Интеллектуальная собственность и ее развитие в экономике России

курсовая работа

2.1 Становление института интеллектуальной собственности в России

Обычно возникновение права интеллектуальной собственности в Европе относят к XV в. В XVIII в. с реформами Петра I оно пришло и в Россию. В отечественной истории можно выделить три основных периода его становления. Первый начался реформами Петра и закончился в конце XIX - начале XX в. К концу этого периода Свод законов Российской империи содержал два устава: торговый и гражданский.

Торговый устав включал ряд статей, посвященных изобретениям и открытиям, то есть отношениям, связанным с так называемой промышленной собственностью. Гражданский устав содержал раздел об авторских правах (о правах на "произведенiя наукъ, словесности, художествъ и искусствъ").

В России по мере развития рыночного хозяйства происходил процесс формирования института интеллектуальной собственности параллельно с западноевропейскими странами.

Российское законодательство в области промышленной собственности официально закрепила существовавшие на тот период отношения, связанные с клеймением продукции. Как следует из Полного собрания законов Российской империи, этой датой может считаться 22 апреля 1667 года, когда царь Алексей Михайлович подписал крупнейший законодательный документ второй половины 17 века - “Новоторговый Устав” России. Устав содержал правовые нормы, регулирующие внутреннюю и внешнюю торговлю. Именно в этом документе впервые появляется упоминание клейма. В 17 веке клеймо выполняло функцию таможенного знака для маркировки, чтобы отличать русские товары от иностранных, и подтверждения факта оплаты таможенной пошлины.

В1754 году при Елизавете Петровне по предложению мануфактур-коллегий издается первый русский Правительственный Указ об обязательном клеймении всех русских товаров особыми фабричными или заводскими знаками, “дабы можно их было отличить друг от друга”. Именно с этого момента товарное клеймо стало выполнять свою настоящую функцию.

Первый закон о привилегиях на изобретения, художества и ремесла был принят в 1812 г. Положение о привилегиях на изобретения и усовершенствования было принято в 1896 году, действовало до 1917 года. В начале XX века Россия имела сформировавшийся в общих чертах институт интеллектуальной собственности, сыгравший значительную роль в динамичном экономическом и культурном развитии страны.

В 1830 году в России был уже принят закон, в котором фиксировались точные правила и способы клеймения товаров. Согласно ему за подделку товара или клейма лица, его совершившие, подвергались уголовному наказанию.

Законодательство России того периода в полной мере отражало общеевропейские тенденции в регулировании интеллектуальной собственности. Более того, заключенная в 1883 г. Парижская конвенция об охране промышленной собственности - первое международное соглашение по вопросам интеллектуальной собственности - была подготовлена при активном участии России.

После 1917 г. сформировавшийся институт интеллектуальной собственности был полностью разрушен. В 1918 г. был принят декрет, которым национализировались объекты авторского права (литературные, научные и др. произведения), в середине 1919 г. декретом национализировались объекты промышленной собственности, в том числе изобретения. Результаты интеллектуальной деятельности объявлялись всенародным достоянием и поступали в распоряжение государства. Продукт интеллектуальной деятельности перестал быть конкурентоспособным товаром, а его создатель становился простым работником у государства, получающим за свой труд сверху нормируемую заработную плату. Была установлена и развивалась система отчуждения интеллектуального продукта от его создателя, закрепленная в правовых нормах, просуществовавшая почти семь десятилетий. Огосударствление всей системы интеллектуального труда, установление государственной монополии на его продукты позволяли, с одной стороны, направлять интеллектуальную деятельность общества на обслуживание той общественной системы, с другой - на минимальном уровне возмещать затраты труда, т.е. по дешевке присваивать результаты интеллектуальной деятельности. Ни в одной стране мира интеллектуальный труд в своей массе не оплачивался на таком низком уровне и не был так экономически зависим от государства как в СССР. [11,c.65]

В общей массе происходило обезличивание интеллектуального труда и продукта. Если в области литературы и искусства удавалось сохранять авторство произведений (с весьма урезанными материальными правами), то в отношении изобретательской деятельности результаты ее, за редким исключением, обезличивались. Мотивационный механизм интеллектуального труда был значительно деформирован и ослаблен пропитанной социальной демагогией системой стимулирования. Бесправное по существу экономическое и социальное положение основной массы творческих работников умело завуалировалось массированной идеологической обработкой - в плане преимуществ социалистического строя, при котором результаты труда идут на пользу всего общества.

