Информация как объект правоотношений

курсовая работа

-- отрасли и разделы законодательства РФ, посвященные вопросам информационного права;

-- отдельные информационно-правовые нормы, входящие в состав других отраслей законодательства РФ.

3.2 Конституция РФ как основа законодательного регулирования информационной деятельности в России

Основной объем прав на информацию содержится в следующей норме Конституции РФ: «Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом...» (часть 4, ст. 29).

Право свободного поиска и получения информации означает право каждого гражданина обращаться к органам государственной власти, общественным объединениям, органам и организациям, частным фирмам, другим структурам по вопросам, затрагивающим основные права и свободы, провозглашенные Конституцией РФ, а также получать от них запрашиваемую информацию.

Право передавать информацию означает право свободного обмена информацией между гражданами.

Право производить и распространять информацию означает свободу каждого на творчество и интеллектуальную деятельность, сопровождаемую созданием новой или производной информации, а также на широкое распространение произведенной информации всеми законными способами. Право на свободу творчества и интеллектуальную деятельность, право на интеллектуальную собственность, полученную в результате творчества, закреплены в следующих положениях Конституции РФ: «Каждому гарантируется свобода мысли и слова» (часть 1, ст. 29); «Каждому гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания. Интеллектуальная собственность охраняется законом» (часть 1, ст. 44); «Каждый имеет право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям» (часть 2, ст. 44).

Право на свободу производства и распространение массовой информации закреплено в части 5, ст. 29 Основного закона РФ: «Гарантируется свобода массовой информации. Цензура запрещается».

Только закон может ограничить эти права, причем право на информацию может быть ограничено федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороноспособности страны и безопасности государства. В связи с этим в Конституции РФ особое внимание обращено на вопросы защиты государственной тайны: «...Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом» (часть 4, ст. 29).

Конституция РФ запрещает получать информацию от любого гражданина без его добровольного на то согласия или убеждать его отказаться от предоставленной ранее информации: «Никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них» (часть 3, ст. 29).

Конституция РФ защищает общество и каждого гражданина от распространения вредной, опасной информации: «Не допускается пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства» (часть 2, ст. 29).

Государство может считаться правовым только в том случае, если любые законы или нормативные акты, затрагивающие основные права и свободы граждан, будут свободно распространяться и каждому будет предоставлено право свободного поиска и получения информации о них. Такие условия определены в части 3, ст. 15 Конституции РФ: «...Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения».

Упомянутые информационные права и свободы относятся к основным правам и свободам гражданина Российской Федерации. Статья 2 Конституции РФ гласит: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина -- обязанность государства». Из этого следует, что государство в лице его государственных органов должно организовать и проводить информационную политику, направленную на решение всего комплекса вопросов, связанных с вхождением России в информационное общество, включая формирование и развитие в стране современной информационной инфраструктуры, совершенствование информационного законодательства как правовой базы информационного общества, повышение уровня информационно-правовой культуры, правового воспитания и образования.

Делись добром ;)