Международная правовая помощь (на примере деятельности Управления Министерства юстиции РФ в Сахалинской области)

дипломная работа

1.2 Договоры Российской Федерации о правовой помощи по уголовным делам

Статья 2 Венской конвенции о праве международных договоров от 23 мая 1969 года определяет международный договор как «международное соглашение, заключенное между государствами в письменной форме и регулируемое международным правом независимо от того, содержится ли такое соглашение в одном документе, в двух или нескольких связанных между собой документах, а также независимо от его конкретного наименования». Обычно документы договорного (или, как его еще называют, конвенционного) права могут носить названия договоров, конвенций, соглашений, уставов, протоколов или другие наименования.

Договоры также могут заключаться между государствами и международными организациями или исключительно между международными организациями. Такие соглашения регулируются соответствующей Венской конвенцией 1986 года. [7 c.79 ]

Международный договор является формой юридически обязывающего документа, соблюдение положений которого обязательно для подписавших его государств. Это отличает договор от таких видов «мягкого» права, как декларация или коммюнике. Нередко к основному договору даются дополнения в виде протоколов или иных приложений, которые расцениваются как его составные части.

Правила интерпретации международных договоров содержатся в двух конвенциях: Венской конвенции о праве международных договоров 23 мая 1969 г. и Венской конвенции о праве договоров между государствами и международными организациями или международными организациями от 21 марта 1986 г. [7 c.35 ]

Международный договор может быть заключен по любому вопросу, но не может вступать в противоречие с основными принципами международного права, обязательствами государств-членов Организации Объединенных Наций, а также императивными нормами международного права. [7 c.36 ]

Действие международного договора распространяется только на участвующие в нем стороны, за исключением случаев, когда его нормы стали частью международного обычного права, т.е. нормами, общепринятыми и общеобязательными по своей сути. Седьмого ноября 1996 г. Россия подписала две европейские конвенции: «О взаимной правовой помощи по уголовным делам» 1959 года и «О выдаче» 1957 года. Через три года они были ратифицированы Федеральным Собранием РФ (Федеральные законы от 25 октября 1999 г. «О ратификации Европейской конвенции о взаимной правовой помощи по уголовным делам и Дополнительного протокола к ней» и «О ратификации Европейской конвенции о выдаче, Дополнительного протокола и Второго дополнительного протокола к ней». В силу для Российской Федерации конвенции вступили 9 марта 2000 г.

Присоединение к этим международным договорам стало возможным благодаря вступлению Российской Федерации в Совет Европы (СЕ), поскольку обе конвенции носят закрытый характер. В соответствии со ст.28 Конвенции 1959 года и ст.30 Конвенции 1957 года необходимым условием присоединения к ним является членство в СЕ или приглашение Комитета Министров СЕ присоединиться к конвенции. Содержащая приглашение резолюция должна получить единогласное одобрение государств - членов СЕ, ратифицировавших Конвенцию. Из числа государств, не являющихся членами СЕ, к конвенциям в 1967 году присоединился только Израиль (всего участниками Конвенции 1959 года являются 39 государств, Конвенции 1957 года - 38). Закрытый характер конвенций объясняется их региональной направленностью и разработкой с учетом правовых систем и стандартов стран Европы.

В настоящее время правовые основы взаимодействия российских правоохранительных органов с компетентными органами стран - членов СЕ значительно расширились. Вместе с тем, для России они применяются с учетом сделанных при ратификации конвенций договорах и заявлениях.

В соответствии с Конвенцией 1959 и 1957 года правовая помощь оказывается по вопросам уголовного преследования за преступления, наказание за которые на момент просьбы о помощи подпадает под юрисдикцию судебных органов запрашивающей Стороны.

К вопросам оказания правовой помощи относятся:

- исполнение судебных поручений, касающихся уголовных дел, в целях получения свидетельских показаний или передачи вещественных доказательств, материалов или документов;

- вручение судебных повесток и постановлений о явке в суд запрашивающей Стороны свидетелей, экспертов и обвиняемых;

- передача выдержек из судебных материалов и информации о них, необходимых для рассмотрения уголовного дела;

- информирование государств - участников Конвенции о вынесении обвинительных приговоров и принятии последующих мер в отношении их граждан (на основании оговорки к ст.22 Конвенции эта информация будет направляться Россией на основе взаимности и только в отношении сведений, признанных официальными в соответствии с российским законодательством). [17.C.03]

