logo
Абсолютное право собственности по законодательству Республики Молдова

3. Ограничение правомочий собственника

Понятие и виды ограничений правомочий собственника. Право собственности, будучи наиболее ёмким по своему содержанию имущественным правом, тем не менее, не означает вседозволенности собственника. Комментатор римского права Бартол в свое время определял собственность как "право полностью располагать своей вещью, если это не запрещено законом" ("ius de re corporali perfecte disponendi nisi lege prohibeatur") [цит. по: 31, с. 379]. Ясное представление о праве собственности предполагает знание не только установленных законом границ его осуществления, но и оценку известных ограничений правомочий собственника.Такой подход к пониманию права собственности дает основание утверждать, что это право может быть определено лишь отрицательно, посредством установления того, что собственник не может делать [88, c.205]. Следовательно, структуру юридической конструкции абсолютного права собственности можно определить посредством указания границ осуществления права, выявив при этом возможные ограничения правомочий собственника. Во всех случаях ограничения не сообщают другим лицам какие-либо субъективные права, но известным образом стесняют право собственности как наиболее полное вещное право.

Определяя понятие "ограничения правомочий собственника", необходимо принять во внимание три следующих аспекта данного вопроса. Во-первых, ограничения правомочий собственника следует отличать от правовых ограничений, тождественных границам осуществления права. Границы осуществления права относятся к идеальной конструкции права, тогда как ограничения правомочий собственника возникают в конкретных правовых ситуациях, связанных с интересами отдельных лиц или общества в целом. Правовые ограничения относятся к осуществлению права собственности как такового, а ограничения правомочий собственника возникают в связи с возникшим притязанием заинтересованного лица.

Во-вторых, любые ограничения относятся к правомочиям собственника и не затрагивают сущности собственности, как наиболее полного права. Как таковое понятие собственности не приемлет идею ограничения. Однако речь идет об уже возникшем, установленном праве частной собственности. В этой связи следует учитывать, что во всех правопорядках существуют определенные ограничения в установлении права частной собственности по субъектному и объектному составу. Так, в соответствии с Законом РМ "О нормативной цене и порядке купли-продажи земли" [58] иностранным лицам не могут быть проданы земли сельскохозяйственного назначения и земли лесного фонда. Если иностранные граждане или лица без гражданства стали собственниками земель сельскохозяйственного назначения либо земель лесного фонда в результате наследования по закону или по завещанию, они вправе отчуждать эти земли посредством заключения юридических актов, вступающих в силу при жизни лица, только в пользу граждан Республики Молдова.

В-третьих, ограничения правомочий собственника следует отличать от прав других лиц на вещь собственника (ограниченных вещных прав). Различие между ограничениями правомочий собственника и ограниченными вещными правами (обременениями) проистекает из разных целей, для достижения которых они соответственно устанавливаются. Ограничения правомочий собственника имеют своей целью обеспечить интересы других собственников, иных управомоченных лиц или общества в целом без установления субъективных вещных прав. При помощи ограниченных вещных прав "другие лица получают возможность осуществлять установленное субъективное вещное право в отношении чужой вещи, расширяя тем самым сферу своего частного господства" [88, c.208].

Таким образом, ограничения правомочий собственника имеют в виду только стеснение собственника в осуществлении им своего правомочия, но не предоставление третьим лицам самостоятельного субъективного права. Нарушение прав (интересов) частного лица, в пользу которого установлено ограничение, дает возможность такому лицу заявить правопритязание, но не сообщает самостоятельного вещного субъективного права. Поэтому ограничения правомочий собственника не могут быть уступлены или иным образом переданы третьим лицам ни при жизни, ни в случае смерти лица, в пользу которого они установлены. Итак, ограничение правомочий собственника не означает права на чужую вещь, оно свидетельствует лишь о пределе в осуществлении права собственности, вследствие чего обеспечиваются права третьих лиц или общества в целом.

