logo
Личная собственность в современных экономических условиях

1.1 Понятие права собственности. Способы разрешения коллизий о праве собственности и других вещных прав

Право собственности представляет собой совокупность юридических норм, регулирующих отношения собственности. Это важнейший элемент правовой системы любого государства; "ядро", лежащее в основе вещных прав.

Институт права собственности в международном частном праве регулируется международными договорами, коллизионными и иными нормами внутреннего (национального) законодательства.

Во многих странах проводится различие между правом на недвижимое имущество (земельные участки, леса, строения и некоторые другие объекты) и правом на движимое имущество (ценные бумаги, транспортные средства, личные вещи и т.п.).

По общему правилу право собственности на недвижимость определяется законом места нахождения вещи.

Более сложными являются коллизионные вопросы права на движимое имущество. Здесь существуют различные подходы по вопросу о том, какой закон регулирует переход права собственности, если вещь приобретается не в том государстве, где она находится.

В одних странах (Австрия, Германия, Греция, Италия, Япония и др.) применяется закон места нахождения вещи, в других (Великобритания, США) - личный закон собственника.

В соответствии со статьей 1119 Гражданского кодекса Республики Беларусь "принадлежность имущества к недвижимым или движимым вещам, а также иная юридическая квалификация имущества определяются по праву страны, где это имущество находится".

Общепризнанным считается правило о том, что если в каком-либо государстве вещь правомерно перешла по законам данного государства в собственность определенного лица, то при изменении места нахождения вещи право собственности на указанную вещь сохраняется за ее собственником.

При перемещении вещи из одного государства в другое может измениться объем прав собственника.

При этом не имеет значения, какие права принадлежали собственнику вещи до ее перемещения в данное государство. Объем прав собственника определяется законом страны места нахождения вещи.

В частности, к договорам в отношении находящихся на территории Республики Беларусь земельных участков, строений и иного недвижимого имущества применяется белорусское право.

Специальная коллизионная норма действует в случаях, когда предметом сделки является "товар в пути".

Предусмотрено, что право собственности на вещь, находящуюся в пути по внешнеторговой сделке, определяется по закону страны, из которой эта вещь отправлена, если иное не установлено соглашением сторон. В некоторых странах в отношении вещей, находящихся в пути, применяется закон места назначения товара.

Коллизионные вопросы права собственности регулируются отдельными международными конвенциями.

Так, Конвенция 1958 года о праве, применимом к переходу права собственности в международной купле-продаже товаров, решает вопросы, связанные с переходом права собственности, на основании закона, применяемого сторонами к внешнеторговой сделке, т.е. по законам места совершения сделки.

Вопросы права собственности на воздушные суда предусмотрены Женевской конвенцией 1948 г. о международном признании прав на воздушные суда. Согласно этой Конвенции, право собственности на воздушные суда определяются по закону страны, где эти суда зарегистрированы.

В Гражданском кодексе Республики Беларусь (ст. 1120, 1121) имеется несколько коллизионных норм, касающихся возникновения и прекращения права собственности и иных вещных прав:

во-первых, возникновение и прекращение права собственности и иных вещных прав на имущество, являющееся предметом сделки, определяется по праву места совершения сделки, если иное не установлено соглашением сторон;

во-вторых, возникновение и прекращение права собственности и иных вещных прав на имущество не по сделке определяется по праву страны, где это имущество находилось в момент, когда имело место действие или иное обстоятельство, послужившее основанием для возникновения либо прекращения права собственности и иных вещных прав, если иное не предусмотрено белорусским законодательством;

в-третьих, возникновение права собственности и иных вещных прав на имущество вследствие приобретательной давности определяются правом страны, где имущество находилось в момент окончания срока приобретательной давности;

в-четвертых, право собственности на транспортные средства и иное имущество, подлежащее внесению в государственные реестры, определяется по праву страны, где эти транспортные средства или имущество зарегистрированы.

В статье 41 Конвенции 2002 года о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам содержатся аналогичные коллизионные нормы о праве собственности.

В Республике Беларусь иностранцы наделяются правом собственности, т.е. правом владеть, пользоваться и распоряжаться принадлежащим им имуществом.

Они могут быть субъектами этого права на условиях и в пределах, предусмотренных белорусским законом.

Какое конкретно имущество может принадлежать иностранцам в Республике Беларусь?