Главным мотиватором эффективного интеллектуального труда в тех условиях являлся сам труд, как творческий процесс и его результат. Данным свойством творческих работников - быть увлеченными своим трудом - свойством, являющимся характерной чертой вообще творческой личности, (независимо от страны, где живет эта личность, национальности и т.д.) беззастенчиво пользовалось государство в течение многих лет, почти безвозмездно присваивая продукт интеллектуального труда. Поскольку значительная часть работников интеллектуального труда была занята в науке, образовании, культуре - отраслях, финансируемых из госбюджета по остаточному принципу, постольку и уровень заработной платы этих работников был значительно ниже, чем в других отраслях народного хозяйства.

Поскольку спрос со стороны производства на результаты интеллектуальной деятельности в тех условиях был незначительным, постольку внедрение этих результатов проводилось в основном административным путем. Слабая восприимчивость производства к результатам интеллектуального труда нередко официально трактовалась как показатель низкой эффективности науки, ее оторванности от запросов производства. Т.е. недостатки всей системы экономических отношений вменялись в вину работникам интеллектуального труда.

Развертывание научно-технической революции в середине XX века, связанное с этим ускорение процесса интеллектуализации общественного труда вызывало необходимость качественно иных форм хозяйствования и иных норм права. Плюрализация отношений собственности, а соответственно и изменения в правовых нормах в индустриально развитых странах были ответом на новые требования со стороны производительных сил.

Что касается правового регулирования товарных знаков, то после Октябрьской революции вопрос о товарном знаке нашел отражение в Декрете СНК “О пошлине на товарные знаки”, подписанном В.И. Лениным 15 августа 1918 года. Декрет обязывал предприятия зарегистрировать товарные знаки, получившие правовую охрану еще до революции. Не перерегистрированные товарные знаки впредь считались недействительными в июле 1919 года было принято постановление ВСНХ “О товарных знаках государственных предприятий”, которое вводило новые товарные знаки взамен старым.

Переход в 1921 году к НЭП способствовало стимулированию развития товарных отношений в стране и, в частности, правового института товарного знака. СНК 10 ноября 1922 года издал Декрет “О товарных знаках”. С этого времени товарный знак становится охраняемым.

В послевоенные годы законодательство о товарных знаках получило дальнейшее развитие. В 1959 году система регистраций была централизованной в Государственном комитете по делам изобретений и открытий.

В 1960 году, когда был создан Всесоюзный научно-исследовательский институт государственной патентной экспертизы, одной из его задач стало проведение государственной экспертизы заявок на регистрацию товарных знаков.

Современный период формирования товарного знака, его графического языка, стал складываться в мире в конце 50-х годов с появлением в Европе швейцарского стиля и практически сохранился до настоящего времени.

К началу 90-х годов в России был накоплен мощный научно-технический потенциал, по уровню сопоставимый с американским и европейским. Разработкой научно-технических проблем были заняты 4564 научные организации, в которых работало 1,9 млн. человек, в том числе специалистов, выполняющих научные исследования и разработки, свыше 1,2 млн. человек. Основой развития науки был относительно высокий общеобразовательный и профессиональный уровень населения, соответствующий примерно уровню 80-х годов индустриально развитых стран. В ряде областей науки (особенно научно-естественного профиля) техники, производств ВПК профессионально квалификационный и образовательный уровень кадров был на уровне и в ряде случаев выше уровня развитых стран [10,c.34].

По ряду направлений фундаментальных исследований, которыми занималась академическая, вузовская и ведомственная наука, страна имела несомненный приоритет. Вместе с тем, страна все больше отставала от индустриально развитых государств в развитии научно-технической революции. Несмотря на высокий научно-технический потенциал, отсутствие стимулов повышения конкурентоспособности промышленной продукции, с одной стороны, приводило к невостребованности результатов научных исследований и научно-технических разработок производством: с другой - существовавшая система отчуждения результатов интеллектуального труда слабо стимулировала нацеленность исследований и разработок на обслуживание нужд производства. Гражданские отрасли существенно отставали по техническому и технологическому уровню от индустриально-развитых стран по всем ведущим направлениям НТП. Не менее 50°о (по некоторым оценкам - не менее 80%) продукции машиностроения не отвечало мировому техническому уровню. Продукция производственного назначения в подавляющей массе была неконкурентоспособна на мировом рынке. В то же время было накоплено значительное количество продуктов интеллектуального труда (особенно изобретений), не нашедших реализации, так и не внедренных в производство.

