Интеллектуальная собственность. История и современность

курсовая работа

Авторское право и его экономические функции

Для определения термина «авторское право» для начала обратимся к определению ВОИС: «Авторское право - это юридический термин, обозначающий права, предоставляемые авторам литературных и художественных произведений». В России программы для ЭВМ, топология интегральных микросхем и базы данных так же попадают под определение объектов, охраняющихся авторским правом.

Главной особенностью объектов авторского права является то, что они обладают свойствами общественного блага. «В то время как стоимость создания первого экземпляра часто высока, стоимость репродуцирования работы создателем или тем, кому она стала доступна, часто низка. Таким образом, как только копии становятся доступны другим, изготовление дополнительных копий совсем недорого для таких пользователей». К тому же научные произведения и произведения искусства являются важными элементами культуры общества. И вновь такие общественные выгоды имеют характеристики общественного блага.

В условиях свободного рынка окончательная цена авторского произведения включала бы в себя только предельные издержки его копирования. В такой ситуации автору произведения экономически невыгодно создание новых произведений, поскольку его совокупные доходы в этом случае не покроют затрат на создание произведения. Следовательно, общественные выгоды от публикации произведения будут утрачены.

Таким образом, главная задача авторского права - создание для, например, писателя экономического стимула, основанного на возможности извлечения монопольной прибыли в случае, когда результаты его деятельности юридически защищены.

Авторское право из созданной информации, являющейся общественным благом, делает благо смешанное, ограничивая его свободное распространение и использование. Поэтому центральная проблема состоит в том, что распределение исключительных прав может не только оказывать содействие созданию информации, но и вместе с этим ограничивает её распространение. Таким образом, чтобы гарантировать оптимальное использование информации, цена не должна превосходить предельные издержки, но при этом должна быть выше, чем предельная себестоимость, чтобы обеспечить стимулы создать работу. В итоге стимулы для создания информации обеспечиваются в ущерб оптимальному использованию данной информации.

Делись добром ;)