logo
Ноу-хау как объект гражданских правоотношений

4. Правовая охрана коммерческой тайны.

Структура работы состоит из двух глав, пяти пунктов, введения, заключения и списка использованной литературы.

коммерческая тайна охрана

1. ПОНЯТИЕ НОУ-ХАУ

1.1 История ноу-хау

Коммерческая тайна - режим конфиденциальности информации, позволяющий ее обладателю при существующих или возможных обстоятельствах увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке товаров, работ, услуг или получить иную коммерческую выгоду. Федеральный закон от 29.07.2004 № 98-ФЗ (в ред. От 24.07.2007) «О коммерческой тайне» (в ред. Федеральных законов от 02.02.2006 N 19-ФЗ, от 18.12.2006 N 231-ФЗ, от 24.07.2007 N 214-ФЗ)

Термин ноу-хау впервые возник в американской судебной практике. В дословном переводе словосочетание ноу-хау представляет собой транслитерацию английского выражения «know-how to do it», буквальный перевод которого означает «знать, как это сделать», например, как наладить производство какого-либо продукта или выполнить какую-либо работу, оказать услугу и т.д.

В Европе термин ноу-хау стал использоваться значительно позднее, чем в США. Однако в связи с неопределенностью понятия ноу-хау в некоторых европейских странах стали использоваться и другие термины. Так, например, во Франции английское название «know-how» получило распространение в виде термина «savoir-fair», а в Германии употребляется обозначение «wissen wie». В нашей стране термин ноу-хау появился в нормативных документах СССР в текстах примерных лицензионных договоров для стран СЭВ, а затем фигурировал в ряде законов (1990 - 1992 г.г.), причем под разными «именами», например: «торговый секрет» - в Законе РСФСР «О собственности в РСФСР» от 24.12.1990; «коммерческая тайна» - в Законе Российской Федерации «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» от 22.03.1991. Другими словами, для российского гражданского законодательства термин ноу-хау не является новым. Правовая охрана ноу-хау возникла как альтернатива патентной охране результатов интеллектуальной деятельности, поскольку часто предприятию выгоднее не патентовать изобретение, используемое в производстве, а засекретить его, поэтому ноу-хау нередко называют секретом производства.Ливадный Е.А.//Ноу-хау как результат интеллектуальной деятельности и информации

Исходя из содержания статьи, секретами производства (ноу-хау) - являются сведения конфиденциального (ограниченного) характера, в том числе нераскрытые результаты интеллектуальной деятельности в научно-технической сфере (химические формулы, чертежи, опытные образцы и т.п.), которые могут применяться, например, в промышленности (в частности, технические знания и опыт, которые используются или могут быть использованы в производстве, известные ограниченному кругу лиц и не охраняемые патентами), в торговле (конъюнктурная информация секретного характера, в том числе цены на сырье, рынки сбыта, сведения о конкурирующих фирмах, организация рекламы и т.д.), в банковском деле (конфиденциальные сведения о наиболее выгодных формах использования денежных средств, ценных бумаг, акций и т.п.), в профессиональной деятельности (врачебная, нотариальная, адвокатская тайна и т.д.) в других областях предпринимательской деятельности. Секрет производства в отличие, например, от изобретения, не требует официального признания его охраноспособности, государственной регистрации или выполнения каких-либо иных формальностей, а также уплаты государственных пошлин. Зенин И.А.// Правовой режим ноу-хау

Закон устанавливает три признака отнесения сведений к секрету производства.

Во-первых, сведения, составляющие секрет производства, должны иметь действительную или потенциальную коммерческую ценность, т.е. обладать способностью быть объектом рыночного оборота. Поэтому сведения, которые не представляют никакого интереса для окружающих, которые не могут быть использованы третьими лицами для достижения своих целей. При этом действительная ценность представляет собой затраты на создание сведений, составляющих секреты производства, поддержание режима коммерческой тайны, рыночную стоимость таких сведений, а потенциальная ценность это по существу размеры убытков, которые могут наступить в случае разглашения или неправомерного использования подобных сведений.

Во-вторых, к сведениям, составляющим секрет производства на законном основании не должно быть свободного доступа. Это означает, что обладатель таких сведений ограничивает допуск к ним любых третьих лиц в соответствие с действующим законодательством. Под третьими лицами в данном случае понимаются те лица, для которых эти сведения представляют какой-либо интерес. Кодекс не устанавливает порядок оформления допуска к секретам производства, предоставляя право обладателю указанных сведений решать этот вопрос самостоятельно. Другими словами, обладатель сам разрешает и определяет доступ к сведениям, составляющим секрет производства, а также порядок и условия доступа к ним.