Происшедшая в 90-е годы трансформация экономических отношений в России, формирование рыночных основ экономики выдвинули проблему становления новой системы отношений интеллектуальной собственности как отношений, определяющих права производителей интеллектуального продукта, защиту этих прав и стимулирование интеллектуального труда в рыночных условиях хозяйствования.

В России создание нового института интеллектуальной собственности началось еще до распада СССР. В 1991-92 годах был принят ряд законов об охране промышленной собственности (изобретений, товарных знаков, промышленных образцов), основанных на правовых принципах, действующих в развитых странах. В 1992 г. были приняты: "Патентный закон Российской Федерации"; Закон РФ "О правовой охране программ для электронно-вычислительных машин и баз данных"; Закон РФ "О правовой охране топологий интегральных микросхем". В 1993 г. был принят Закон РФ "Об авторском праве и смежных правах".

Последние тенденции государственной правовой политики в области использования результатов научной и научно-технологической деятельности характеризуются усилением роли государства как участника отношений, связанных с созданием и практической реализацией научных достижений. Подобная направленность в целом объяснима, поскольку и фундаментальные научные исследования, и технологические разработки имеют принципиальное значение для развития экономики страны, обеспечения ее обороноспособности и национальной безопасности. Другим аспектом политики государства в рассматриваемой области стало требование повышения эффективности науки, основанной на бюджетном финансировании. Речь, по существу, идет о намерении государства стимулировать инновационные процессы, играя активную роль участника складывающихся хозяйственных отношений. Следует отметить, что принятые поправки к блоку законов об интеллектуальной собственности обеспечили государству возможность быть обладателем исключительных прав на интеллектуальный продукт, получаемый в рамках госконтрактов. Эти полномочия создают правовую базу для выполнения государством публичных функций, связанных в первую очередь с обеспечением национальной безопасности.

Второй период развития права интеллектуальной собственности приходится на советский период. Его особенность связана с изменениями сущности этого права и роли государства, с возникновением новых форм охраны авторских прав и промышленной собственности. Государство стало обладателем исключительных прав при сохранении прав авторства конкретных разработчиков. И это ни в коей мере не повлекло за собой упадка отечественной науки. Напротив, наука, особенно фундаментальная, достигла блестящих успехов.

Наконец, в 90-е годы минувшего века начался современный период развития права интеллектуальной собственности. В 1992 г. был принят Патентный закон Российской Федерации, а также ряд законов об интеллектуальной собственности в сфере авторских прав. В основу нового законодательства положены рыночные принципы регулирования, что отвечает общемировым тенденциям. Прежде всего речь идет о гарантиях прав автора на результаты своей деятельности. На этой стадии законодатель выступил в роли "максималиста", не упомянув о государстве как о возможном обладателе исключительных прав. Законодательство Российской Федерации возвратилось к традиционной форме охраны, которой придерживалось раньше, в частности в сфере охраны промышленной собственности, то есть к патенту: в этом случае права на результаты интеллектуальной деятельности принадлежат патентообладателю (автору или работодателю). За исходный был взят принцип приоритета прав автора и доминирования частноправового интереса, что соответствует международным тенденциям, нашедшим отражение, в частности, в Соглашении по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (ТРИПС), заключенном в рамках ВТО2.

Таким образом, законодательство, а также участие России в основных международных конвенциях по вопросам интеллектуальной собственности обеспечили правовой уровень охраны объектов интеллектуальной собственности, соответствующий мировым стандартам. Источниками права интеллектуальной собственности стали: в области промышленной собственности - Патентный закон РФ от 23 сентября 1992 г.; Закон РФ "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров" от 23 сентября 1992 г.; в сфере авторского права -Закон РФ "Об авторском праве и смежных правах" от 9 июля 1993 г.; Закон РФ "О правовой охране топологий интегральных микросхем" от 23 сентября 1992 г.; Закон РФ "О правовой охране программ для ЭВМ и баз данных" от 23 сентября 1992 г. [21,c.70]

В то же время российское законодательство 90-х годов, признавая за физическими и юридическими лицами исключительные права на объекты интеллектуальной собственности, лишало этого права государство. Объективно отсутствие у государства возможности быть обладателем исключительных прав никак не сказывается на инновационных процессах, однако в ходе приватизации это обстоятельство имело негативные последствия. Имущественные права, связанные с интеллектуальной собственностью, не получили должной оценки, не был регламентирован порядок их передачи в процессе приватизации. Поэтому исключительно важным представляется исследование вопросов экономической оценки результатов интеллектуальной деятельности (РИД) и нормативное закрепление соответствующих методик в российском законодательстве.