По существу своему многочисленные ограничения состоят из обязанности собственника что-либо не делать из того, что он мог бы по содержанию права собственности делать, или обязанности что-либо терпеть (претерпевать) со стороны других, чего он по содержанию права собственности мог бы не допускать. Однако ограничение никоим образом не могут состоять в обязанности что-либо делать, так как это не было бы уже ограничением содержания права собственности [88, c.208].

Различают многочисленные ограничения правомочий собственника, которые можно классифицировать по различным, значимым для них признакам. Так, по основанию своего возникновения отдельные правомочия собственника могут быть ограничены по закону без учета воли собственника либо по воле самого собственника, в том числе и в силу договора. Согласно ч. (3) ст. 315 ГК, право собственности может быть ограничено законом или правами третьего лица. При этом следует иметь в виду, что гражданские права могут быть ограничены только органическим законом и на основаниях, предусмотренных Конституцией Республики Молдова (ч. (3) ст. 1 ГК).

Общие принципы ограничения прав изложены в ч. (2) ст. 54 Конституции РМ. В соответствии с положениями Конституции РМ осуществление прав и свобод не подлежит никаким ограничениям, кроме тех, которые предусмотрены законом. Закон, ограничивающий право, должен соответствовать общепризнанным нормам международного права и признаваться необходимым в интересах национальной безопасности, территориальной целостности, экономического благосостояния страны, общественного порядка, в целях предотвращения массовых беспорядков и преступлений, защиты прав, свобод и достоинства других лиц, предотвращения разглашения информации, полученной конфиденциально, или обеспечения авторитета и беспристрастности правосудия. Любые иные ограничения прав и свобод человека и гражданина, выходящие за пределы указанных выше требований, признаются неконституционными.

Обратим внимание, что ограничение, во всяком случае, не может затрагивать существование права или свободы и должно соответствовать обстоятельству, вызвавшему его (ч. (4) ст. 54 Конституции РМ). Применительно к праву собственности это значит, что никакое установленное законом ограничение не может повлечь прекращение существования данного права, защита которого гарантируется ч. (1) ст. 46 Конституции РМ. Любые, установленные законом ограничения не должны приводить к принудительному отчуждению права собственности и могут затрагивать при определенных обстоятельствах лишь отдельные правомочия собственника.

В любом случае вмешательство в пользование признанными ЕКПЧ правами или свободами должно преследовать законную цель.

Заложенный в ст. 1 "Защита собственности" Протокола №1 ЕКПЧ принцип "справедливого равновесия" между правами собственника и интересами государства предполагает, что вмешательство в осуществление права собственника должно преследовать общественнополезную цель" [116, с.965].

Ограничения правомочий собственника многообразны и предусмотрены целым рядом законодательных актов. Некоторые из них, устанавливаемые в отношении объектов права собственности, имеют характер вещных обременений (право вещных выдач). К вещным обременениям, устанавливаемых в силу закона с учетом воли лиц, вступающих в отношения, относится рентный долг и вещное обременение, обязывающее к производству исполнения по договору отчуждения имущества с условием пожизненного содержания. Так, в соответствии с ч. (1) ст. 842 ГК приобретатель по договору отчуждения имущества с условием пожизненного содержания лишен права производить отчуждение вещи в течение жизни выгодоприобретателя содержания. В результате, приобретатель вещи, будучи собственником, лишен права свободного распоряжения ею, поскольку это могло бы нарушить интересы выгодоприобретателя содержания.

Следует иметь в виду, что ограничения правомочий собственника в силу закона без учета его воли, в отличие от ограничений, установленных согласной волей собственника или соглашением лиц, обладают рядом отличительных черт.

Во-первых, ограничения правомочий собственника в силу закона являются междисциплинарным институтом, предполагающим соответствующее применение норм различных сфер правовой действительности (не только гражданского, но и административного, а также уголовного права).

Во-вторых, при ограничении правомочий собственника в силу закона поведение обязанного лица регулируется, в том числе с учетом принципа власти и подчинения [см. 41, с.124].

