Объекты и субъекты авторского права и смежных прав

курсовая работа

1.2 Объекты авторского права

Объектами авторского права являются произведениями литературы (науки, искусства), представляющие собой результат творческой деятельности, независимо от их назначения и достоинства, а так же способами их выражения, как обнародованные, так и необнародованные, существующие в какой-либо объективной форме: письменной, электронной, звуко- или-видеозаписи; изображения;объемно-пространственной [19, с. 15].

В литературе произведение определяется как совокупность идей, мыслей и образов, получивших в результате творческой деятельности автора свое выражение в доступной для восприятия человеческими чувствами конкретной форме, допускающей возможность воспроизведения.

Признаки охраноспособности произведений являются:

1) Творческий характер деятельности автора при его создании;

2) Объективная форма выражения произведения (письменная, устная, звуко-и видеозапись, объемно-пространственная, изображение, электронная).

Авторское право на произведение не связано с правом собственности на материальный объект, в котором оно выраженно. Следовательно, переход права собственности или права владения каким-либо материальным объектом сам по себе не влечет передачи авторского права на произведение, выраженное в этом объекте [21, с. 17].

В соответствии со ст.7 Закона Республики Беларусь «Об авторском праве и смежных правах» объектами авторского права являются:

* литературные произведения (книги, брошюры, статьи и др.);

* драматические и музыкально-драматические произведения, произведения хореографии и пантомимы и другие сценарные произведения;

* музыкальные произведения с текстом и без текста;

* аудиовизуальные произведения (кино-, теле-, видеофильмы, диафильмы и др.);

* произведения изобразительного искусства (скульптура, живопись, графика, литография и др.);

* произведения прикладного искусства и дизайна;

* произведения архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства;

* фотографические произведения, в том числе произведения, полученные способами, аналогичными фотографии;

* карты, планы, эскизы, иллюстрации и пластические произведения, относящиеся к географии, картографии и другим наукам;

* компьютерные программы;

* произведения науки (монографии, статьи, отчеты, научные лекции и доклады, диссертации, конструкторская документация и др.);

* иные произведения [15, ст. 7].

К объектам авторского права также относятся:

1.Производные произведения (переводы, обработки, рефераты, аннотации, резюме, обзоры, инсценировки и другие произведения, при создании которых заимствуются охраняемые элементы иного произведения).

2.Сборники и другие составные произведения, представляющие собой по подбору или расположению материалов результат творческого труда.

3.Служебное произведение (служебный объект авторского права)- это произведение, созданное в порядке выполнения служебных обязанностей или служебного задания работодателя (нанимателя). Исключительные права на использование служебных произведений принадлежит работодателям (нанимателям), если в договоре между ним и работником не предусмотрено иное [13, с. 21].

Согласно ст.7 Закона Республики Беларусь «Об авторском праве и смежных правах» компьютерные программы и базы данных охраняются как литературные произведения.

В соответствии со ст. 993 ГК Республики Беларусь компьютерные программы являются самостоятельным видом произведения, а базы данных охраняются наравне с иными составными произведениями.

Должное внимание следует уделить служебным объектам авторского права.

Служебное произведение - это произведшие, которое создано автором в порядке выполнения служебных обязанностей или служебного задания.

В обоих случаях создание служебного произведения оплачено нанимателем или работодателем автора. Поэтому эти лица, по существу, приобретают у автора имущественные права на созданное автором произведение.

Для произведения, созданного автором для физического или юридического лица по трудовому соглашению в порядке выполнения служебных обязанностей или по служебному заданию такого лица:

1) авторское право принадлежит в первую очередь этому лицу, если иное не предусмотрено в договоре;

2) имущественные права считаются переданными нанимателю или лицу, по заданию которого создано произведение, если иное не предусмотрено в договоре.

