Защита авторского и смежного права

дипломная работа

1.2 Объекты авторского права

Закон определяет, что авторское право распространяется на произведения науки, литературы и искусства, являющиеся результатом творческой деятельности, независимо от назначения и достоинства произведения, а также от способа его выражения.

Таким образом, объект авторского права, в широком понимании, - это произведение.

Понятие «произведения» в законе не дано, но его признаки видны исходя из анализа ст. 7 Закона «Об авторском праве и смежных правах».

Во-первых, оно должно относится к науке, литературе или искусству.

Отсюда следует, что не имеет значения достоинство произведения, а также способ его выражения. Стоит согласиться с исследователями, которые подчеркивают, что «перечисленные термины имеет смысл рассматривать не по отдельности, не пытаясь их разграничить, а в совокупности, как некоторый ориентир, указывающий на определенную область человеческой деятельности» Калятин В.О. Интеллектуальная собственность (Исключительные права). Учебник для вузов. М.: Норма. 2000. С. 32..

Во-вторых, такое произведение должно быть результатом творческой деятельности, независимо от назначения и достоинства произведения, а также способа его выражения.

Что следует понимать под творчеством?

Творчество - деятельность человека, направленная на создание культурных или материальных ценностей Словарь русского языка. Т. IV. С. 344.. Творческая деятельность - это деятельность человеческого мозга, который способен создавать только идеальные образы, а не предметы материального мира Гаврилов Э.П. Постатейный комментарий к Закону РФ "Об авторском праве и смежных правах". М.: Фонд "Правовая культура", 1996 г..

Творческий характер предполагает, прежде всего, новизну произведения. «Новизне объекта, охраняемого авторским или изобретательским правом, сопутствует показатель, характеризующий этот объект как результат «оригинального мышления» лица, его создавшего. Эти показатели представляют собой две стороны творческой деятельности: новизна объекта как показатель результата деятельности свидетельствует об оригинальном мышлении у субъекта этой деятельности и наоборот».

Отсутствие творческого подхода к объекту авторского права (неоригинальность произведения) может быть основанием для непризнания того или иного объекта авторским. Приведем из практики:

«Акционерное общество обратилось в арбитражный суд с иском к издательству о запрещении ответчику использовать в качестве наименования выпущенной в свет серии книг название "Энциклопедия для детей и юношества".

Истец полагал, что использование этого названия нарушает его авторские права на часть (название) произведения, опубликованного истцом раньше, чем ответчиком и состоящего из нескольких томов под общим названием "Энциклопедия для детей".

Арбитражный суд правомерно отказал в иске по следующим основаниям.

Согласно статье 6 Закона "Об авторском праве..." к объектам авторского права относится и часть произведения (включая его название), которая является результатом творческой деятельности и может использоваться самостоятельно. Однако истец не доказал творческого (оригинального) характера названия, использованного им для серии книг. Наоборот, неоригинальность словосочетания "Энциклопедия для детей" очевидна» Информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 28 сентября 1999 г. N 47 "Обзор практики рассмотрения споров, связанных с применением Закона Российской Федерации "Об авторском праве и смежных правах" // Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. - 1999 г. - №11..

Таким образом, творческий характер, новизна и оригинальность - ключевые признаки произведения.

В-третьих, произведение должно быть выражено в какой-либо объективной форме (п.2 ст.6 Закона). Объективная форма - внешнее выражение авторского творчества в любой материальной форме:

§ письменной (рукопись, машинопись, нотная запись и так далее);

§ устной (публичное произнесение, публичное исполнение и так далее);

§ звуко- или видеозаписи (механической, магнитной, цифровой, оптической и так далее);

§ изображения (рисунок, эскиз, картина, план, чертеж, кино-, теле-, видео- или фотокадр и так далее);

§ объемно-пространственной (скульптура, модель, макет, сооружение и так далее);

§ в других формах.

Законодатель не ограничивает возможные способы выражения произведения, и с этим можно только согласиться, т.к. со временем появляются все новые формы воплощения творческой деятельности. Так, например, еще в начале 20 века в юридической литературе ставился вопрос о том, считать ли объектом авторского права фотографию? Фотография считалась во многом механическим процессом (без творчества), поэтому эта форма творческой деятельности не сразу стала охраняться законом.

