Нормативно-правовое обеспечение валютного контроля экспортно-импортных операций, осуществляемого таможенными органами Российской Федерации

реферат

2. Понятие и принципы валютного регулирования и валютного контроля

Посредствам действующего Федерального Закона «О валютном регулировании и валютном контроле», устанавливаются:

- Основы правового характера;

- Принципы регулирования валютного характера;

- Круг полномочий действующих органов валютного контроля;

- Права резидентов по отношению к их собственным владениям, либо же ценным бумагам, находящихся за границами территории Российской Федерации;

- Обязанности резидентов по отношению к их собственным владениям, либо же ценным бумагам, находящихся за границами территории Российской Федерации;

- Порядок использования, а так же распоряжения ценностями валютного характера в Российской Федерации;

- Порядок пользования валютой РФ;

- Порядок пользования ценными бумагами внутреннего характера;

- Права агентов, а так же непосредственных органов регулирования валютного законодательства;

- Обязанности агентов, а так же непосредственных органов регулирования валютного законодательства;

Как правило, под валютным регулированием понимается деятельность, которую осуществляют соответствующие органы государственной власти направленную на регулирование и управление непосредственного обращения валюты, а так же осуществление постоянного контроля валютного характера, оказание влияние на изменение курса валюты и систематическое ограничение использование валюты иностранного значения.

В разное время на валютное регулирование оказывалось влияние целым рядом факторов правового и политико-экономического характера. Присутствовало использование валюты иностранного происхождения еще во времена Киевской Руси. Например, князья, собирая дань с захваченных территорий, устанавливали требования, в виде ее уплаты в соответствующей валюте (иностранными монетами). Псков и Новгород в торговом обороте, использовали не только российские рубли, но и литовские, а так же немецкие монеты, последние в обязательном порядке должны были иметь в своем составе определенный процент серебра. Стоит отметить, что еще на Руси, князьями вводилось соответствующее ограничение на использование в обороте валюты иностранного происхождения, данный период обозначается концом четырнадцатого и началом пятнадцатого веков. Однако, не смотря на ограничение в использовании, до 1923 года, она присутствовала и активно использовалась на всей территории данной страны. Наличие таких ограничений, были связаны преимущественно именно с возникновением не стабильных, кризисных ситуаций, во всех сферах деятельности государства. В соответствующий период присутствовало существенное ограничение на использование иностранной валюты частными лицами. Более того, в этот период присутствовал уже некоторый валютный контроль, который осуществлялся административным управлением прямого воздействия.

В Российской Федерации вследствие изменения политического режима и расширения внешнеэкономической деятельности потребовалось правовое регулирование оборота иностранной валюты. На основании указанной выше информации, появления соответствующего закона, было очевидно - Закон Российской Федерации «О валютном регулировании и валютном контроле» от 9 октября 1992 года. Но, принятый закон носил лишь формальный характер, каждая его норма наполнялась конкретным содержанием практически лишь с помощью многочисленных противоречащих друг другу нормативных актов (около 250). Как следствие, был принят Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле» в 2003 году. Новый Федеральный закон призван более четко урегулировать функционирование валютного рынка, обращение иностранной валюты и решить накопившиеся проблемы.

Следующим, достаточно серьезным шагом, принято считать формирование общепризнанных принципов осуществления валютного регулирования.

В соответствии со ст.3 Федерального Закона основными принципами валютного регулирования и валютного контроля являются:

1) приоритет экономических мер в реализации государственной политики в области валютного регулирования;

2) исключение неоправданного вмешательства государства и его органов в валютные операции резидентов и нерезидентов;

3) единство внешней и внутренней валютной политики Российской Федерации;

4) единство системы валютного регулирования и валютного контроля;

5) обеспечение государством защиты прав и экономических интересов резидентов и нерезидентов при осуществлении валютных операций.

Суть первого принципа относительно приоритета мер экономического характера при осуществлении политики государства при регулировании валютных операций, сводится к следующему: органы государственной власти при осуществлении регулирования иностранной валюты, преимущественное предпочтение отдают именно мерам экономического характера, оставляя политические меры на втором месте. Наличие такого регулирования, четко прослеживается во времена бывшего СССР. Так, к экономическим мерам валютного регулирования можно отнести следующие важные моменты:

- Систематическое развитие, а так же поощрение при осуществлении торговых операций внешнего характера и юридическими и физическими лицами;

- Предоставление льгот различного характера. Сюда относятся и льготы по налоговому бремени, предоставление полноценных разрешений для осуществления банковских операций за рубежом, осуществление целенаправленного финансирования, за счет бюджетных средств предприятий различного характера, так же организаций, связанных с осуществлением деятельности в области экспортно-импортных организаций.