В феврале 2000 г. Европейская Комиссия по проблемам преступности СЕ разработала типовую форму запроса о правовой помощи, в соответствии с которой запрос должен содержать: наименование запрашивающего государства и органа, фамилию, имя, отчество должностного лица, адрес, телефон, факс; дату запроса; номер, на который необходимо ссылаться запрашиваемой стороне при ответе; наименование запрашиваемого государства и органа; предмет запроса, в том числе меры, которые необходимо предпринять; дату, к которой ожидается ответ; координаты и фамилию, имя, отчество заинтересованного должностного лица запрашивающего государства; ходатайство может содержать также просьбу к запрашиваемой стороне подтвердить получение запроса и сообщить дату, к которой можно ожидать ответ. [17.C.33]

Россия воспользовалась возможностью сделать оговорку к п.6 ст.15 Конвенции, в связи с чем по вопросам оказания взаимной правовой помощи по уголовным делам для Российской Федерации компетентными органами являются: [45 c. 98]

- Генеральная прокуратура РФ - по всем вопросам, кроме перечисленных ниже;

- Верховный Суд РФ - по вопросам судебной деятельности Верховного Суда РФ;

- Минюст РФ - по вопросам, связанным с работой других судов;

- МВД РФ - в отношении поручений, не требующих санкции судьи или прокурора, связанных с проведением дознания и предварительного следствия по делам о преступлениях, отнесенных к компетенции органов внутренних дел Российской Федерации; [45 c. 99]

- ФСБ РФ - в отношении поручений, не требующих санкции судьи или прокурора, связанных с проведением дознания и предварительного следствия по делам о преступлениях, отнесенных к компетенции органов федеральной службы безопасности;

- ФСНП РФ - в отношении поручений, не требующих санкции судьи или прокурора, связанных с проведением дознания и предварительного следствия по делам о преступлениях, отнесенных к компетенции федеральных органов налоговой полиции.

Запросы о предоставлении выдержек из судебных материалов и информации о них рассматриваются Генеральной прокуратурой РФ или Минюстом РФ. [17.C.34]

К компетенции Генеральной прокуратуры РФ и Верховного Суда РФ относится решение вопроса о применении при исполнении поручения, по просьбе запрашивающей Стороны, процессуального законодательства последней. При этом не должно возникать противоречий законодательству Российской Федерации. [17.C.35]

В случаях, не терпящих отлагательства, запросы могут быть направлены в российские судебные органы. В соответствии с оговоркой к ст.24 Конвенции в качестве судебных органов в Российской Федерации рассматриваются суды и органы прокуратуры.

Компетентные органы других государств - участников Конвенции, как правило, указываются в оговорках к ней этих стран. Что касается других государств - участников этой Конвенции, то, безусловно, каждая страна определила круг своих органов, ответственных за рассмотрение вопросов по оказанию взаимной правовой помощи по уголовным делам. Как правило, в отличие от России, европейские страны назначают один или два компетентных органа. [45 c. 113]

При ратификации Конвенции Россия сделала оговорку к ст.2, допускающей отказ в оказании правовой помощи. В соответствии с ней, а также ст.2 Конвенции, обращающемуся с просьбой иностранному государству может быть отказано, если:

- просьба касается преступления, которое запрашиваемая Сторона считает политическим или связанным с политическим;

- запрашиваемая Сторона считает, что выполнение просьбы может нанести ущерб суверенитету, безопасности, общественному порядку или другим существенно важным интересам страны; [17.C.36]

- лицо, которое в запрашивающем государстве подозревается или обвиняется в совершении правонарушения, находится под судом, либо было осуждено или оправдано в связи с этим правонарушением в Российской Федерации или в третьем государстве, либо в отношении этого лица в Российской Федерации или в третьем государстве вынесено решение об отказе в возбуждении или прекращении производства по делу, по поводу которого поступил запрос о правовой помощи;

- преследование или исполнение решения по делу невозможно ввиду истечения срока давности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Российской стороной в соответствии со ст.3 Конвенции и ст.1 п.2 Федерального закона о ее ратификации может быть отказано в исполнении поручения о получении свидетельских показаний, если соответствующие лица воспользовались предоставленным им российским законодательством правом отказаться от дачи показаний вообще или по данному делу. [45 c. 114]

Необходимо отметить, что ранее п."а" ст.2 Конвенции 1959 года допускал отказ в просьбе об оказании правовой помощи, касающейся преступления в налоговой сфере. Статья 1 Дополнительного протокола к Конвенции о взаимной правовой помощи по уголовным делам 1978 года изъяла это основание для отказа.

