Защита прав потребителей в торговом обслуживании

дипломная работа

1.2 Современное законодательство о защите прав потребителей в сфере торговли

Законодательство о защите прав потребителей в сфере торговли - это совокупность разноотраслевых нормативных актов, объединенных общим предметом регулирования отношений предпринимателей и покупателей.

Спецификой действующего законодательства о защите прав потребителей, состоящего из совокупности нормативных правовых актов, которые носят разноотраслевой характер, можно считать выделение его в качестве специальной комплексной отрасли законодательства.

Как комплексная отрасль законодательство о защите прав потребителей представляет собой вторичное структурное образование в системе законодательства и включает нормы различных отраслей права. Между тем основу регулирования в сфере потребления составляют гражданские правоотношения.

Отношения в области защиты прав потребителей регулируются большим количеством нормативных актов, основными являются следующие:

1) Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ).

По общему правилу ГК РФ имеет приоритет по отношению к другим правовым актам, регулирующим гражданские отношения (к числу которых относится и защита прав потребителей). Согласно ст.3<< Гражданского кодекса Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 №51-ФЗ (ред. от 06.12.2011, с изм. от 27.06.2012) // Российская газета. - 1994. - №238-239>>. нормы гражданского права, содержащиеся в других законах, должны соответствовать ГК РФ. Однако последний предусматривает принятие специальных законов и основанных на них иных правовых актов;

2) Закон РФ от 07.02.1992 №2300-1 "О защите прав потребителей", который является специальным законом по отношению к ГК РФ.

Данный Закон регулирует в числе прочих отношения по договору розничной купли-продажи, не урегулированные ГК РФ, конкретизирует соответствующие нормы, содержащиеся в ГК РФ. В случаях, когда ГК РФ и иные федеральные законы допускают это, Закон "О защите прав потребителей" предусматривает иные правила по сравнению с правилами ГК РФ, например правило о возмещении убытков в полной сумме сверх неустойки (пени), установленной законом или договором (п.2 ст.13 Закона "О защите прав потребителей").

Кроме того, Закон "О защите прав потребителей":

регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, импортерами, продавцами при продаже товаров;

устанавливает права потребителей на приобретение товаров надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, на получение информации о товарах и об их изготовителях, продавцах, просвещение, государственную и общественную защиту их интересов, а также определяет механизм реализации этих прав.

При этом Закон РФ "О защите прав потребителей" применяется независимо от того, есть или нет на него ссылка в ГК РФ, в случаях, если данный Закон:

а) конкретизирует и детализирует положения ГК РФ;

б) регулирует отношения, не урегулированные ГК РФ;

в) предусматривает иные правила, чем ГК РФ, когда ГК РФ допускает возможность их установления законами и иными правовыми актами.

В тех случаях, когда отдельные виды гражданско-правовых отношений (например, договоры перевозки, энергоснабжения) помимо норм ГК РФ регулируются и специальными законами РФ, к отношениям с участием потребителей, вытекающим из таких договоров, Закон РФ "О защите прав потребителей" может применяться в части, не противоречащей ГК РФ и специальному закону (абз.6 разд. III разъяснений "О некоторых вопросах, связанных с применением Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" Приказ МАП РФ "О некоторых вопросах, связанных с применением Закона РФ "О защите прав потребителей" от 20.05.1998 №160

3) Соглашение об основных направлениях сотрудничества государств-участников Содружества Независимых Государств в области защиты прав потребителей (Заключено в г. Москве 25.01.2000) // Бюллетень международных договоров. - 2002. - №3. - С.25-28.

Права потребителей защищаются, а значит, и регулируются также нормами и административного права. <<Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 №195-ФЗ (ред. от 02.10.2012) >>определяет административную ответственность за нарушение работниками предприятий торговли и общественного питания правил обслуживания покупателей, обман покупателей и т.д.

По отдельным вопросам применения Закона РФ "О защите прав потребителей" необходимо следовать разъяснениям, утвержденным письмом Роспотребнадзора от 11.03.2005 №0100/1745-05-32 "О направлении информационного материала по защите прав потребителей".

Нужно также руководствоваться Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 №322 "Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека".