Это жилые дома, дачи, насаждения на земельном участке, транспортные средства, акции и другие ценные бумаги, предметы домашнего хозяйства и личного потребления, средства производства для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, садоводства, огородничества и другой хозяйственной деятельности, произведенная продукция и полученные доходы, а также иное имущество потребительского и производственного назначения. Член жилищно-строительного, дачного, гаражного и другого кооператива, полностью внесший паевой взнос, приобретает право собственности соответственно на квартиру, дачу или иное строение, предоставленное ему в пользование с момента государственной регистрации.

Белорусский закон запрещает передавать в собственность иностранцев земельные участки, находящиеся на территории Республики Беларусь.

Закон места нахождения вещи является определяющим при решении коллизионных вопросов права собственности в Республике Беларусь. По общему правилу он применяется и к движимому, и к недвижимому имуществу.

Возникновение и прекращение права собственности на имущество, являющееся предметом сделки, определяются по праву места совершения сделки, если иное не установлено соглашением сторон. Исходя из этого, по внешнеторговой сделке, совершенной в Республике Беларусь, возникновение и прекращение права собственности определяются законодательством Республики Беларусь, если в тексте договора стороны не предусмотрели иного.

Риск случайной гибели отчуждаемой вещи переходит на приобретателя одновременно с возникновением у него права собственности, если иное не установлено договором.

Если отчуждатель несвоевременно передал вещь или приобретатель несвоевременно принял ее, риск случайной гибели вещи несет просрочившая сторона.

Законодательство Республики Беларусь по вопросам права собственности на товар в пути отсылает к закону той страны, из которой этот товар отправлен.

Поэтому право собственности на товар, отправленный, например, железнодорожным транспортом из Беларуси в другую страну, должно определяться белорусским законодательством (закон места отправления).

В Республике Беларусь действует общее правило, согласно которому, если в каком-либо государстве вещь правомерно перешла по законам этого государства в собственность определенного лица, то при перемещении вещи в Беларусь право собственности на данную вещь сохраняется за ее собственником.

Например, иностранец приобрел право собственности на вещь в соответствии с действующим в данном государстве законом о приобретательной давности.

Он должен быть признан собственником и в Республике Беларусь, несмотря на то, что белорусским законодательством до 1 июля 1999 г. институт приобретательной давности не был предусмотрен.

Объем прав собственника вещи определяется законом места нахождения вещи. Следовательно, при перемещении вещи из одного государства в другое изменяется и содержание прав собственника.

Каковы же права собственника в Республике Беларусь?

Предоставление иностранцам в Беларуси национального режима действует и в отношении права собственности. Собственник-иностранец может владеть, пользоваться и распоряжаться принадлежащим ему имуществом. Например, он вправе передать свое имущество в аренду, продать или подарить его, отдать в залог и т.п. В общем, он имеет право совершать в отношении своего имущества любые действия, не противоречащие белорусскому праву.

В Республике Беларусь собственность иностранцев (как и белорусских граждан) охраняется законом.

Виндикационный иск представляет собой один из специальных способов защиты права собственности - это иск невладеющего собственника к незаконно владеющему несобственнику об изъятии имущества в натуре.

Собственник, предъявляющий виндикационный иск, обязан доказать не только право собственности на спорную вещь, но и незаконность владения этой вещью ответчиком, который предполагается законным владельцем, пока не будет доказано обратное.

Недобросовестный владелец обязан возвратить собственнику (кроме самой вещи) все доходы, которые он извлек за все время владения вещью.

Для добросовестного владельца данная обязанность возникает лишь с момента, когда он узнал или должен был узнать о неправомерности своего владения.

Вторым специальным способом защиты права собственности является негаторный иск, который представляет собой требование собственника об устранении препятствий в осуществлении права собственности.

Примером такого требования может быть спор между совладельцами дома, когда один из них своими неправомерными действиями создает помехи для осуществления права собственности на дом другому совладельцу.

Правонарушение по негаторному иску не подвержено действию срока исковой давности. Поэтому этот иск может быть предъявлен в любой момент, пока сохраняется правонарушение.

Каждое государство устанавливает определенный порядок допуска иностранного капитала в свою страну. В одних странах действует разрешительная (или лицензионная) система, в других - установлен свободный доступ иностранного капитала.

При любой системе для иностранных инвесторов должны создаваться стабильные, равномерные и благоприятные условия. Согласно Договору к Энергетической Хартии, предоставляемый иностранным инвесторам режим должен быть не менее благоприятным, чем тот, который государство представляет своим собственным инвесторам или инвесторам любой другой стороны.

Основными многосторонними конвенциями, регулирующими иностранные инвестиции, являются:

Вашингтонская конвенция 1965 г. о порядке разрешения инвестиционных споров между государствами и лицами других государств;

Сеульская конвенция 1985 г. об учреждении Многостороннего агентства по гарантиям инвестиций;

Соглашение государств - участников СНГ 1993 г. о сотрудничестве в области инвестиционной деятельности;

Конвенция стран СНГ 1997 г. о защите прав инвестора.

