Интеллектуальная собственность

курсовая работа

2.2 Авторское и смежные права

Теоретические предпосылки авторского права базируются на необходимости для людей иметь широкий доступ ко всем достижениям интеллектуальной творческой деятельности и вытекающей отсюда обязательности вознаграждать тех, кто способствует возникновению и распространению этих достижений См. Дюма Р. Литературная и художественная собственность. М.:1996. стр179.. Во всеобщей декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН в 1948г., авторские права были отнесены к основным правам человека. В статье 27 Декларации говорится:

«1. Каждый человек имеет право свободно участвовать в культурной жизни общества, наслаждаться искусством, участвовать в научном прогрессе и пользоваться его благами.

2. Каждый человек имеет право на защиту его моральных и материальных интересов, являющихся результатом научных, литературных или художественных трудов, автором которых он является».

Авторское право можно рассматривать в субъективном и объективном смысле. В объективном смысле - это совокупность норм гражданского права, регулирующих отношения, возникающие в связи с созданием и использованием произведений науки, литературы и искусства. Оно является самостоятельным институтом гражданского права.

В субъективном смысле авторское право - это совокупность личных неимущественных и имущественных прав, принадлежащих лицам, создающим произведения науки, литературы и искусства в отношении созданных ими произведений.

Формирование авторского законодательства осуществляется на основе принципов гражданского права вообще и специфичных принципов, присущих данному институту. В юридической литературе к таким принципам обычно относят: свободу творчества, сочетание личных интересов автора с интересами всего общества, моральную и материальную заинтересованность автора в создании и использовании произведений, всемерную охрану прав и законных интересов авторов.

Теперь хочу перейти к правам смежным с авторскими. Институт смежных прав относительно молод по сравнению с институтом авторских прав. Содержание этих двух институтов во многом близки. Однако применению непосредственно норм авторского права для регулирования отношений в сфере исполнительского творчества, производства и использования фонограмм и деятельности организаций эфирного и кабельного вещания мешает тот факт, что результаты деятельности субъектов смежных прав имеют свои специфические черты и не квалифицируются, как произведения науки, литературы и искусства.

Отличительной чертой большинства смежных прав является их зависимость от прав авторов творческих произведений. Самостоятельный характер смежных прав проявляется лишь в том случае, когда исполняется, записывается на фонограмму, передается в эфир или по кабелю неохраняемое произведение.

Делись добром ;)