С 1990 г. по 2000 г. произошел серьезный подрыв научно-технического потенциала страны, выразившийся в резком сокращении научных учреждений, численности научных кадров, развала целых научных направлений, школ, сложившихся научных коллективов. В дальнейшем фактором данного подрыва явился обвальный спад производства (более чем в 2 раза в промышленности), особенно значительный в высокотехнологичных отраслях: приборостроении, электронике, микроэлектронике, производстве станков с ЧПУ, производстве сложной бытовой техники и др. Обвальный спад производства, с одной стороны, сопровождался резким сокращением возможностей бюджета финансировать сферы интеллектуального труда (науку, образование, культуру), с другой, - еще больше, за редким исключением, сократилась востребованность производством результатов интеллектуального труда.

Сокращение ассигнований на НИОКР привело к свертыванию ряда важнейших направлений, ослабило материально-техническую базу, резко понизило оплату труда научных и инженерных кадров, что способствовало падению престижа интеллектуального труда в науке и в НИОКР. Все это стимулировало отток из страны научных и инженерно-технических кадров. В середине 90-х годов ежегодный отток только научных кадров составлял 5-6 тыс. человек. Кроме того, утечка мозгов происходит за счет выезда за рубеж на временную работу на конкурсной основе. Примерно 10-15% из этого контингента там остается навсегда. Причем, в первую очередь страну покидают высококвалифицированные кадры наиболее важных для современного наукоемкого производства профессий. С 1990 г. Россию покинули 80% математиков и 50% физиков. [14,c.54]

Постепенно разрушается материально-техническая база как фундаментальной, так и отраслевой науки. Приходит в негодность дорогостоящее оборудование, приостановлены закупки приборов, оборудования, материалов. Чтобы как-то выжить, нередко распродаются за рубеж бесконтрольно, по дешевке результаты научных исследований прошлых лет, часто без авторской защиты и без объективной оценки реальной стоимости интеллектуального продукта. Нередко плодами данных сделок пользуется узкий круг лиц, на оплате труда научного персонала это, как правило, не сказывается. Все это вызывает необходимость принятия неотложных мер по сохранению научно-технического потенциала России, как стратегической задачи, от решения которой зависит будущее страны. В целом, по экспертным оценкам, несмотря на значительные разрушения, Россия обладает богатейшим научно-техническим потенциалом, особенно в области фундаментальных исследований и военной техники. Однако имеющийся потенциал слабо задействован как внутри страны, так и в межгосударственном общении.

В начале 2000-х годов политика в области прав государства на объекты интеллектуальной собственности существенно изменилась. Предлагавшиеся поправки к законодательству были направлены на обеспечение исключительных прав государства на весь комплекс РИД научных организаций, финансируемых из бюджета. Негативное отношение к такому подходу научной общественности, в первую очередь РАН, а также обсуждение законопроектов в Государственной думе склонили мнение в пользу более взвешенного подхода. Суть его сводится к следующему:

1) исключительные права на РИД возникают у государства лишь тогда, когда это прямо предусмотрено контрактом на выполнение научных и научно-исследовательских работ для государственных нужд;

2) если заказчик не воспользовался своим правом, в частности, не запатентовал научные результаты в течение шести месяцев с даты информирования его разработчиком о полученных результатах, разработчик может оформить патент на себя;

3) при закреплении за исполнителем исключительных прав госзаказчик может требовать, чтобы исполнитель предоставил указанному госзаказчиком лицу лицензию на выпуск продукции или выполнение работ, необходимых для госнужд.

Таким образом, основным итогом первого этапа пересмотра российского законодательства об интеллектуальной собственности стало облеченное в правовую форму заявление государства о своем намерении быть участником отношений, связанных с созданием и оборотом результатов интеллектуальной деятельности, и формирование для этого минимальной правовой базы.

2.2 Состояние современного рынка интеллектуальной собственности в России

Об интеллектуальной собственности как о товаре говорят, подразумевая именно товарные качества непосредственно результата интеллектуальной деятельности, включить который в хозяйственный оборот можно только в форме передачи прав интеллектуальной собственности. По существу, рынок интеллектуальной собственности -- это рынок результатов интеллектуальной деятельности или чаще всего рынок технологического сырья, а по форме такие сделки на этом рынке оформляются как передача исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности и как передача объектов правовой охраны в виде служебной и коммерческой тайны (ноу-хау).