В-третьих, правообладатель должен ввести режим коммерческой тайны, который включает в себя принятие комплекса мер правового, организационного, технического и иного характера, позволяющие обладателю сведений, составляющих секреты производства, защитить их от конкурентов и третьих лиц, которые могут использовать их в своих личных или коммерческих интересах. Добрынин О.В. Особенности правовой регламентации ноу-хау: Дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.03. М., 2003. С. 130.

1.2 Понятие секрета промысла

Секреты промысла - это сведения о предлагаемых к использованию практических действиях, имеющих ценность в рыночном обороте благодаря их сохранению в тайне. Они стали объектом систематической торговли позже, чем другие результаты интеллектуальной деятельности, специально выделяемые государством, например путем выдачи патентов на изобретения. Их охрана по ряду причин не получила пока четкого правового оформления и в законе в развернутом виде нигде не закреплена, хотя секреты промысла и приобрели огромную значимость, пожалуй даже превышающую роль изобретений. Дозорцев В.А Понятие секрета промысла (ноу-хау) // ВВАС №7 2001 С.99; №8 2002 С.103

Для выявления признаков секрета промысла (ноу-хау) целесообразно сопоставить их признаки с признаками, присущим объектам интеллектуальной собственности и проследить действие в отношении ноу-хау фундаментальных принципов права интеллектуальной собственности.

Профессор О.А. Городов под интеллектуальной собственностью понимает обобщенное и условное наименование совокупности прав, определяющих юридические возможности их обладателей по контролю над тем либо иным результатом интеллектуальной деятельности. Городов О.А. Интеллектуальная собственность: правовые аспекты коммерческого использования: Дис. ... д-ра юрид. наук. СПб., 1999.

В четвертой части ГК РФ (ст.1225) интеллектуальная собственность определяется, как результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий, которым предоставляется правовая охрана. Одновременно исключительное право, являющееся имущественным правом, личные неимущественные права и иные права на такие объекты именуются не интеллектуальной собственностью, а интеллектуальными правами (ст. 1226). Гражданский кодекс Российской Федерации. Раздел VII. Права на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации ст. 1225, 1226 // СЗ РФ 05.12.1994, №32

Так же неоднозначно определяется доктриной совокупность признаков объекта отношений, регулируемых правом интеллектуальной собственности. Более того, профессор А.П. Сергеев отмечает, что "никто не смог пока предложить формулировку тех конкретных признаков объекта интеллектуальной собственности, которые бы распространялись на все объекты. Они настолько многообразны, что это невозможно". Труды по интеллектуальной собственности. Т. I. Проблемы интеллектуальной собственности в Гражданском кодексе России. Институт международного права и экономии им. А.С. Грибоедова. М., 1999. С. 32.

В обобщенном виде можно назвать следующие основные признаки таких объектов:

- нематериальная природа, т.е. право интеллектуальной собственности регулирует отношения по поводу идеальных объектов, являющихся результатами интеллектуальной деятельности человека;

- объективная форма выражения;

- возможность передачи посредством воспроизведения как при помощи специальных технических средств, так и при помощи символов (различного рода языков);

- достаточная для правовой охраны определенность, т.е. включение объекта в сферу регулирования права интеллектуальной собственности законодательством;

- объект такой разновидности результатов интеллектуальной деятельности, коммерческая ценность которых не исключается.

Секреты промысла знаменуют собой расширение рынка, с их помощью вводятся в оборот внешне не выделенные решения, неохраноспособные по традиционным видам охраны (например, по патентному праву) или вполне охраноспособные, но не охраняемые вследствие нецелесообразности, в частности вследствие трудностей осуществления контроля за соблюдением прав. Право на секрет промысла может быть менее четким и определенным, надежным и стабильным, оно легче может быть разрушено, чем при наличии формальных признаков. Хотя содержание объекта определяется не вполне четко, право на секрет промысла в ряде случаев гораздо более удобно, так как не требует для закрепления особых формальностей, и универсально, поскольку распространяется на неограниченно широкий круг видов решений. Срок действия права никак заранее формально не предопределен и не ограничен - оно действует в течение всего времени, пока сохраняются условия его предоставления (прежде всего - соблюдение конфиденциальности), срок может оказаться очень продолжительным и долговечным, но может стать очень кратким и даже мимолетным, его действие может прекратиться в любой момент по неформальным основаниям. Не исключено и закрепление права на один объект за несколькими лицами. Дозорцев В.А Понятие секрета промысла (ноу-хау) // ВВАС №7 2001 С.99; №8 2002 С.103

Секреты промысла нужно отличать еще от одной категории - от информации, составляющей государственную тайну. Закон Российской Федерации от 21 июля 1993 г. "О государственной тайне" (с последующими изменениями). // Российская газета, N 182, 21.09.1993, Разграничение проходит по ряду позиций, здесь важно отметить прежде всего разницу в правовых режимах. Обладатель "секрета" промысла может сам, по своему усмотрению распорядиться принадлежащими ему данными и правами на них; в отношении секретной информации ее обладатель ограничен в правах и несет обязанности перед государством, нарушение этих обязанностей влечет за собой уголовную ответственность, самый перечень таких сведений устанавливается государством. Указ Президента Российской Федерации от 30 ноября 1995 г. N 1203 в ред. Указа от 24 января 1998 г. N 61 //СЗ РФ. 1995. N 49. Ст. 4775; 1998. N 5. Ст. 561.