По делам о защите прав потребителей необходимо также учитывать Постановление Пленума Верховного Суда РФ (далее ВС)"О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей от 28.06.2012 №17 // Российская газета. - 2012. - №156.", а при предъявлении требования о взыскании компенсации морального вреда - Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.1994№10 (ред. от 06.02.2007)"Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда". Пленум Верховного Суда РФ указал, что суды не вправе руководствоваться законодательством о защите прав потребителей при разрешении споров, возникающих между гражданами, вступившими в договорные отношения между собой с целью удовлетворения личных бытовых нужд, однако проблема до сих пор законодательно не урегулирована.

Гражданско-правовая регламентация отношений с участием потребителей не может быть сведена исключительно к регулированию этих вопросов в ГК РФ, Законе "О защите прав потребителей", принимаемых в соответствии с ним иных федеральных законах и правовых актах. Согласно п.2 ст.1, ст. ст.5, 6, 8 и др. ГК РФ регулирование гражданско-правовых отношений наряду с правовыми нормами осуществляется также договором, обычаями делового оборота, а также исходя из общих начал и смысла гражданского законодательства и требований добросовестности, разумности и справедливости.

Обычай делового оборота - это неписаное правило, но зачастую формулируется в документах авторитетных общественных организаций. Согласно ст.5 ГК РФ "обычаем делового оборота признается сложившееся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской деятельности правило поведения, не предусмотренное законодательством, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе".

Юридическое значение обычаев состоит в том, что они по очередности применения находятся после нормативно-правовых актов и договора. Обычаи широко применяются во внешнеторговом маркетинге.

Обыкновение - обычай, применение которого не санкционировано государством и который из-за отсутствия нормативности может использоваться только как индивидуальный регулятор. Правило обыкновения опирается на обычную практику взаимоотношений "средних и абстрактных контрагентов". Поскольку такая практика неофициальна, обыкновения используются только как способ установления отсутствующих в договоре сведений, как индикатор типичных взаимоотношений большинства контрагентов.

К источникам регулирования отношений с участием потребителей можно отнести также и подзаконные нормативные акты. При этом нельзя забывать и о том, что ст.1 Закона РФ "О защите прав потребителей" не предусматривает положений о том, что регулирование отношений в области защиты прав потребителей может осуществляться нормативными актами федеральных органов исполнительной власти.

Согласно ст.26 Закона "О защите прав потребителей" Правительство РФ уполномочено утверждать правила отдельных видов договоров купли-продажи, а также правила продажи отдельных видов товаров. К числу первых могут быть отнесены, например, Правила продажи товаров по образцам, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 21.07.1997 №918, и Правила комиссионной торговли непродовольственными товарами, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 06.06.1998 №569. В данных Правилах предусматриваются особенности заключения и исполнения договоров, определяемые сферой их применения.

Наиболее важное и широкое применение имеют Правила продажи отдельных видов товаров, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 №55. Среди подзаконных актов следует также указать на Постановление Правительства РФ от 15.08.1997 №1037 "О мерах по обеспечению наличия на ввозимых на территорию РФ непродовольственных товарах информации на русском языке".

Требования всех указанных правовых актов обязательны для выполнения на территории РФ.

Таким образом, рассмотрев общие положения законодательства о защите прав потребителей, можно сделать следующие выводы.

В последнее десятилетие в нашей стране проводится активная политика по защите прав потребителей товаров (работ, услуг). Это обусловлено экономическим положением России, которое можно охарактеризовать как этап становления рыночной экономики, где пока не сформировалась цивилизованная система взаимоотношений продавцов, производителей и потребителей. Именно в этот период потребитель наиболее уязвим и нуждается в усиленных формах защиты со стороны государства.

В связи с этим, одной из задач современной России признана необходимость применения эффективных методов защиты прав потребителей. Россия законодательно провозгласила основные права и интересы потребителей, соответствующие международно-правовым стандартам в этой сфере. Готовность России защищать потребителей выражена в Законе Российской Федерации "О защите прав потребителей", который определил круг прав потребителей, установил механизм реализации этих прав. Кроме этого, на защите прав и интересов потребителей стоят все отрасли российского законодательства: конституционное, гражданское, административное, уголовное. Происходящие изменения в экономической, социальной, правовой системах, направленные, в том числе, и на охрану прав и интересов потребителей, протекают в специфических социокультурных условиях.

Делись добром ;)