Авторское право и смежные права в Республике Беларусь

реферат

Имущественные авторские и смежные права

Действующему Закону присуща серьезная терминологическая путаница, - согласно ст.16 Закона автору (иному правообладателю) принадлежит исключительное право осуществлять или разрешать осуществлять перечисленные действия по использованию произведения, а кроме того, данная статья Закона говорит о праве автора на получение вознаграждения. Далее в ст.25 Закона говорится о том, что имущественные права могут быть уступлены или переданы по авторскому договору, при этом передаваться могут исключительные имущественные права или неисключительные имущественные права.

Данные нормы вызывают несколько вопросов, а именно:

как соотносятся понятия "имущественные права" и "исключительное право";

является ли исключительное право на произведение единым правом или состоит из набора прав на использование произведения определенными способами (так называемых правомочий);

что передается по договору: имущественные права или исключительное право, если исключительное право - то само исключительное право или его часть либо отдельные "правомочия исключительного характера";

что такое "неисключительное имущественное право" и т.д.?

В новом Законе заложен концептуально иной подход в определении содержания имущественных авторских и смежных прав, нежели содержащийся в действующем законодательстве.

Согласно новому Закону в системе прав автора основное место занимает исключительное право. Являясь согласно ст.128 ГК самостоятельным видом гражданских прав, исключительное право обеспечивает законную монополию его обладателя в отношении определенного результата интеллектуальной деятельности. По своей природе исключительное право является правом имущественным, поскольку его осуществление связано с обретением материальных благ. Однако использовать эти понятия в качестве синонимов нельзя потому, что за авторами наряду с исключительным правом могут признаваться и иные права имущественного характера. Поэтому в ст.16 нового Закона термин "имущественные права" используется как родовое понятие, включающее в себя исключительное право на произведение, а также ряд иных прав имущественного характера, не являющихся исключительными, таких как право следования (право автора произведения изобразительного искусства, литературы, музыкального, научного произведения участвовать в доходах от последующих публичных перепродаж его произведения), а также право авторов отдельных видов произведений на получение вознаграждения за воспроизведение этих произведений в личных целях.

Кроме того, содержание исключительного права на произведение и объекты смежных прав определено как право использовать произведение (исполнение, фонограмму, передачу) по своему усмотрению в любой форме и любым способом. Перечень действий, которые может осуществлять обладатель исключительного права, а также разрешать или запрещать осуществлять другим лицам, в новом Законе определен как открытый. С одной стороны, он практически дословно повторяет нормы действующего Закона в части перечисляемых возможных способов использования произведения. Отличие состоит в том, что в этом перечне дополнительно упоминаются и "иные возможные способы использования". Аналогичным образом в виде открытого перечня возможных способов использования определяется содержание исключительного права исполнителей, производителей фонограмм и вещательных организаций. Такое определение содержания исключительного права является более предпочтительным по сравнению с существующим определением через исчерпывающий перечень возможных действий по использованию произведения (объекта смежных прав), поскольку оно придает новому Закону большую гибкость, автоматически распространяя действие исключительного права автора или обладателя смежного права на те новые сферы, которые могут появляться с развитием технологий использования произведений и объектов смежных прав.

Особую оговорку необходимо сделать в отношении права автора произведения архитектуры участвовать в реализации своего проекта. В действующем Законе данное право предусмотрено, однако определено как право требовать от заказчика предоставления права на участие в реализации своего проекта при разработке документации для строительства и при строительстве здания и сооружения. Конструкция "право требовать права" представляется крайне неудачной и сложно реализуемой на практике. В новом Законе права архитектора определены более четко: автор утвержденного в установленном порядке архитектурного проекта вправе участвовать в разработке строительного проекта и осуществлении авторского надзора за строительством объекта.

Претерпела изменения и норма о праве автора на получение вознаграждения за каждый способ использования произведения. Несмотря на то, что с точки зрения теории данное право нельзя рассматривать как самостоятельное, поскольку его невозможно реализовать вне рамок договора о предоставлении права использования произведения, право автора на получение вознаграждения традиционно упоминается при определении содержания его имущественных прав. Существенное отличие от действующего Закона состоит в том, что если в настоящее время определяемые в авторском договоре ставки авторского вознаграждения не могут быть ниже минимальных ставок, устанавливаемых Правительством Республики Беларусь, то в новом Законе говорится о том, что размер авторского вознаграждения не может быть ниже размера, устанавливаемого Правительством Республики Беларусь. Тем самым норма о гарантированном минимальном авторском вознаграждении становится реально действующей и распространяется на все возможные способы определения его размера.

Новый Закон вступает в силу 1 декабря 2011 г.

Делись добром ;)