Аналогичные нормы применяются в отношении компьютерных программ. В случае создания компьютерной программы при исполнении служебных обязанностей или служебного задания исключительно нанимателю предоставляется право обладания всеми имущественными правами на созданную таким образом программу, если договором не предусмотрено иное [1, с. 159].

Правовой режим служебных произведений заключается в следующем:

1. Личные неимущественные права на служебное произведение, созданное в порядке выполнения служебного задания или служебных обязанностей, принадлежат автору.

2. Имущественные права на служебное произведение принадлежат нанимателю, если договором между ним и автором не предусмотрено иное. Хотя имущественные права на служебное произведение по закону принадлежат нанимателю, между автором и нанимателем возможно заключение договора, в котором может быть предусмотрено иное, т.е. наниматель может передать автору свои имущественные права полностью или в части.

Принадлежность нанимателю имущественных прав на служебное произведение не означает, что автор произведения лишен права на дополнительное вознаграждение в случае использования произведения. Обычно автор имеет право на такое вознаграждение за каждый вид использования произведения. Другими словами, при использовании служебного произведения автор помимо заработной платы может иметь право на дополнительное авторское вознаграждение. При этом выплачивать это авторское вознаграждение обязано лицо, которое использует служебное произведение.

3. Автор служебного произведения не вправе препятствовать его обнародованию нанимателем. Данная норма необходима для того, чтобы наниматель мог воспользоваться своим имущественным правом на служебное произведение. Дело в том, что в ряде законодательств в число личных имущественных прав включается право на обнародование произведения в любой форме. Если допустить, что автор служебного произведения обладает правом на обнародование служебного произведения, то наниматель не сможет обнародовать служебное произведение без согласия автора. По тем или иным причинам автор может не согласиться на обнародование служебного произведения. В таком случае наделение нанимателя имущественными правами оказывается чисто формальным и зависимым от желания или нежелания автора.

Для того чтобы нормы в отношении служебных произведений не были декларативными, они дополняются запретом автору служебного произведения препятствовать обнародованию произведения нанимателем. Отсутствие такой нормы ведет к очевидной коллизии между имущественными правами нанимателя и правом автора на обнародование любого произведения, в том числе и служебного [18, с. 119].

Если произведение создано до момента трудоустройства автора у нанимателя, то такое произведение, даже если оно предоставлено нанимателю, не является служебным и поэтому нанимателю не принадлежит.

Являясь директором компании «Памп-М» гражданин С, с целью улучшения своего материального положения, заключил с компанией «Ардис» трудовой договор, в рамках которого им был разработан комплект строительных чертежей. Однако, оставаясь верным компания «Памп-М» , он позволил ей зарегистрировать патент на полезную модель основанный на данных чертежах. Естественно, это вызвало негодование руководства компании «Ардис»: строительные чертежи разработаны, пуска й и совмещающим работу но все- таки ее работником и в рамках выполнения им своих прямых трудовых обязанностей. Компания «Ардис» обратилась в суд с иском к компании «Памп - М», требуя:

Признать патент на полезную модель недействительным;

Признать в качестве патентообладателя компанию «Ардис».

Позиция суда первой инстанции

Суд отказал в удовлетворении требований, указав на то, что строительные чертежи которые легли в основу технического решения полезной модели, был выполнены гражданином С. до начала его работы в компании «Ардис», поэтому данная модель не может быть признана служебной моделью компании «Ардис» [16].

Составное произведение - это произведение, включающее другие произведения или их части. Составные произведения создаются объединением иных произведений или частей из них в новое произведение, которое иногда называют сборником или компиляцией [22, c. 68].

Примерами таких произведений являются:

антология - сборник избранных произведений (литературных, философских, музыкальных) разных авторов;

хрестоматия -- сборник частей различных произведений, предназначенный обычно для образовательных целей - «книги для чтения» и пр.;

энциклопедия - сборник статей, написанных разными авторами, содержащий систематизированную информацию по различным областям знаний и направлениям деятельности;

база данных -- совокупность материалов, данных, информации, обычно в цифровой форме,

справочник -- подборка классифицированных признаков, сведений и данных, например, физических и химических свойств веществ, телефонов, адресов и т.д. [18, c. 121].