Специальные законы об иностранных инвестициях приняты в государствах Азии, Африки и Латинской Америки. Такие законы приняты также в государствах СНГ.

Согласно Инвестиционному кодексу Республики Беларусь, иностранными инвесторами в Беларуси признаются:

иностранные государства и их административно-территориальные единицы;

международные организации;

иностранные юридические лица;

иностранные граждане;

граждане Республики Беларусь, имеющие постоянное место жительства за границей.

Объектами иностранных инвестиций в Беларуси могут быть: любые предприятия и организации, занимающиеся деятельностью, не запрещенной на территории республики;

здания и сооружения, имущество белорусских юридических и физических лиц;

акции, банковские вклады, страховые полисы и другие ценные бумаги и средства;

научно-техническая продукция;

права на интеллектуальные ценности и иное имущество.

Иностранные инвесторы имеют право осуществлять инвестирование на территории Республики Беларусь путем:

долевого участия в предприятиях, создаваемых совместно с белорусскими юридическими и физическими лицами;

создания предприятий, полностью принадлежащих иностранным инвесторам;

приобретения прав пользования землей, другими природными ресурсами, а также иных имущественных прав.

Под термином "коммерческая организация с иностранными инвестициями" понимается юридическое лицо, в уставном фонде которого частично или полностью используются иностранные инвестиции.

Коммерческой совместной организацией на территории Беларуси является белорусское юридическое лицо, уставный фонд которого состоит из доли иностранного инвестора и доли белорусских физических и (или) юридических лиц.

Коммерческой иностранной организацией является белорусское юридическое лицо, в уставном фонде которого иностранные инвестиции составляют 100 процентов.

Коммерческие организации с иностранными инвестициями могут создаваться в форме акционерных обществ, обществ с ограниченной ответственностью, а также в иных формах, не противоречащих законодательным актам Республики Беларусь.

Иностранные инвесторы вправе принимать участие в разгосударствлении и приватизации объектов государственного имущества в порядке, установленном для физических и юридических лиц Республики Беларусь.

Имущество, сырье и материалы, ввозимые иностранным инвестором для формирования уставного фонда коммерческой организации с иностранными инвестициями, освобождаются от платы таможенной пошлины. Имеются и другие льготы у иностранных инвесторов.

В коммерческих организациях с иностранными инвестициями производственные и трудовые отношения, включая вопросы найма и увольнения, режима труда и отдыха, условий оплаты труда, регулируются как коллективным договором, так и индивидуальными трудовыми договорами (контрактами).

В Республике Беларусь иностранным инвестициям предоставляется правовая защита. Их режим не должен быть менее благоприятным, чем режим, предоставляемый отечественным инвесторам.

Иностранные инвестиции на территории Республики Беларусь не подлежат национализации, не могут быть подвергнуты реквизиции или конфискации, кроме как по приговору или решению суда, а также по мотивам общественной необходимости (стихийные бедствия, аварии и другие обстоятельства, носящие чрезвычайный характер) с полным компенсированием стоимости отчужденного

имущества.

Вмешательство в хозяйственную и иную деятельность коммерческих организаций с иностранными инвестициями со стороны государственных органов и их должностных лиц не допускается.

Республика Беларусь ратифицировала договоры о взаимной защите инвестиций с Великобританией, Германией, Китаем, США, Финляндией, государствами СНГ и некоторыми другими странами.

В соответствии с Сеульской конвенцией 1985 г. в Республике Беларусь учреждено Агентство по вопросам иностранных инвестиций (далее - Агентство).

Гарантии, предоставляемые Агентством, распространяются на следующие некоммерческие риски:

1) риск, связанный с переводом валюты;

2)риск экспроприации;

риск нарушения государством договора с инвестором;

риск войны, гражданских беспорядков и т.п.

Для получения необходимых гарантий по инвестициям соответствующее юридическое или физическое лицо (инвестор) заключает с Агентством договор страхования. Решение о выплате страхового возмещения владельцу гарантии принимает Президент Агентства под руководством Совета директоров.

К Агентству (после выплаты гарантийной суммы инвестору) переходят требования, какие могут быть у инвестора к принимающему государству.

Истребование соответствующих компенсаций у принимающего государства осуществляется Агентством в арбитражном порядке в Международном центре по урегулированию инвестиционных споров.

В современных условиях Беларусь испытывает потребность в притоке иностранных инвестиций, особенно в сфере материального производства.