Рассмотрев в первой главе историю понятия ноу-хау, а так же понятие секрета промысла, мы можем сделать вывод о том, что секретами производства могут быть только сведения, имеющие потенциальную или коммерческую ценность и обладающие тремя основными признаками, установленными законом. А так же можно отметить важность секрета промысла для расширения рынка.

2. ПРАВОВАЯ ПРИРОДА НОУ-ХАУ

2.1 Особенности правового режима

Одна из функций гражданского права состоит в установлении режима использования объектов конфиденциальной информации, т.е. информации, составляющей коммерческую тайну (ноу-хау).

Правовой режим ноу-хау обладает некоторыми особенностями, которые существенно отличают его от режимов охраны иных результатов интеллектуальной деятельности, в частности объектов патентного права.

1.Закрепляя правовой режим ноу-хау, законодатель не определяет конкретный перечень сведений, которые могут получить охрану. В качестве секретов производства охраняются самые разнообразные сведения, которые дают их обладателю определенные преимущества перед конкурентами. Позволяя экономить время, материальные средства, людские ресурсы.

Дать исчерпывающий перечень сведений, которые могут получить охрану в качестве ноу-хау, не представляется возможным. Согласно закону « О коммерческой тайне» обладатель информации вправе по своему усмотрению определить состав сведений, которые будут охраняться в режиме коммерческой тайны. П.1 ст. 4 Федерального закона от 29 июля 2004 года № 98-ФЗ «О коммерческой тайне» // Парламентская газета, N 144, 05.08.2004, Таким образом, объект охраны определяет в каждом конкретном случае обладатель информации, выделяя из массы сведений те данные, которые имеют для него коммерческую ценность и в отношении которых он заинтересован приобрести исключительное право.

2.Охрана в режиме ноу-хау предоставляется сведениям, соответствующим определенным критериям охраноспособности. Например: сведения должна иметь действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности их третьим лицам, к ним нет свободного доступа на законном основании, обладателем сведений принимаются меры по сохранению их конфиденциальности.

Однако обладателю необходимо не только определить сведения, составляющие ноу-хау, но и ознакомить с их перечнем лиц, которым обеспечивается доступ к ним и которые обязаны сохранять их конфиденциальность. Обладатель должен установить порядок использования сведений, обеспечит контроль за соблюдением этого порядка, ограничив тем самым доступ к секретам производства. Обладателю необходимо вести учет лиц, которым с его согласия стали известны сведения, составляющие содержание ноу-хау, в результате доступа к ним, их предоставления или передачи.

Принятие указанных мер приводит к установлению режима коммерческой тайны.

Таким образом, в законодательстве закреплены специальные критерии охраноспособности ноу-хау: необщеизвестность составляющих его сведений, а так же установление в отношении них режима коммерческой тайны.

3.Секреты производства не подлежат государственной регистрации, в связи с чем проверка соответствия сведений условиям охраноспособности компетентными государственными органами не осуществляется. Факт соответствия сведений требованиям необщеизвестности определяется их обладателем, когда он вводит в отношении них режим коммерческой тайны с целью приобретения исключительных прав на них.

4.Характерной особенностью правового режима ноу-хау является то, что факту авторства не придается юридического значения. Сведения, составляющие ноу-хау могут быть получены одновременно и независимо друг от друга разными лицами. Установления авторства на секреты производства не представляется возможным.

5.Монополия в отношении секретов производства устанавливается исключительно по усмотрению их обладателя.

6.В отличие от иных результатов интеллектуальной деятельности, содержание секретов производства держится в секрете, их переход в общественное достояние законодательством не предусмотрен. Исключительное право на ноу-хау действует до тех пор, пока его обладатель принимает меры по обеспечению конфиденциальности сведений.

Передача права на ноу-хау влечет прекращение исключительного права и прежнего правообладателя и его возникновение у приобретателя. В соответствии со ст. 1469 ГК РФ право использования секрета производства предоставляется на основании лицензионного договора.