Составные произведения являются распространенным видом произведений литературы, науки и искусства, поскольку к ним относятся аудиовизуальные, музыкально-драматические, сценические произведения, базы данных, мультимедийные и сетевые произведения и т.д.

Предметом авторского права автора составного произведения является осуществленный подбор или расположение материалов, являющиеся результатом творческого труда. Тем самым законодатель называет два самостоятельных основания предоставления правовой охраны составным произведениям: результатом творческого труда может быть как подбор материала, так и его расположение. Для обозначения автора составного произведения используется термин "составитель", а для обозначения творческого труда по созданию составных произведений - специальный термин "составительство" [12, c. 89].

Что касается творческой деятельностью составителя, то она выражается в том, что он по своему усмотрению отбирает материал и (или) располагает его по своей оригинальной системе. Поэтому составителю принадлежит авторское право на осуществленные им оригинальный подбор материалов и (или) оригинальное расположение материалов, представляющие результат творческого труда. При определении творческого характера труда составителя в полной мере применимо деление мышления на продуктивное и репродуктивное. Отсутствие придуманных самим составителем критериев подбора или расположения материала (например, включение в антологию всех опубликованных произведений писателя; расположение материалов в алфавитном или хронологическом порядке и т.п.) не может рассматриваться как продуктивное мышление и, следовательно, не дает оснований для признания за создателем такого сборника (иного составного произведения) авторского права [9, cт. 11].

Авторское право составителя имеет самостоятельный характер только в том случае, если включенные в составное произведение материалы не охраняются авторским правом (сборники нормативных актов, сборники произведений, перешедших в общественное достояние, адресные книги, телефонные справочники и иные подборки информации и т.п.). Если в составное произведение включены охраняемые авторским правом произведения, права составителя приобретают зависимый характер. Это выражается в том, составитель пользуется авторским правом при условии соблюдения им прав авторов каждого из произведений, включенных в составное произведение". Зависимость авторского права составителя от соблюдения прав авторов произведений, включенных в составное произведение, выражается в том, что составитель может осуществлять свое авторское право только в том случае, если при этом соблюдаются права авторов всех произведений, включенных в это составное произведение. Необходимость соблюдения "прав авторов», говорить о том, что условием для возможности автора составного произведения воспользоваться авторским правом является как соблюдение исключительных прав в отношении включенных в него произведений, так и соблюдение личных неимущественных прав их авторов. На практике соблюдение прав авторов произведений, включенных в сборник или иное составное произведение, возлагается не на самого составителя, а на пользователя - издателя или иное лицо, планирующее использование составного произведения [9, ст. 11]. Особая ситуация возникает при включении в составное произведение служебных произведений, поскольку в соответствии с обычными нормами имущественные права на служебное произведение принадлежат нанимателю. Поэтому в случае создания составного произведения из служебных произведений лицом, уполномоченным на то нанимателем, недопустимо независимое использование включенных служебных произведений без разрешения нанимателя [17].

Необходимо уделить внимание и производным произведениям. Ими являются произведения, которые созданы в результате переработки другого произведения.

Перерабатываемое произведение обычно называют оригинальным произведением и его оригинальность первична, тогда как оригинальность производного произведения вторична. В данном контексте оригинальность производного произведения не следует смешивать с оригинальностью формы или выражения произведения и тем более, оригиналом произведения. Типичными примерами производных произведений являются перевод, переработка, реферат и аннотация [10, c. 85].

