Конституционные основы федеративного устройства Российской Федерации

курсовая работа

1. Понятие федеративной формы государственного устройства и ее особенности в России

Федеративное устройство является разновидностью государственного устройства, являющегося необходимым институтом конституционного права каждой страны. Государства по-разному определяют свое внутреннее устройство в зависимости от исторических традиций, национального состава населения и других факторов. Федеративные государства юридически закрепляют добровольность объединения народов, но, как правило, не предусматривают права выхода того или иного субъекта федерации из союза. Распад федераций обычно происходил в ходе революционных восстаний, т.е. в не правовых формах. Но в спокойной обстановке субъекты федерации добровольно ограничивают свою компетенцию в пользу федерации и признают высшую юридическую силу федеральной конституции и законов. Сами эти субъекты являются унитарными государствами, хотя внутри них могут создаваться автономные образования. Труднейшей проблемой федеративного устройства является разделение компетенции между федеральной властью и властью в субъектах федерации. Трудности связаны с тем, что субъекты федерации порой претендуют на чрезмерную самостоятельность или даже на статус государственных образований с суверенитетом. В любом случае они обычно обладают своей конституцией, органами государственной власти, гражданством. Федеральная власть совместно с властями субъектов федерации определяет (часто в обстановке острых разногласий) федеральную компетенцию, компетенцию субъектов федерации и, совместную компетенцию. Осуществление последней носит спокойный характер, нередко порождая противоречия между властями федерации и ее субъектов.

Современный российский федерализм обладает общеродовыми признаками и чертами, как и любой иной вид федерализма. Российская федеральная модель конституционного устройства характеризуется своеобразием, которое в специальной литературе обозначено следующими положениями: сочетание национального и территориального начал; сочетание конституционного равенства с фактическим неравенством субъектов РФ; в) асимметричность федеративных отношений. В Конституции России 1993 г. определена федеративная модель страны. Ее черты в отечественной науке восприняты неоднозначно, и до сих пор возникают споры о природе современного российского федерализма. Наряду с признанием России как конституционно-договорной Федерации существуют и другие оценки к вопросу об основах построения федеративной модели Российского государства. При этом признано, что подлинный федерализм во главу угла должен ставить самое бережное и уважительное отношение к самобытности каждого этноса, создавать все условия для укрепления дружбы между народами, которые затем плавно переходят в неподдельную дружбу, братство и равенство между ними. Ведь уникальность российского федерализма проявляется именно в этническом федерализме. Как справедливо отмечается в литературе, "альтернативы этническому федерализму у России, желающей оставаться территориально целостной, просто нет". Захаров А. Унитарная федерация. Пять этюдов о российском федерализме. М.: Московская школа политических исследований, 2010. С. 10.

Первым шагом на пути укрепления единой федеративной государственности явилась Концепция национальной безопасности Российской Федерации, принятая Указом Президента РФ от 17 декабря 1997 г. (в редакции от 10 января 2000 г.). В ней предусматривались следующие направления совершенствования конституционной основы РФ: обеспечение приоритета федерального законодательства и совершенствование на этой основе законодательства субъектов Российской Федерации; разработка организационных и правовых механизмов защиты государственной целостности, обеспечение единства правового пространства и национальных интересов России; выработка и реализация региональной политики, обеспечивающей оптимальный баланс федеральных и региональных интересов; совершенствование механизма, препятствующего созданию политических партий и общественных объединений, преследующих сепаратистские и антиконституционные цели, и пресечение их деятельности.

Практика крайней децентрализации была заменена умеренной централизацией государственной власти, которая заключалась в следующих направлениях: централизация федеральных органов власти; усиление эффективности института представителей Президента; вывод высших должностных лиц субъектов Федерации из верхней палаты Федерального Собрания РФ; введение механизма ответственности всех выборных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. Анненкова В.Г. Перспективы развития федерализма в Российском государстве // История государства и права. 2009. N 1. С. 12.

Делись добром ;)