7.Правовое регулирование отношений по поводу ноу-хау осуществляется по модели как исключительного, так и обязательного правоотношения.

Таким образом можно сделать вывод, что обладатель секретов производства по своему усмотрению определяет объект охраны, устанавливает факт соответствия сведений условиям охраноспособности. Совершает действия, необходимые для возникновения исключительного права, обеспечивает монопольное использование сведений, и именно от его усилий, как правило, зависит срок действия исключительного права на ноу-хау. Правовая охрана секретов производства основана на субъектном усмотрении их обладателя. Мозолин В.П, Белова Д.А Особенности правового режима «ноу-хау»//Право и экономика №4 2009, С.44

2.2 Основания перехода права на ноу-хау другому лицу

В отличие от других объектов интеллектуальной собственности (для передачи которых предусмотрены, например, лицензионный договор, авторский договор) какая-либо четко определенная законодательная основа передачи ноу-хау на сегодняшний день отсутствует. Переход ноу-хау может осуществляться путем передачи конкретной научно-технической и иной документации и/или путем предоставления необходимого опыта и знаний, получающей стороне. Договор о передаче ноу-хау не предусмотрен гражданским законодательством. Однако его можно применять в том случае, если его условия не противоречат законодательству. Ирина Мирских «Передача ноу-хау»// Деловая пресса № 49 (191) от 13.12.2002

Анализируя правовую природу договора о передаче ноу-хау, можно проследить влияние на него договора купли-продажи и договора об оказании услуг. Однако принципиальным отличием договора о передаче ноу-хау от договора купли-продажи является то, что исполнение договора о передаче ноу-хау не выражается ни в передаче вещи, ни в создании права. Чаще всего передается опыт - это первое. Во - вторых, продавец ноу-хау при наличии формального договора купли - продажи не будет иметь права использовать улучшения, если передаваемое ноу-хау имеет определенные недостатки. В - третьих, договор о передаче ноу-хау обычно создает длительные обязательственные отношения, при этом договор предусматривает возможность его досрочного расторжения.

Такого права при договоре купли-продажи не существует.

Нормы, регулирующие договор о возмездном оказании услуг, могут быть применены по аналогии в ситуации, когда обладатель ноу-хау принимает обязательства командировать своих специалистов для обучения и инструктирования персонала приобретателя ноу-хау. Обладатель обязуется передать свой опыт и знания приобретателю и в связи с этим оказать ему консультативные услуги. Таким образом, договор о передаче ноу-хау приобретает многие черты договора об оказании услуг. Особенность передачи ноу-хау заключается в том, что передаются не просто специальные знания, а их практическое применение. В этом заключается основное отличие договора о передаче ноу-хау от договора об оказании услуг. ИоноваО.В. Обеспечение прав на секреты производства (ноу-хау). М.: ВНИИПИ, 1994. С. 78.

Можно выделить следующие признаки договора о передаче права на ноу-хау:

1) расширение круга физических, юридических лиц, которым на законных основаниях разрешено пользоваться ноу-хау;

2) договор о передаче ноу-хау - сложное, длящееся во времени правоотношение;

3) отличительная черта взаимоотношений между сторонами договора - доверительные, тесные связи; практически реальной и единственной гарантией конфиденциальности (в чем и состоит смысл договора) является высокая заинтересованность приобретателя ноу-хау в сохранении преимущественного положения на рынке, обусловленного использованием уникального объекта;

4) отсутствие прямого регулирования законом договорных отношений при передаче ноу-хау;

5) нематериальный характер предмета сделки; предмет договора - интеллектуальный товар, многократное использование которого не причиняет ущерба его содержимому.

Таким образом, с учетом изложенных признаков можно дать следующее определение договора о передаче ноу-хау.

Договор о передаче ноу-хау - соглашение, по которому одна сторона (лицензиар) обязуется передать в установленном порядке и на условиях сохранения конфиденциальности принадлежащие ей права на ноу-хау, а другая сторона (лицензиат) обязуется использовать их в строго оговоренных пределах и уплачивать вознаграждение за использование. Лопатин К. Об информации // Юридический мир. 1999. N7. С. 32.

Специфика предмета договора о передаче ноу-хау обусловливает и особый характер прав и обязанностей сторон, оснований ответственности в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения ими своих обязательств. В связи с этим в законодательстве необходимо изложить вопросы гражданского оборота ноу-хау. В этом заинтересованы все участники экономических отношений, в том числе и государство, которое должно в первую очередь способствовать разрешению данной задачи.

В настоящее время, ввиду отсутствия нормативного регулирования, нужно признать приоритет договора как единственного источника, определяющего содержание ноу-хау и права на него. Химчук Е.В Понятие договора о передаче ноу-хау//Право и экономика №3 2006 С.23