logo
Конституционные основы федеративного устройства Российской Федерации

Заключение

Проанализировав в данной работе конституционные основы федеративного устройства РФ, необходимо отметить, что Конституция 1993 г. фактически установила, что Россия - это конституционная симметричная Федерация, состоящая из юридически равноправных субъектов, образованная по общегражданскому территориальному принципу, но со значительной этнической составляющей. Распределение полномочий осуществляется путем установления предметов ведения Федерации, сферы совместного ведения и остаточной компетенции субъектов. В основе лежат запреты выхода из состава Федерации; одностороннего изменения статуса субъекта; запрет преобразования административных границ в государственные; недемократических форм правления в субъектах; нарушения верховенства федеральной Конституции и законов. Но конституционная модель - это "не некая готовая схема, переданная "пользователям" (Федерации и ее субъектам), а саморегулирующийся механизм, функционирующий в меняющихся условиях".

В современных условиях реформирование федеративной системы в России является одним из важных условий ускорения социально-экономического развития регионов страны и государства в целом, соответственно приоритетной задачей государственной, национальной, региональной политики является стабилизация федеративных отношений. И прежде всего, необходимо найти оптимальную форму организации и взаимодействия национальных аспектов государственного устройства с экономическими и территориальными.

В настоящий момент можно выделить целый ряд серьезных проблем функционирования федеративных отношений в России, мешающих полноценному развитию регионов страны. Прежде всего это экономическое, политическое, правовое неравенство субъектов Федерации, например существование субъектов с льготными, особыми режимами природопользования, хозяйствования, налогообложения и т.п.; территориальная дезинтеграция Российской Федерации (региональное обособление субъектов Федерации, как элементов государственного организма) наличие сложносоставных субъектов Федерации; нередкое противоречие регионального нормотворчества федеральной Конституции и федеральным законам; возникновение спорных ситуаций при распределении предметов ведения; экономическая неравномерность развития регионов, необходимость государственной поддержки большей части субъектов Федерации и т.п.

Необходимость реформирования российского федерализма признается всеми. Однако на сегодняшний день конкретного проекта развития федерализма в России пока нет. К сожалению, современные программы реформирования государственности России не направлены на решение проблем национально-территориального устройства государства. Несомненно, необходимы и административная реформа, и внедрение идей бюджетного федерализма, и укрупнение субъектов Федерации и т.д.

Итак, в настоящий момент в России преобладает направленность на строительство сильного государства, выраженная в централизации государственной власти. Однако в системе причин и условий, определяющих формирование и развитие федерализма в России, есть факторы, определяющие центробежную тенденцию развития федеративных отношений (национально-региональный, естественно-географический, исторический и т.д.), которые не позволят преобразовать Россию в унитарное государство.

Взятый курс на централизацию государства вызвал шквал непрекращающихся дискуссий о дальнейших путях развития государственности в России, характере создаваемой Федерации. Направленность к централизации, преобладающая на данный момент в России, по-разному оценивается исследователями и специалистами. Мнения варьируются от высказываний по поводу унитаризмами государства в России и до объяснения данного процесса, как одного из необходимых этапов строительства демократической модели российского федерализма.

Список использованной литературы

1. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г., с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30 декабря 2008 N 6-ФКЗ, от 30 декабря 2008 N 7-ФКЗ) // Справочная правовая система "Консультант Плюс".

2. Федеральный закон от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (с изм. и доп., от 15.01.2012 г.) // Собрание законодательства РФ. 1999. N 42. Ст. 5005.

3. Устав Вологодской области от 3 октября 2001 г. N 481 (в ред. от 20 ноября 2006 г. N 1517-ОЗ) // Справочная правовая система "Консультант Плюс".

4. Анненкова В.Г. Перспективы развития федерализма в Российском государстве // История государства и права. 2009. N 1.

5. Бурбина Ю.В. Перспективы российского федерализма // Юридический мир. 2009. N 7.

6. Гумашвили Л.Э. Конституционно-правовое понятие и содержание взаимоотношений Федерального центра и субъектов Российской Федерации Конституционное и муниципальное право. 2010. N 11.

7. Добрынин Н.М. Новый федерализм: Концептуальная модель государственного устройства Российской Федерации Правоведение. 20110. N 3.

8. Захаров А. Унитарная федерация. Пять этюдов о российском федерализме. М.: Московская школа политических исследований, 2010. С. 10.

9. Журавлев А., Комарова В. Федерация и суверенитет в России // Право и жизнь. 2010. N 30.

10. Ильинский И.П. Новое федеративное устройство России / И.П. Ильинский, Б.С. Крылов, Н.А. Михалева // Государство и право. - 2009. - № 11. - С. 33.

11. Левакина И.В. Российская Федерация: Проблемы государственного единства // Государство и право. 2010. N 5.

12. Мещерякова М.А. Правовые основы регламентации взаимодействия субъектов Российской Федерации // Журнал российского права. 2010. N 9. С. 37 - 45.

13. Мухаметшин, Ф.Х. Федерализм - глобальное российское измерение / Ф.Х. Мухаметшин. - Казань, 2009. - С. 12.

14. Онохова В.В. Взаимоотношения органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления: сравнительно-правовой анализ норм конституций (уставов) субъектов РФ // Конституционное и муниципальное право. 2009. N 10. С. 25.

15. Пастухова Н.Б. Об особенностях становления и развития государственного суверенитета современной России // Государство и право. 2007. N 8.

16. Хабриева Т.Я. Разграничение предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации // Право и экономика. 2010. N 5.

17. Шугрина Е.С. Некоторые аспекты взаимодействия органов местного самоуправления с органами государственной власти субъектов Российской Федерации // Журнал российского права. 2010. N 6. С. 15.

18. Эбзеев Б.С. Российский федерализм: равноправие и асимметрия конституционного статуса субъектов / Б.С. Эбзеев, Л.М. Карапетян // Государство и право. - 2011. - № 3. - С. 8.

Размещено на Allbest.ur