Законодательные основы борьбы с коррупцией в России

курсовая работа

2.1 Международно-правовые акты в борьбе с коррупцией: общая характеристика

Кроме общероссийского уровня, предусмотрены международные меры борьбы с коррупцией.

Указом Президента Российской Федерации В.В. Путина в ноябре 2003 г. образован Совет при Президенте Российской Федерации по борьбе с коррупцией, основной задачей которого является определение приоритетных направлений государственной политики в сфере противодействия коррупции.

Согласно ст. 4 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»:

«1. Российская Федерация в соответствии с международными договорами Российской Федерации и (или) на основе принципа взаимности сотрудничает в области противодействия коррупции с иностранными государствами, их правоохранительными органами и специальными службами, а также с международными организациями в целях:

-установления лиц, подозреваемых (обвиняемых) в совершении коррупционных преступлений, их местонахождения, а также местонахождения других лиц, причастных к коррупционным преступлениям;

- выявления имущества, полученного в результате совершения коррупционных правонарушений или служащего средством их совершения;

- предоставления в надлежащих случаях предметов или образцов веществ для проведения исследований или судебных экспертиз;

- обмена информацией по вопросам противодействия коррупции;

- координации деятельности по профилактике коррупции и борьбе с коррупцией.

2. Иностранные граждане, лица без гражданства, не проживающие постоянно в Российской Федерации, иностранные юридические лица, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, а также их филиалы и представительства (иностранные организации), обвиняемые (подозреваемые) в совершении коррупционных правонарушений за пределами Российской Федерации, подлежат ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации в случаях и порядке, предусмотренных международными договорами Российской Федерации и федеральными законами».

Коррупционные схемы в России формируются на самых различных уровнях: и в высших эшелонах власти, и там, где выделяют квоты, где реализуется и регистрируется недвижимость, лицензируется та или иная деятельность и т.д.

Коррупция не сводится к примитивному взяточничеству, особенно в условиях рыночной экономики, свободной торговли и демократии. Лоббизм, фаворитизм, протекционизм, взносы на политические цели, традиции перехода политических лидеров и государственных чиновников на должности почетных президентов корпораций и частных фирм, инвестирование коммерческих структур за счет госбюджета, перевод государственного имущества в акционерные общества, использование связей преступных сообществ и т.д. являются во многих случаях завуалированными формами коррупции.

В системе ООН приняты конвенции и резолюции, содержащие отдельные аспекты, касающиеся коррупции или же поведения должностных лиц. В частности, Генеральная Ассамблея ООН приняла Резолюцию 34/169 от 17 декабря 1979г., содержащую Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка.

Усилия ООН в области борьбы с коррупцией завершились принятием Генеральной Ассамблеей ООН Декларации о борьбе с коррупцией и подкупом при международных коммерческих сделках от 16 декабря 1996 г. Несмотря на необязательный характер, Декларация является всеобъемлющей по рассматриваемой проблеме.

Согласно Декларации государства по отдельности и через международные организации предпринимают действия в соответствии с конституциями каждого государства и принятыми национальными законами и возлагают на себя следующие обязательства:

- осуществлять конкретные действия для борьбы со всеми формами коррупции, подкупа и связанными с ними незаконными деяниями при международных коммерческих сделках. 31 октября 2003г. в соответствии с резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН № A/REES/58/4 была принята Конвенция Организации Объединенных Наций против коррупции (U№CAC).

Конвенция представляет собой многосторонний международно-правовой документ, отражающий природу коррупции, предлагающий разнообразные меры борьбы с этим явлением. В силу Конвенция вступила 14 декабря 2005г. - на 90-й день после ее ратификации тридцатью участниками.

С целью координации усилий государств-участников Конвенция учредила специальную постоянно действующую Конференцию. Секретарское обслуживание Конференции обеспечивает Генеральный секретарь ООН через Управление ООН по наркотикам и преступности (УНП ООН).

