Договор перевозки пассажиров и багажа

курсовая работа

1.2 Отраслевое законодательство в сфере перевозок

Основные отраслевые нормы в сфере перевозок, как это ни кажется странным, заложены в Гражданском кодексе, в частности, правовому регулированию перевозок посвящена отдельная гл.40. На основании норм гражданского законодательства процесс перевозки определяется транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними нормативными актами (правилами перевозок).

Многообразие перевозок позволяет классифицировать соответствующие договоры по виду транспортных средств:

железнодорожная перевозка;

автомобильная перевозка;

воздушная перевозка;

воздушный чартер;

морская перевозка;

перевозка по внутренним водным путям Алексеев С.С., Васильев А.С., Голофаев В.В., Гонгало Б.М. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации (учебно-практический). Части первая, вторая, третья, четвертая (под ред. Степанова С. А.). - М.: "Проспект; Екатеринбург: Институт частного права", 2010. С. 193. .

В Уставе автомобильного транспорта выделены два основных направления в сфере оказания транспортных услуг: перевозка грузов и перевозка пассажиров (багажа). При этом пассажирские перевозки подразделяются на регулярные перевозки пассажиров и багажа, перевозки пассажиров и багажа по заказам, перевозки пассажиров и багажа легковым такси. На основании устава разрабатывает и утверждает соответствующие правила перевозок Правительство РФ. При этом остаются в силе действующие документы Минтранса, применяемые в части, не противоречащей уставу и более поздним принятым нормативным актам Булаев С.В. Правовое регулирование грузовых и пассажирских перевозок // Транспортные услуги: бухгалтерский учет и налогообложение. 2010. N 2. С. 83. .

Рассмотрим некоторые отраслевые акты.

Правила перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом. Установлен порядок организации следующих видов перевозок пассажиров и багажа, осуществляемых автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом: регулярные перевозки; перевозки по заказу (на основании письменного договора фрахтования) и перевозки легковым такси (на основании публичного договора фрахтования в устной форме).

В частности, определены требования к перевозчикам, фрахтовщикам и владельцам объектов транспортной инфраструктуры, условия таких перевозок, а также порядок предоставления транспортных средств для перевозок.

Приведены обязательные реквизиты билетов и квитанций, используемых в процессе перевозок.

Так, владелец такси (фрахтовщик) выдает пассажиру (фрахтователю) кассовый чек или квитанцию в форме бланка строгой отчетности, подтверждающие оплату пользования легковым такси. Указанная квитанция должна содержать: наименование, серию и номер; наименование фрахтовщика; дату выдачи; стоимость пользования легковым такси; ФИО и подпись лица, выдавшего квитанцию.

Отдельный раздел посвящен забытым и найденным вещам. В нем, в частности, указано, что если по окончании поездки пассажир регулярного рейса обнаружит, что им в транспортном средстве забыты вещи, этот пассажир вправе обратиться к дежурному любого автовокзала, в котором осуществляется остановка этого транспортного средства. Дежурный автовокзала, в свою очередь, по письменному заявлению пассажира обязан немедленно отправить телеграмму, факс, сообщение по электронной почте или телефонограмму в адрес ближайшего автовокзала на пути следования транспортного средства с указанием в них места, которое занимал пассажир, описанием забытых вещей и требованием пересылки их к месту нахождения пассажира. В таких случаях все расходы, связанные с возвратом вещей (отправка телеграммы, факса или телефонограммы, упаковка, перевозка и др.), производятся за счет их владельца.

Правила перевозок грузов автомобильным транспортом. Общие правила перевозок грузов автомобильным транспортом (утверждены Минавтотрансом РСФСР 25 октября 1974 г.), регулирующие порядок организации:

заключения договоров (оформление перевозочных документов) на перевозку,

правила маркировки, пломбирования и обандероливания,

правила приема, погрузки и разгрузки, выдачи грузов,

правила переадресовки грузов,

расчеты за перевозку,

правила перевозки различных видов грузов (скоропортящихся грузов автомобильным транспортом, в контейнерах),

и другие правила.