Однако нельзя забывать, что форма всегда имеет относительную самостоятельность по отношению к содержанию. Поэтому, когда права приобретаются, то анализируются потребительские качества непосредственно объектов правовой охраны: объем предлагаемых прав, их обремененность правами других лиц, сложность и ресурсоемкость обхода или независимого приобретения имеющихся прав и т.п. Этот анализ не только дополняет анализ свойств основного товара -- результата интеллектуальной деятельности, но и существенно влияет на его стоимость.

Переход к рыночным условиям ведения хозяйства, проведение приватизации и принятие нового законодательства в области интеллектуальной собственности в Российской Федерации привели к тому, что научно-технический потенциал страны, включающий в себя объекты интеллектуальной собственности, оказался в исключительной собственности многих лиц и организаций и превратился в предмет активной коммерческой деятельности на внутреннем и внешнем рынках. Начались сделки по продаже отдельных патентов, свидетельств, авторских прав, предоставлению лицензий на объекты промышленной собственности и ноу-хау, приватизации научно-технических предприятий и организаций, их продаже, стали инвестироваться средства на создание новых объектов, использующих изобретения и ноу-хау, заключаться договоры о вложении интеллектуальной собственности в уставной фонд предприятий.

Официальная статистика не содержит полных сведений, характеризующих объемы, динамику и направления развития национального рынка интеллектуальной собственности. Только анализ имеющихся публикаций о развитии внутренней лицензионной торговли позволяет охарактеризовать его динамику в Российской Федерации.

На отечественном рынке интеллектуальная собственность представлена прежде всего различными объектами, на которые выданы охранные или регистрационные документы. Их выдача по годам демонстрируется данными (Приложение А табл. 1) согласно публикуемым ежегодным отчетам Российского агентства по патентам и товарным знакам (Роспатента).

Кроме того, необходимо иметь в виду, что в настоящее время для сотен тысяч авторских свидетельств СССР на изобретения двадцатилетний срок с даты приоритета еще не истек. Их можно на законном основании после обмена на патент использовать в гражданском обороте.

Более сложной и неопределенной представляется ситуация с незапатентованными результатами НИОКР. Проблема заключается в том, что в настоящее время в производственных и торговых организациях сосредоточен немалый научно-технический потенциал в виде конструкторской, технологической, проектной документации и ноу-хау, который в течение многих лет создавался за счет централизованного финансирования отраслевой науки и бесплатно передавался предприятиям и организациям.

Эти результаты интеллектуальной деятельности являются, по существу, бесхозной собственностью, поскольку организации, получившие эту документацию бесплатно, не имеют достаточно обоснованных прав на ее использование в хозяйственном обороте. Эта интеллектуальная собственность не учитывается в балансах предприятий, не входит в состав имущественных фондов органов власти различного уровня.

Безусловно, главное потребительское качество интеллектуальной собственности -- способность приносить дополнительную прибыль благодаря новым знаниям о том, как более эффективно удовлетворить запросы потребителя. Только новые технические, художественно-конструкторские решения, новое программное обеспечение позволяют выпустить товар более высокого качества. Дело это очень рискованное. Статистика утверждает, что в среднем не более 10-15% результатов прикладных исследований воплощаются в товар, приносящий коммерческий успех.

Какими должны быть критерии отбора, чтобы уменьшить риск инвестора? Один из приоритетных вопросов -- кто владеет правами на интеллектуальную собственность, в каком объеме и чем обременены эти права, насколько трудно их оспорить или обойти. Например, по законодательству РФ при согласии работодателя патент на служебное изобретение может получить автор. Но тому, кто будет покупать у него лицензию, нужно помнить, что такой патент обременен правом работодателя использовать изобретение в собственном производстве.

Под объемом прав понимается возможность охраны не только технических решений, созданных в момент оформления прав, но и будущих возможных вариантов, модификаций, перспективных усовершенствований. Иными словами, речь идет о таком зонтичном обобщающем техническом решении, из сферы действия которого конкуренту не было бы практической возможности выйти.[13,c.31]

Перечень и содержание потребительских качеств каждого объекта интеллектуальной собственности достаточно индивидуальны и рассматриваются всегда неотрывно от перспективы его использования.