Россия, в числе первых подписавшая Конвенцию 9 декабря 2003г., ратифицировала ее в 2006г. (третьей среди стран «Большой восьмерки»). Тем не менее Россия не ратифицировала ст.20 Конвенции («Незаконное обогащение»). Статья предусматривает признание странами-подписантами уголовно наказуемым деянием «незаконное обогащение» государственных служащих. Эта статья гласит: «При условии соблюдения своей конституции и основополагающих принципов своей правовой системы каждое государство-участник рассматривает возможность принятия таких законодательных и других мер, какие могут потребоваться, с тем, чтобы признать в качестве уголовно наказуемого деяния, когда оно совершается умышленно, незаконное обогащение, то есть значительное увеличение активов публичного должностного лица, превышающее его законные доходы, которое оно не может разумным образом обосновать».

20 мая 2011г. Правительство России не одобрило законопроект, который позволил бы ратифицировать ст. 20 якобы по той причине, что эта статья противоречит ст. 49 Конституции РФ и способна лишить миллионы граждан России презумпции невиновности.

Заинтересованность в международной борьбе против коррупции проявил также и Совет Европы. Для координации действий во исполнение решений по борьбе с коррупцией Комитет министров Совета Европы создал в сентябре 1994 г. Междисциплинарную группу по проблемам коррупции (MAC). Перед ней были поставлены задачи: рассмотреть меры, которые могли бы быть приняты на международном уровне, разработать типовые законы или кодексы поведения, включая международные конвенции о сотрудничестве в борьбе с этой интернациональной проблемой.

Одним из результатов деятельности Группы явились разработка и принятие двух международно-правовых документов: Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию в 1998г. и Конвенции о гражданско-правовой ответственности за коррупцию в 1999г.

Уголовно-правовая конвенция определяет ряд критериев, в соответствии с которыми государство-участник должно установить свою юрисдикцию в отношении вышеупомянутых деяний.

«Конвенция не исключает осуществления государством-участником любой уголовной юрисдикции в соответствии с его национальным законодательством.

Одной из новелл европейского права стало положение Уголовно-правовой конвенции об ответственности юридических лиц в связи с коррупционными преступлениями.

Включение такого положения вызвано в первую очередь все более частыми фактами участия юридических лиц в коррупционных действиях, особенно в сфере международных коммерческих сделок.

Согласно ст.24 Уголовно-правовой конвенции о коррупции для осуществления функции контроля создается Группа государств против коррупции (ГРЕКО), которая начнет свою деятельность с первого дня месяца, следующего после даты сдачи депозитарию (Генеральному секретарю Совета Европы) четырнадцатого документа о ратификации, принятии или одобрении Конвенции, т.е. после вступления ее в силу.

Гражданско-правовая конвенция о коррупции 1999г. представляет собой первый и уникальный документ, посвященный рассмотрению гражданско-правовых аспектов коррупции.

Основное ее предназначение заключается в установлении на региональном международно-правовом уровне эффективных средств правовой защиты лиц, понесших ущерб в результате актов коррупции, чтобы создать им возможности для защиты своих прав и интересов, включая возможность получения компенсации за ущерб.

Сам механизм возмещения ущерба создается каждым государством-участником в соответствии с его внутренним правом и может по своей природе относиться к различным отраслям права».

Тем самым Конвенция устанавливает правовое поле, в рамках которого государства-участники принимают меры по противодействию последствиям коррупции в гражданско-правовой сфере.

Коррупция не знает национальных границ.

Для борьбы с коррупцией требуются в первую очередь эффективные национальные судебные и правоохранительные органы, а также расширение международно-правового сотрудничества в области борьбы с коррупцией.

Такая необходимость вызвана последствиями коррупции, которая угрожает верховенству закона, демократии и правам человека, подрывает основы государственного управления и международного правопорядка, ведет к искажению условий конкуренции и наносит серьезный урон стабильности демократических институтов и моральным устоям общества.

Делись добром ;)