Правила перевозки опасных грузов автомобильным транспортом (утверждены приказом Минтранса России от 8 августа 1995 г. N 73) разработаны в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 23 апреля 1994 года N 372 и определяют основные условия перевозки опасных веществ автомобильным транспортом, общие требования по обеспечению безопасности при их транспортировке, регламентируют взаимоотношения, права и обязанности участников перевозки опасных грузов.

В Правилах учтены положения и нормы действующих законодательных и нормативно-правовых актов, регулирующих порядок осуществления автотранспортной деятельности и перевозку опасных грузов в Российской Федерации.

Настоящие Правила устанавливают на территории Российской Федерации порядок перевозки опасных грузов автомобильным транспортом по улицам городов и населенных пунктов, автомобильным дорогам общего пользования, а также ведомственным и частным дорогам, не закрытым для общего пользования, вне зависимости от принадлежности опасных грузов и транспортных средств, перевозящих эти грузы, и обязательны для всех организаций, а также индивидуальных предпринимателей.

Перевозка "особо опасных грузов" осуществляется в соответствии с настоящими Правилами и с соблюдением специальных требований по обеспечению безопасности, утверждаемыми в порядке, предусмотренном постановлением Правительства РФ от 23 апреля 1994 г. N 372 Никифорова Е.И. Новые правила оказания транспортных услуг: постатейный комментарий к Федеральному закону от 8 ноября 2007 г. N 259-ФЗ. - М.: "ГроссМедиа: РОСБУХ", 2008. С. 86. .

В соответствии с Правилами перевозки опасных грузов, утвержденными приказом Минтранса России от 8 августа 1995 г. N 73 (действовали до 26 апреля 2012 г.), за Минтрансом России постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2008 г. N 1052 было закреплено полномочие по принятию нормативного правового акта о порядке выдачи специального разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортных средств, осуществляющих перевозки опасных грузов.

Порядок выдачи специального разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозку опасного груза, утвержденный приказом Минтранса России от 4 апреля 2011 г. N 179, определяет процедуру подачи перевозчиком или его представителем заявления о получении специального разрешения в уполномоченные органы, в зависимости от маршрута, по которому планируется осуществлять автоперевозку. Так, при прохождении маршрута или его части по автодорогам федерального значения или по территориям нескольких субъектов РФ заявление подается в территориальный орган Ространснадзора; при прохождении маршрута или его части по автодорогам регионального или межмуниципального значения - в орган исполнительной власти субъекта РФ, а в остальных случаях - в органы местного самоуправления. Исключение составляет прохождение маршрута по частной автодороге: разрешение выдает собственник автодороги.

В значительной степени данный Порядок выдачи специального разрешения воспроизводит положения ч.5 ст.31 Закона N 257-ФЗ. Вместе с тем в числе очевидных преимуществ данного Порядка, по нашему мнению, следует отметить сокращенные сроки процедуры выдачи испрашиваемого специального разрешения, что, очевидно, связано с переходом Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления на электронный документооборот и межведомственное взаимодействие. Так, Порядком предусмотрены три рабочих дня для проведения проверки соблюдения соискателем разрешения установленных требований и принятия решения и по одному рабочему дню - для оформления разрешения и выдаче соискателю в отличие от ранее действовавшего 30-дневного срока на выдачу лицензии без учета времени, необходимого соискателю лицензии на прохождение дополнительных согласований и получения дополнительных разрешений в органах государственного надзора.

Правилами перевозки опасных грузов автомобильным транспортом, были сформулированы требования к перевозке особо опасных грузов (п.2.3), их перечень приведен в приложении 7.2 к Правилам.

При перевозке особо опасных грузов грузоотправитель (грузополучатель) должен получить разрешение на перевозку от органов внутренних дел по месту его нахождения.