По своей направленности ограничения правомочий собственника могут носить косвенный или прямой характер. Косвенные ограничения проявляются, прежде всего, в актах запретительного или ограничительного действия, направленных на установление особых режимов эксплуатации имущества. Это касается как отдельных направлений предпринимательства, так и совершения некоторых операций - в виде запретов на производство сверх установленных квот, проведения экспортно-импортных, валютных операций и т.п.

Так, Закон РМ "О валютном регулировании" [53] предусматривает, что определенные валютные операции подлежат разрешению Национальным банком Молдовы. В частности, покупка резидентами иностранных финансовых инструментов в рамках их допуска на рынок капитала Республики Молдова осуществляется, за исключением случаев, предусмотренных законом, на основании разрешения Национального банка Молдовы.

Косвенные ограничения в осуществлении правомочий собственника могут проявляться также во введении специального антимонопольного законодательства и законодательства по борьбе с недобросовестной конкуренцией, запрещающего определенные способы и методы предпринимательства, связанные с использованием собственниками своего имущества [23, с.217].

Прямые ограничения правомочий собственника проявляются в закреплении законом прав органа публичной власти на принудительное отчуждение имущества либо в установлении особого режима его эксплуатации (использования). В этой связи особое внимание придается учету, охране, содержанию и ограничению использования памятников истории и культуры. В мировой практике широко принято заключение соглашений с собственниками этих памятников, им выплачивается вознаграждение в виде компенсации за принятые на себя обязательства по реставрации и охране памятников. Законы предусматривают и возможность принудительного выкупа строения и примыкающего к нему земельного участка у собственника, не желающего или не имеющего возможность обеспечить его сохранность [22, с.222].

Например, ст. 19 Закона РМ "Об охране памятников" [71] предусматривает, что берутся под охрану объекты, представленные для придания им статуса памятника, со дня разработки актов об их представлении для придания статуса памятника во избежание их повреждений. Министерство культуры доводит этот факт до сведения органов местного самоуправления, на территории которых находятся памятники, или обладателя с любым юридическим статусом. Если же обладатель объекта, представленного для придания ему статуса памятника, не желает этого, государственные органы по охране памятников вносят предложение в Парламент или Правительство о его выкупе государством. Согласно ст. 9 этого же закона, возмездное или безвозмездное отчуждение памятников, являющихся частной собственностью, разрешается при обязательном уведомлении об этом государственных органов по охране памятников. При купле-продаже памятников государство имеет преимущественное право покупки.

Прямые ограничения на перемещение культурных ценностей содержаться в Законе РМ "О порядке ввоза в Республику Молдова и порядке вывоза с ее территории имущества физическими лицами"[59]. Согласно положению данного закона, физические лица не имеют право вывозить с территории Республики Молдова ценности, признанные культурными.

Кроме того, национальное законодательство допускает возможность экспроприации из частной в публичную собственность культурных, художественных и исторических ценностей, имеющих исключительное значение для национальных чувств народа, а также документы, удостоверяющие государственность страны. Экспроприация осуществляется в соответствии с Законом РМ "Об экспроприации для общественно-полезных целей" [73]. Подобные ограничения правомочий собственника, включая возможность принудительного отчуждения определенных законом объектов, осуществляются в интересах всего общества, причем в пользу правообладателя предполагается выплата справедливой компенсации за утрату права собственности.

Ограничение правомочий собственника может устанавливаться как в отношении движимого, так и недвижимого имущества. Так, ст. 7 Жилищного кодекса РМ [36] предусматривает, что собственник должен использовать жилой дом, квартиру строго по целевому назначению. Значительные ограничения возлагаются законом на собственников земельных участков. В соответствии со ст. 29 Земельного кодекса РМ обладатели земли обязаны, в числе прочего: использовать землю в соответствии с ее назначением; соблюдать согласно агротехническим рекомендациям условия эксплуатации земли; принимать меры по предупреждению и борьбе с эрозией; уважать права других обладателей земли. На собственника земли, не обрабатывающего без уважительных причин сельскохозяйственные земли и не принимающего мер по защите почвы и ее улучшению, налагается административное взыскание (ст. 24 Земельного кодекса РМ).