Поручения о проведении обыска или наложении ареста на имущество в соответствии со ст.5 Конвенции должны исполняться компетентными российскими органами только при соблюдении следующих условий (подп."a", "b", "c" п.1 ст.5 Конвенции): [17.C.38]

а) преступление, с которым связано судебное поручение, наказуемо как по закону запрашивающей Стороны, так и по закону запрашиваемой Стороны (принцип двойной уголовной ответственности);

b) преступление, с которым связано судебное поручение, является в запрашиваемой Стороне преступлением, влекущим выдачу;

с) исполнение судебного поручения не противоречит законодательству запрашиваемой Стороны.

На основании ст.7 Конвенции и ст.1, п.4, Федерального закона о ее ратификации поручения о вручении повестки о явке лица должны передаваться компетентным российским органам не менее чем за 50 дней до установленной даты явки лица.

Конвенцией 1959 и 1957 гг года определяет порядок и условия экстрадиции лиц, в отношении которых компетентные органы запрашивающей Стороны ведут уголовное преследование в связи с совершенным преступлением или которые разыскиваются для приведения в исполнение приговора или постановления о задержании.

В соответствии со ст.2 Конвенции выдача производится в том случае, если за совершение преступления, в связи с которым поступил запрос, законодательством запрашивающей Стороны и запрашиваемой Стороны предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок не менее одного года.

Новацией, введенной указанным Федеральным законом о ратификации Конвенции, является возможность судебного обжалования лицом решения компетентного органа о его выдаче иностранному государству. Очевидно, что такого рода жалобы должны рассматриваться Верховным Судом РФ. [34 c. 29]

В целом, процедура экстрадиции в России осуществляется в соответствии с положениями Конвенции и сделанными к ней оговорками и заявлениями.

На основании ст.3 Конвенции выдача не осуществляется, если лицо, в отношении которого поступил запрос, обвиняется в совершении политического преступления. Лицо также не может быть выдано, если запрашиваемая Сторона имеет веские основания полагать, что запрос о выдаче в связи с обычным уголовным преступлением был подан с целью преследования или наказания лица по признакам расы, религии, национальности или по политическим убеждениям.

Государство может отказать в выдаче своих граждан (ст.6, п.1, Конвенции). Необходимо отметить, что это положение используется в практике всех государств - участников Конвенции. Российская Федерация также отказывает в выдаче своих граждан на основании ч.1 ст.61 Конституции РФ.

Вместе с тем, в случае отказа в выдаче запрашиваемой Стороной своего гражданина, по просьбе запрашивающей Стороны против него должно быть возбуждено уголовное преследование.

В целях проведения объективного расследования компетентным органам передаются необходимые документы, информация и вещественные доказательства, касающиеся преступления.

При рассмотрении вопроса экстрадиции должен соблюдаться принцип "non bis in idem" (не дважды за то же). [34 c. 41]

Поэтому выдача лица не осуществляется, если компетентными органами запрашиваемой Стороны уже вынесено окончательное решение в отношении него по факту совершения того же преступления, в связи с которым поступил запрос (ст.9 Конвенции).

В соответствии со ст.14 Конвенции государство, которому было выдано лицо, должно соблюдать «правило конкретности», т.е. выданное лицо не будет подвергаться уголовному преследованию и не может быть осуждено или задержано за преступление, совершенное до выдачи и которое не являлось основанием экстрадиции. Исключение может быть сделано, если передавшее его государство дало свое согласие на это и при условии, что второе преступление само является основанием для выдачи. Правило конкретности не применяется, если лицо в течение 45 дней после своего окончательного освобождения не покинуло территорию государства, имея для этого возможности, или же вернулось вновь. [34 c. 42]

В связи с этим государства - участники Минской конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским и семейным делам 1993 года с момента вступления для них в силу Конвенций 1959 и 1957 гг. при решении вопросов оказания взаимной правовой помощи по уголовным делам и выдачи должны применять положения европейских договоров.

Вместе с тем, обе Конвенции допускают использование сторонами не положений этих договоров, а своего "единообразного законодательства" или "специальной системы". Необходимым условием является уведомление Генерального секретаря СЕ. Эту норму (ст.28) Конвенции 1957 года использовали Скандинавские страны (Финляндия, Дания, Исландия, Швеция и Норвегия), применяющие при решении вопросов экстрадиции свое единообразное законодательство. На основании внутреннего законодательства решаются вопросы экстрадиции также между Ирландией и Соединенным Королевством. [18.C.53]

Необходимо отметить, что применение участниками Конвенций 1959 и 1957 гг. своего законодательства или специальной системы возможно при условии их соответствия общеевропейским стандартам. [18.C.54]

В число ратифицировавших Конвенции 1957 и 1959 гг. стран входят три государства - члена СНГ, участвующие в Минской конвенции 1993 года (Россия, Украина, Молдова). Вступившая в 1999 году в СЕ Грузия на данном этапе присоединилась только к Конвенции о взаимной правовой помощи по уголовным делам 1959 года. [18.C.59]

При рассмотрении вопроса об использовании Россией, Украиной, Молдовой и Грузией своей специальной системы на основе Минской конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам 1993 года необходимо учитывать, что не все положения этого многостороннего договора соответствуют содержащимся в конвенциях стандартам, соблюдать которые Российская Федерация обязалась при их ратификации.