Моментом создания произведения будет считаться завершение воплощения в любой из названных объективных форм (неоконченное произведение, безусловно, тоже является объектом авторского права). Не является объектом авторского права только задуманное произведение, но еще не воплощенное в объективной форме. Приведем пример из практики:

«Издательство обратилось в арбитражный суд с иском к акционерному обществу о признании исключительных прав на использование в целом энциклопедического издания серии "Энциклопедия для детей".

В заседании суда истец пояснил, что под использованием в целом имел в виду признание исключительных прав на использование книг этой серии как изданных, так и подлежащих изданию в будущем.

Свое требование издательство мотивировало тем, что им в названной серии с 1994 года выпущено уже пять книг. Во время подготовки издательством очередного тома акционерное общество начало выпускать в свет свою серию "Энциклопедия для детей и юношества", чем нарушило исключительные права издательства.

Ответчик ссылался на то, что не оспаривал и не нарушал прав издательства на вышедшие в свет пять книг серии "Энциклопедия для детей", но возражал против признания за издательством исключительных прав на произведения, которые могут быть созданы в будущем.

Арбитражный суд обоснованно удовлетворил иск издательства лишь в части признания исключительных прав на использование уже изданных им книг серии "Энциклопедия для детей".

Согласно требованиям статей 5, 6, 7 Закона "Об авторском праве..." объектом авторского права являются сборники (энциклопедии), существующие в объективной форме.

В соответствии с ч. 2 статьи 11 Закона издателю энциклопедий принадлежат исключительные права на использование таких изданий, существующих в объективной форме. Истец не представил доказательств, что новые сборники существуют в объективной форме и могут быть воспроизведены.

Исходя из этого требование о признании исключительных прав на использование предполагаемых к изданию в будущем сборников (энциклопедий) обоснованно отклонено» Информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 28 сентября 1999 г. N 47 "Обзор практики рассмотрения споров, связанных с применением Закона Российской Федерации "Об авторском праве и смежных правах" // Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. - 1999 г. - №11..

В связи с вышесказанным, не может быть объектом авторских прав произведения, которые будут созданы в будущем.

Для признания произведения объектом авторском права закон не требует завершенности работы. Произведение может быть незаконченным, но обеспечивается правовой охраной. В перечне объектов авторского права названы эскизы, планы и т.д., которые, как правило, используются автором при создании произведения.

Авторское право возникает в силу факта создания произведения. Произведение не обнародованное, но выраженное в какой-либо объективной форме подлежит охране авторским правом независимо от того, доступно оно обществу или нет. Для возникновения и осуществления авторского права не требуется соблюдения каких-либо формальностей.

Часть 1 ст. 9 Закона РФ "Об авторском праве и смежных правах" от 9 июля 1993 г. предоставляет обладателю исключительных имущественных прав помещать на каждом экземпляре произведения знак охраны, который состоит из трех элементов:

§ латинской буквы "С" в окружности: С;

§ имени (наименования) обладателя исключительных авторских прав;

§ года первого опубликования произведения.

Правовой охраной в равной степени пользуются как произведения, на которых проставлен знак охраны, так и произведения без такого знака. Знак охраны авторского права - формальность, которая служит для оповещения третьих лиц о наличии у автора или иного лица исключительных имущественных прав на произведение.

Произведения науки, литературы и искусства являются нематериальными объектами, однако их качество и значимость для общества могут быть оценены только тогда, когда они объективируются на материальном носителе. Последний представляет собой материальный объект - вещь, собственник которой может не иметь авторского права на воплощенное в ней произведение. Передача материального объекта, в котором выражено произведение, не влечет перехода каких-либо авторских прав на произведение, выраженное в этом объекте.

В теории авторского права выделяют еще ряд признаков произведения. В том числе его вопроизводимость. Данный признак означает, что с момента своего создания произведение может быть воспроизводимо.

Интересно отметить, что в зарубежных правовых системах, одним из ключевых признаков произведения является воспринимаемость произведения органами чувств человека.

