. Ежегодно на эти цели направляются значительные материальные ресурсы, в том числе за счет льготного кредитования.
Основной принцип, в соответствии с которым в стране осуществляется государственная жилищная политика, -- дифференцированный подход к обеспечению граждан жильем в зависимости от их социального статуса и уровня доходов. Он предусматривает:
- предоставление социального жилья нуждающимся в улучшении жилищных условий малообеспеченным нетрудоспособным гражданам, а также иным их категориям, пользующимся предусмотренными законодательством льготами;
- государственную поддержку в виде льготных кредитов и (или) одноразовых безвозмездных субсидий малообеспеченным трудоспособным гражданам, состоящим на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий;
- создание привлекательных условий (налоговые льготы, освобождение от затрат на инфраструктуру и пр.) для инвестирования средств в строительство теми гражданами, которые не состоят в установленном порядке на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, либо их совокупный доход с учетом имущественного положения превышает установленный законодательством уровень и позволяет им самостоятельно решать свои жилищные проблемы.
Реализация этих принципов осуществляется на основе ряда Указов Президента Республики Беларусь.