В первую очередь это касается судебного обжалования решения о выдаче лицом, в отношении которого оно было принято, поскольку Минской конвенцией не предусмотрен такой механизм защиты прав лиц, подвергаемых процедуре экстрадиции.

Существенным отличием Конвенции 1957 года от Минской конвенции 1993 года является предусмотренная возможность отказа в экстрадиции в связи с политическим характером преступления, по поводу которого поступил запрос, или с угрозой применения к запрашиваемому лицу смертной казни, пыток или жестокого обращения. В Минской конвенции такие положения отсутствуют, что еще раз свидетельствует о несовершенстве заложенного в ней механизма защиты прав человека. [34 c. 49]

В данной ситуации можно предположить, что присоединение России к Конвенции о выдаче и Конвенции о взаимной правовой помощи по уголовным делам позволит не только развивать сотрудничество с правоохранительными органами стран Европы, но и распространить содержащиеся в них стандарты на взаимоотношения со странами СНГ.

Поэтому тщательное изучение каждого пункта международного договора должно предшествовать его выполнению и применению. При этом следует иметь в виду, что любая сторона вправе внести оговорки как при заключении договора, так и в период его действия. [34 c. 50]

Так, Минской конвенцией 1993 г., заключенной Российской Федерацией со странами СНГ - Республиками Армения, Беларусь, Молдова, Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан, Украина - объем правовой помощи по уголовным делам ограничен признанием сторонами приговора только в части гражданского иска (ст.ст. 6, 51 Конвенции). [7 c.39 ]

В то же время предусмотрена обязательная выдача лиц, осужденных судами запрашиваемых государств, для исполнения вступившего в законную силу приговора (ст. 56 Конвенции).

Согласно Европейской конвенции о взаимной правовой помощи по уголовным делам 1959 г. возможно исполнение просьбы о допросе лиц под присягой при условии, если законодательством страны-исполнителя такой допрос предусмотрен (ч. 2 ст. 3 Конвенции), а также обязателен возврат любых документов и предметов, которые передавались другому государству по его просьбе (ч. 2. ст. 6 Конвенции). [7 c.15 ]

Правила международного договора являются правовыми нормами, регулирующими оказание предусмотренных этим договором конкретных видов помощи.

При производстве процессуальных и следственных действий в порядке оказания правовой помощи ссылка на эти нормы обязательна наравне с национальными.

Применяются также правовые акты, регулирующие процедуры для использования принципов международного права. Но на практике приходится исполнять поручения иностранных государств, не имеющих с Россией международных соглашений. Вид правовой помощи в таких случаях диктуется необходимостью производства отдельных следственных или процессуальных действий за рубежом из числа предусмотренных отечественным законодательством и законодательством запрашиваемой страны. [7 c.16]

Выполнение таких запросов иностранного государства при отсутствии международного договора возможно на условиях взаимности и достигнутых договоренностей с учетом практики международного сотрудничества по конкретным вопросам.

Используются также дипломатические каналы. Нарушение прав человека, суверенитета, безопасности, других важных интересов государства является главным основанием для неисполнения запроса иностранного государства. [19 C.25]

Если поручение по уголовному делу исполняет иностранное государство, то любое следственное и иное действие должно быть произведено в точном соответствии с уголовно-процес-суальным законодательством этой страны. Это необходимое условие для признания российским судом в соответствии с постановлением Пленума Верховного суда РФ «О некоторых вопросах применения судами Конституции РФ при осуществлении правосудия» от 31.10.95 г. № 8 доказательств, полученных за границей. [7 c.15 ]

Запросы об оказании правовой помощи соответствующему иностранному государству направляются в порядке, определенном договором с этой страной, а при отсутствии такового - путем, согласованным сторонами или установленным национальным законодательством страны-исполнителя. На территории Российской Федерации все следственные и процессуальные действия по уголовному делу при оказании правовой помощи выполняются с применением законов России.