Для получения разрешения на перевозку особо опасных грузов грузоотправитель (грузополучатель) подает в органы внутренних дел по месту приема груза к перевозке заявление с указанием в нем наименования опасного груза, количества предметов и веществ, маршрута перевозки, лиц, ответственных за перевозку, и (или) лиц, охраняющих груз в пути следования.

К заявлению прилагаются следующие документы: аварийная карточка системы информации об опасности; маршрут перевозки, разработанный автотранспортной организацией и согласованный с грузоотправителем (грузополучателем); свидетельство о допуске транспортного средства к перевозке опасных грузов.

Разрешение выдается на одну или несколько идентичных перевозок, а также на партию грузов, перевозимых по установленному маршруту, на срок не более шести месяцев. Перевозка особо опасных грузов допускается при надлежащей охране и обязательно в сопровождении специально ответственного лица - представителя грузоотправителя (грузополучателя), знающего свойства опасных грузов и умеющего обращаться с ними.

Необходимость сопровождения специалистами других опасных грузов, не отнесенных к особо опасным грузам, определяет грузоотправитель (грузополучатель). Сопровождающие лица и лица военизированной охраны выделяются грузоотправителем (грузополучателем).

На наш взгляд, подобное нормативно-правовое регулирование и практика выдачи специальных разрешений на перевозку особо опасных грузов органами внутренних дел как структурными подразделениями МВД России в контексте общеевропейского подхода, согласно которому безопасной может быть любая перевозка опасного груза автомобильным транспортом при условии соблюдения разрешительных требований, и стандартизации процедур выдачи разрешений в соответствии с принципом компетенции, ставят под сомнение необходимость наделения МВД России несвойственными им полномочиями по выдаче соответствующих разрешений, тем более в отсутствие нормативно-правового регулирования процедуры их выдачи.

Федеральным законом от 1 декабря 2007 г. N 317-ФЗ "О Государственной корпорации "Росатом" предусмотрена специальная процедура, осуществляемая Росатомом, по выдаче сертификатов-разрешений на транспортирование (перевозку) ядерных материалов, радиоактивных веществ и изделий из них, на использование определенной конструкции транспортного упаковочного комплекта радиоактивного вещества особого вида, за исключением ядерных материалов, переданных в составе изделий Минобороны России, а также на ведение реестра указанных материалов.

В соответствии с действующей редакцией Положения о Министерстве транспорта Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства РФ от 30 июля 2004 г. N 395, за ним также закреплено полномочие по утверждению порядка выдачи специальных разрешений на осуществление международных автомобильных перевозок опасных грузов (п.5.2.10).

С учетом этого приказом Минтранса России от 17 апреля 2007 г. N 44 утвержден Порядок выдачи специальных разрешений на осуществление международных автомобильных перевозок опасных грузов, согласно которому полномочие по выдаче национальным автоперевозчикам разрешений в международном сегменте выдается исключительно территориальными органами Ространснадзора - управлениями государственного дорожного надзора в 7-дневный срок.

Инструкцией о порядке выдачи специальных разрешений на осуществление международных автомобильных перевозок опасных грузов по территории Российской Федерации, утвержденной приказом Ространснадзора от 9 января 2008 г. N ГК-15фс, впервые предоставление специального разрешения на осуществление таких перевозок определено как государственная услуга, включающая как собственно выдачу разрешения, так и проведение мероприятий по контролю возможности выполнения соискателем специального разрешения установленных требований и условий, ведение журнала выдачи специальных разрешений, предоставление сведений из него, а также формирование открытых и общедоступных информационных ресурсов, содержащих сведения о нормативных правовых актах в области международных перевозок опасных грузов автомобильным транспортом Шевелевич А.А. Совершенствование разрешительной системы автоперевозок опасных грузов // Журнал российского права. 2012. N 10. С. 15. .

Делись добром ;)