В зависимости от круга лиц ограничения могут устанавливаться в интересах общества в целом или в интересах отдельных лиц. Ограничения правомочий собственника, осуществляемых в интересах всего общества, допустимы, поскольку присутствует публичный интерес и возможность применения в соответствии с законом административных мер воздействия. Согласно ч. (3) ст. 10 ГК, защита гражданских прав в административном порядке осуществляется лишь в случаях, предусмотренных законом. Ограничения, устанавливаемые в административном порядке, во всяком случае не исключают возможности их обжалования в судебной инстанции [74, с.9]. Более того, закон, при установлении ограничений в административном порядке, предусматривает условие о принудительном, как правило, возмездном отчуждении вещи. Так, в соответствии с ч. (3) ст. 360 Кодекса РМ "О правонарушениях" [60] в случае аннулирования разрешения на хранение индивидуального оружия и боеприпасов к нему, лицо, чье разрешение аннулировано, должно произвести их отчуждение. В случае уклонения от отчуждения, на ответственное лицо налагаются штрафные санкции.

Ограничения правомочий собственника, установленные законом, следует отличать от многочисленных административных запретов. Такие запреты, в частности, могут быть основаны на соответствующих правилах дорожного движения, строительных техникоэкономических нормах, противопожарных, санитарных и иных предписаниях [22, с.223]. Административные запреты не рассматриваются как ограничения правомочий собственника, поскольку устанавливают нормальный режим эксплуатации отдельных объектов, представляющих повышенную общественную опасность. Эти запреты направлены на охрану интересов других лиц и осуществляются в административном порядке.

Право соседства. Основной массив норм, ограничивающих правомочия собственника в целях удовлетворения интересов отдельных лиц, содержится в отдельной главе ГК - "Право соседства" ("соседские права", ius vicinitatis). Нормы, содержащиеся в данном разделе, направлены на известное стеснение правомочий собственника, устанавливаемое в пользу собственника соседнего земельного участка. Эти нормы регулируют отношения между собственниками соседствующих земельных участков в тех случаях, когда законный интерес собственника одного участка может быть осуществлен при учете прав собственника соседнего участка. При этом соседствующими считаются земельные участки или иное недвижимое имущество, которые могут оказывать взаимное воздействие (ст. 377 ГК). Таким образом, "соседские права" возникают:

• когда наличествуют соседствующие земельные участки, оказывающие взаимное воздействие;

• при условии, что законный интерес собственника одного земельного участка может быть осуществлен при учете прав собственника соседнего земельного участка.

"Соседские права" представляют попытку на законодательном уровне "уравновесить интересы" собственников соседствующих земельных участков, с учетом того, что каждый из них сохраняет принадлежащее им абсолютное право собственности. Поэтому "соседские права" рассматриваются как вещно-правовые притязания, а нормы, защищающие интересы соседей-собственников, размещены в книге ГК, посвященной вещным правам. Поскольку все многочисленные вопросы, возникающие в отношениях между собственниками соседних земельных участков, урегулировать на законодательном уровне не представляется возможным, на соседей, помимо предусмотренных законом прав и обязанностей, возлагается также моральная обязанность взаимного уважения (ст. 377 ГК).

"Соседские права" относятся к категории ограничений правомочий собственника в силу закона и устанавливаются в интересах определенных лиц. Они ограничивают правомочия собственника, стесняя его в осуществлении определенных правомочий. "Соседские права" являются законными, поскольку устанавливаются нормами закона, а не согласной волей лиц. Они действуют в интересах определенных лиц, признаваемых соседями [9, c.227].

Данные ограничения не являются субъективными правами, но предполагают возможность заявить правопритязание к лицу, их нарушающему, при наличии фактов, подтверждающих нарушение данных прав. Предоставление права на защиту (право на иск) при нарушении "соседских прав" свидетельствует о том, что они относятся к сфере частного права. "Соседские права" связаны с земельным участком и осуществимы лишь собственником (правообладателем) соседнего земельного участка (иной недвижимости). Прекращение права на земельный участок (недвижимости) лишает такое лицо возможности заявлять правопритязание к своему соседу.