Государственная политика в области валютного регулирования, так же достаточно часто именуется как «валютная политика».

Основными органами власти, на которые направленна деятельность валютной политики именно государственного характера, являются:

- Правительство;

- Центральные финансовые органы;

- Национальный банк.

Второй, указанный выше принцип выступает в качестве определенной части общего принципа государственного невмешательства в непосредственную деятельность всех действующих субъектов. Исключение так же составляет именно ситуации, закрепленные в законодательстве Российской Федерации. Достаточно важным фактом, является именно то, что на текущее состояние экономики оказывает существенное влияние и валютная политика. Именно исходя из данного факта, осуществление какого-либо вмешательство в валютные отношения, осуществляемые резидентами или нерезидентами, направленно именно на:

- предотвращение какого-либо сокращения текущего состояния золотовалютных резервов;

- любых скачков валютного курса;

- предотвращения совершения сделок валютного характера незаконным путем.

Так, в соответствии с Федеральным законом от 7 августа 2001 г. №115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», на основании статьи 6. «Обязательному контролю подлежат операции по покупке и продаже иностранной валюты в крупных размерах Операция с денежными средствами признается совершенной в крупном размере (если сумма, на которую она совершается, равна или превышает 600 000 рублей либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 600 000 рублей, или превышает ее, а также сделки с недвижимостью, если сумма сделки в иностранной валюте равна либо превышает сумму 3 000 000 рублей) перевод денежных средств за границу на счет (во вклад), открытый на анонимного владельца, и некоторые другие операции».

Третий принцип: единство внутренней и внешней валютной политики Российской Федерации. Данный принцип определяет тот факт, что государство Российской Федерации при осуществлении процесса регулирования в области валютного контроля, ориентируется преимущественно на общие, принятые для всех правила и стандарты, действующие как внутри страны, так и на мировом валютном рынке.

Четвертый принцип единства системы валютного регулирования и валютного контроля предполагает формирование общей структуры регулирования валютных операций. Регулирование валютного характера происходит только на основании действующих Законов федерального назначения. Принятые же акты относительно регулирования правоотношений в области валютного регулирования оказывают свое влияние и действие только в случаях, которые предусмотрены только действующим валютным законодательством.

Пятый принцип обеспечение государством защиты прав и экономических интересов резидентов и нерезидентов при осуществлении валютных операций, также является и конституционным положением. Для всех участников, имеющих отношения к совершаемым валютным правоотношениям, со стороны государства осуществляется и гарантируется полноценная административная и судебная защита. Однако, наряду с государственной защитой, каждый резидент и не резидент имеет полное право выбрать прочие способы защиты своих собственных интересов. Государства, наравне с резидентами и нерезидентами, так же имеет полное право на защиту всех своих интересов при участии в совершении сделок валютного характера, в том числе и в ситуациях, когда государство является субъектом сделок валютного характера.

Основными элементами регулирования валютного характера являются: валютная интервенция, формирование валютных резервов и валютные ограничения.

Валютная интервенция представляет собой целенаправленное воздействие центрального банка страны на валютный рынок и валютный курс. Осуществляется валютная интервенция, прежде всего для регулирования курса иностранных валют в интересах государства.

Государство в целях своевременного осуществления международных расчетов, а также для получения дохода и регулирования валютного рынка осуществляет полноценное формирование необходимых резервов валютного характера, такие резервы так же носят международный характер. Под международными резервами понимаются некоторые обособленные финансовые активы, обладающие наивысшим уровнем квалификации и всегда находящиеся в полноценном распоряжении Банка России и Правительства Российской Федерации и складывающиеся из активов в иностранной валюте, монетарного золота, специальных прав заимствования (СДР), резервной позиции в МВФ и других резервных активов.

Правительство Российской Федерации устанавливает порядок расчетов и переводов по валютным операциям между резидентами и нерезидентами. Центральный банк Российской Федерации и Правительство Российской Федерации, а также уполномоченные Правительством федеральные органы исполнительной власти (Служба внешней разведки Российской Федерации, Министерства обороны Российской Федерации и др.) без ограничений осуществляют все виды валютных операций.

валютный таможенный экспортный импортный

Делись добром ;)