В советском авторском праве одним из критериев произведения называлась полезность произведения Попов В.А. О понятии и признаках объекта авторского права // Проблемы советского авторского права. - М.: 1979. С. 64.. В современном законодательстве ни назначение произведения, ни его достоинства значения не имеют.

Учитывая вышеобозначенные признаки можно дать следующее определение объекта авторского права, или иначе произведения. Это результат творческого труда воплощенной в объективной форме.

В юридической литературе наиболее популярно определение, данное В.И. Серебровским: «Произведение - это совокупность идей, мыслей и образов, получивших в результате творческой деятельности автора свое выражение в доступной для восприятия человеческими чувствами конкретной форме, допускающей возможность воспроизведения» Серебровский В.И. Вопросы советского авторского права. М.: 1956. С. 32..

Итак, мы определили, что следует понимать под объектом авторского права.

Законодатель нормативно закрепил произведения, являющиеся объектами авторского права (ст.7 Закона):

§ литературные произведения (включая программы для ЭВМ);

§ драматические и музыкально-драматические произведения, сценарные произведения;

§ хореографические произведения и пантомимы;

§ музыкальные произведения с текстом или без текста;

§ аудиовизуальные произведения (кино-, теле- и видеофильмы, слайдфильмы, диафильмы и другие кино- и телепроизведения);

§ произведения живописи, скульптуры, графики, дизайна, графические рассказы, комиксы и другие произведения изобразительного искусства;

§ произведения декоративно-прикладного и сценографического искусства;

§ произведения архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства;

§ фотографические произведения и произведения, полученные способами, аналогичными фотографии;

§ географические, геологические и другие карты, планы, эскизы и пластические произведения, относящиеся к географии, топографии и к другим наукам и другие произведения.

§ К объектам авторского права также относятся:

§ производные произведения (переводы, обработки, аннотации, рефераты, резюме, обзоры, инсценировки, аранжировки и другие переработки произведений наук, литературы и искусства);

§ сборники (энциклопедии, антологии, базы данных) и другие составные произведения, представляющие собой по подбору или расположению материалов результат творческого труда.

Производные произведения и составные произведения охраняются авторским правом независимо от того, являются ли объектами авторского права произведения, на которых они основаны или которые они включают.

Безусловно, что это не полный список объектов авторского права. Такой вывод можно сделать хотя бы потому, что законодатель не ограничил формы объективного выражения произведений. Так, например, в число объектов авторского права входят «письма» Чупова М. Авторские права на литературные произведения // Российская юстиция. 1999. №7..

Между тем, авторское право не распространяется на идеи, методы, процессы, системы, способы, концепции, принципы, открытия, факты (п.4 ст.6 Закона). Как подчеркивается в ст.2 Договора ВОИС по Авторскому праву Договор ВОИС по авторскому праву (принят Дипломатической конференцией) (Женева, 20 декабря 1996 г.) Договор вступил в силу 6 марта 2002 г. / Российская Федерация не участвует в настоящем Договоре. // Нормативные документы по финансам, налогам и бухгалтерскому учету. № 35. (см. Приложение 1), авторско-правовая охрана распространяется на форму выражения, а не на идеи, процессы, методы функционирования или математические концепции как таковые.

Спорным как в теории, так и на практике является вопрос о включении в число объектов авторского права «формул». Погуляев В.В. Формула как объект авторского права // Право и экономика. №4. апрель 2003 г..

Произведения, не являющиеся объектами авторского права (ст.8 Закона):

§ официальные документы (законы, судебные решения, иные тексты законодательного, административного и судебного характера), а также их официальные переводы;

§ государственные символы и знаки (флаги, гербы, ордена, денежные знаки и иные государственные символы и знаки);

§ произведения народного творчества;

§ сообщения о событиях и фактах, имеющие информационный характер.

Таким образом, объектом авторского права является произведение, представляющее собой результат творческой деятельности и имеющее объективную форму выражения, обеспечивающую его воспроизведение, поскольку материального объекта, содержащего произведения, нет и объекта охраны.

Делись добром ;)