Сотрудничество между странами по вопросам оказания взаимной правовой помощи и выполнение международных поручений в области борьбы с преступностью а также расследования уголовных дел различной формы осуществляется, прежде всего, в рамках определенных международных договоров, так и при их отсутствии на условиях определенных пунктов либо взаимности. Принято считать, что правовая помощь может быть оказана в любой категории уголовных дел, по которой проводится дознание либо предварительное следствие. (Исключение составляет протокольная форма и дел частного обвинения), независимо от подследственности.

На практике нормы международного права особенно часто применяются по следующим категориям:

по преступлениям, которые были совершенны на территории РФ иностранными гражданами не имеющие постоянное гражданство, либо лицами имеющие несколько гражданств в том числе и гражданство Российской Федерации. [8 c. 44]

по преступлениям, которые были совершенны на территории России людьми скрывающимися в иностранных государствах,

по преступлениям, совершенным на территории Российской Федерации, при расследовании которых необходимо производство экспертных исследований за рубежом или производство следственных и процессуальных действий, связанных с экспертизой, допросом эксперта иностранного государства, выемкой, осмотром изъятых предметов, их пересылкой из-за границы в Россию и наоборот; по преступлениям, совершенным на территории России, связанным с автотранспортом, культурными ценностями, радиоактивными, психотропными и наркотическими средствами, если они вывезены за границу или ввезены из-за рубежа, их транспортировкой и возвратом потерпевшим; по уголовным делам, для принятия процессуальных решений по которым требуются тексты действующего либо отмененного законодательства иностранного государства; по делам, по которым имеются запросы и поручения иностранных государств об оказании правовой помощи; по уголовным делам, по которым свидетелями являются иностранцы либо лица, не имеющие гражданства и постоянно проживающие на территории иностранного государства, либо бипатриды; по уголовным делам.

По данным на 1 января 2005 г. Россия являлась стороной договоров о правовой помощи, заключенных с: Азербайджаном (1992 г.), Албанией (1995 г.), Алжиром (1982 г.), Аргентиной (2000 г.), Болгарией (1975 г.), Венгрией (1958 г., 1971 г.), Вьетнамом (1981 г.), Грецией (1981 г.), Грузией (1995 г.), Египтом (1997 г.), Индией (2000 г.), Ираком (1973 г.), Ираном (1996 г.), Испанией (1990 г.), Италией (1979 г.), Йеменом (1985 г.), Кипром (1984 г.), КНР (1992 г.), КНДР (1957 г.), Кубой (1984 г.), Киргизией (1992 г.), Латвией (1993 г.), Литвой (1992 г.), Молдавией (1993 г.), Монголией (1988 г.), Польшей (1996 г.), Румынией (1958 г.), Турцией (1997 г.), Тунисом (1984 г.), Финляндией (1978 г.), Чехословакией (1982 г.), Эстонией (1993 г.). С Белоруссией 17 января 2001 г. было заключено двустороннее соглашение о порядке взаимного исполнения судебных актов по хозяйственным спорам. [18c. 35 ].

Многосторонние договоры

1.Конвенция по вопросам гражданского процесса от 1 марта 1954 г.

2.Европейская конвенция о выдаче от 13 декабря 1957 г. (в рамках Совета Европы)

2.1. Дополнительный протокол к Европейской конвенции о выдаче от 15 октября 1975 г.

2.2. Второй дополнительный протокол к Европейской конвенции о выдаче от 17 марта 1978 г.

3. Европейская конвенция о взаимной правовой помощи по уголовным делам от 20 апреля 1959 г. (в рамках Совета Европы)

4. Дополнительный протокол к Европейской конвенции о взаимной правовой помощи по уголовным делам от 17 марта 1978 г.

5.Конвенция, отменяющая требование легализации иностранных официальных документов, от 5 октября 1961 г.

6.Конвенция о вручении за границей судебных и внесудебных документов по гражданским или торговым деламот 15 ноября 1965 г.

7.Конвенция о получении за границей доказательств по гражданским или торговым делам от 18 марта 1970 г.

8.Европейская конвенция о пресечении терроризма от 27 января 1977 г.

9.Протокол от 15 мая 2003 г. о внесении изменений в Европейскую конвенцию о пресечении терроризма 1977 г

10.Конвенция о передаче лиц, осужденных к лишению свободы, для отбывания наказания в государстве, гражданами которого они являются, от 19 мая 1978 г.

11.Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22 января 1993 г. (в рамках СНГ).

11.1. Протокол от 6 марта 1998 г. к Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22 января 1993 г.

13.Конвенция о передаче лиц, страдающих психическими расстройствами, для проведения принудительного лечения от 28 марта 1997 г. (в рамках СНГ).

Делись добром ;)