Конкурентоспособность каждого объекта интеллектуальной собственности определяется обычно по следующим основным группам признаков продукции, выпускаемой на его основе:

1. Степень правовой защиты (т.е. обеспечения монопольных прав) на конкретном рынке: наличие правовой защиты основных или второстепенных узлов, наличие товарного знака. 2. Технический уровень: выше или соответствует современному техническому уровню.

3. Место на рынке: новый тип продукции, который будет удовлетворять потребность, не удовлетворяемую в настоящее время, либо продукция имеет некоторые новые характеристики, значимые для большого круга потребителей, либо продукция аналогична той, которая уже имеется на рынке.

4. Характеристика рынка: рынок охватывает всю страну и имеет" большое разнообразие потребителей, либо рынок с большим разнообразием потребителей, н0 только в некоторых районах страны, либо специальный рынок с небольшим числом потребителей.

5. Цена по сравнению с ценой на сходную Продукцию: ниже, примерно совпадает или будет выше цены всей сходной продукции, имеющей приблизительно такие же технические характеристики.

6. Ожидаемая острота конкуренции: выход на рынок конкурентов с аналогичным товаром затруднен из-за значительных затрат на исследования и разработку, либо может появиться ограниченное число конкурентов с аналогичным товаром, либо практически любая фирма может за короткий срок создать аналогичную продукцию и выйти с ней на рынок.

7. Вероятность расширения рынка: число потребителей будет расширяться в значительных пределах, будет расширяться или будет уменьшаться.

Спрос на объекты интеллектуальной собственности определяется реальностью ее коммерческого использования для получения дополнительной прибыли, либо при использовании охраняемых результатов интеллектуальной деятельности при выпуске и реализации продукции, либо при продаже прав на использование объектов интеллектуальной собственности полностью или частично на основе лицензионного договора.

Как правило, наибольший интерес на рынке вызывают результаты интеллектуальной, деятельности в виде технологий, включающих в себя изобретения, промышленные образцы, товарные знаки, программы для ЭВМ, ноу-хау, т.е. различные объекты: правовой охраны, существенно повышающие коммерческую ценность товара1. Технологии, в свою очередь, стараются по возможности продавать в совокупности с консультационными и инжиниринговыми услугами, оборудованием, системой сбыта и сервисного обслуживания продукции, выпускаемой по продаваемой технологии.

Встречаются случаи приобретения только отдельных объектов интеллектуальной собственности, но это всегда связано со стратегией выпуска реальной продукции. Например, приобретение прав на использование патента на изобретение может блокировать выведение конкурентом на рынок нового, более конкурентоспособного товара. Приобретенные исключительные права могут обеспечить в этом случае продолжение выпуска продукции предыдущего уровня техники и получение дополнительного дохода от удержания «под сукном» нового технического решения.

Результаты интеллектуальной деятельности -- это товар, который можно использовать много раз без ущерба для его содержания, т.е. одну и ту же технологию можно продать многократно и доходы могут значительно превысить расходы на ее разработку. Например, в 1965 году патент на конструкцию «Потяни за кольцо» (для открывания банок с пивом и некрепкими напитками) был продан за 49 млн. фунтов стерлингов. Каждый, кто видел эту конструкцию, понимает, что ее разработка стоила намного дешевле.[5,c.49]

Рынок интеллектуальной собственности характеризуется: высокой степенью монополизации; это рынок продавца, а не покупателя, в отличие от рынка, например, товаров массового спроса;

высокой нормой прибыли из-за возможной разницы между себестоимостью результатов интеллектуальной деятельности (особенно если это простое копирование ранее сделанного или уже один раз проданного при неисключительной лицензии) и ценой лицензии, которая определяется долей будущего дохода покупателя прав на использование этих результатов;

многолетними и глубокими связями между продавцом и покупателем, которые становятся партнерами по бизнесу, ведь продавец (лицензиар) заинтересован в том, чтобы покупатель (лицензиат) сумел воспроизвести приобретенные результаты интеллектуальной деятельности, доработать их до стадии практического и успешного использования на рынке, тогда только лицензиат сможет поделиться доходом согласно лицензионному договору.

Для продавца технологии сделка является инструментом проникновения на новый рынок и закрепления на нем. Лицензионному договору сопутствуют поставки сырья, оборудования и т.п., а также консультационные и инжиниринговые услуги. Для покупателя приобретаемая технология служит инструментом повышения конкурентоспособности на своем рынке, катализатором развития собственной технологии.

Делись добром ;)