Перевод - это выражение оригинального произведения на языке, отличном от языка оригинала. Перевод должен быть достоверным и не искажать ни содержание, ни стиль оригинального произведения. В случае поэтических произведений перевод, как правило, включает и переработку произведения из-за различия в языковой ритмике. Однако существуют и так называемые подстрочные переводы, являющиеся результатом подстановки эквивалентных слов из другого языка под текст оригинала. Такая работа не требует творчества, а требует лишь знания соответствующих языков. Поэтому подстрочный перевод не признается объектом авторского права ни в теории, ни на практике. К категории подстрочных относятся и переводы, получаемые при помощи специальных компьютерных программ [9, ст. 10].

Переработка - это превращение произведения из одного жанра в другой, например, переработка романа или музыкального произведения для создания кино-фильма. Переработка может сводиться к изменению произведения в рамках одного и того же жанра, чтобы приспособить его к другим условиям использования, например переработка романа или повести для юного читателя. Переработка, в отличие от перевода, может представлять изменение композиции произведения, в ходе которого изменяется только форма выражения произведения. Однако некоторые переработки предназначены для приспособления произведения к конкретным условиям использования. Так, применительно к драматическому произведению учитываются возможности театра, осуществляющего постановку этого произведения.

Обзоры, рефераты, аннотации представляют собой краткое изложение содержания литературного, учебного или научного произведения. Как правило, в обзорах и рефератах рассматривается не одно, а несколько произведений, относящихся или объединенных одной проблемой. Одной из форм обзоров и рефератов являются дайджесты, содержащие краткое адаптированное изложение популярных произведений, например учебного характера.

В национальном законодательстве обычно выделяются некоторые категории объектов, которые не признаются объектами права и считаются неохраняемыми объектами [13].

В законодательстве об авторском праве неохраняемыми, как правило, признаются две категории таких объектов:

1) произведения, правовая охрана которым не предоставляется;

2) объекты, которые выражаются, отображаются, объясняются или воплощаются в произведения.

Конкретный список объектов, подпадающих под первую и вторую категорию неохраняемых объектов, зависит от особенностей национального законодательства. В Республики Беларусь авторское право не распространяется в основном на три вида объектов, которые признаются неохраняемыми:

1) официальные документы(законы, судебные решения, иные тексты законодательства, административного и судебного характера);

2) государственные символы и знаки (флаг, герб, гимн, ордера, денежные и иные знаки);

3) произведения народного творчества, авторы которого не известны.

4) собственно идеи, методы, процессы, системы, способы, концепции, принципы, открытия, факты, даже если они выражены, отображены, объяснены или воплощены в произведении [22, с. 70].

Выведение из-под правовой охраны этих объектов не во всех случаях представляются рациональными. Многие не охраняемые объекты имеют авторов: все официальные документы, государственные символы и знаки разрабатываются конкретными людьми.

На некоторые неохраняемые объекты вполне можно распространить принципы служебных произведений, что не ограничило бы их использование. Авторы же этих произведений обладали бы личными неимущественными правами. В настоящее время в подавляющем большинстве случаев авторы и разработчики законопроектов и иных документов законодательного, административного и иного характера оказывается неизвестными. Представление личных неимущественных прав разработчикам подобного рода произведений могло бы повысить качественный уровень актов законодательства, поскольку в настоящее время разработчики не обладают никакими правами на результаты своего труда. Понятно, что некоторых авторов устраивает такое положение, поскольку иногда законы и законодательные акты далеки от совершенства и многие разработчики не хотели бы, чтобы «страна знала своих героев». Однако даже в таких случаях известное решение: произведение может быть анонимным или под псевдонимом, если автор не желает раскрывать свое имя

Произведения народного творчества не охраняются законодательством об авторском праве. Причина не в недооценке народного творчества и его результатов, а в том, что охрана произведений народного творчества нормами авторского права не может быть эффективной и должна обеспечиваться иными законами и мерами государства для сохранения и развития национальной культуры.

Авторы произведений народного творчества, как правило, неизвестны и их личные неимущественные права не могут быть обеспечены, хотя и являются вечными, а их имущественные права давно истекли. На основании именно этого, произведения народного творчества считаются перешедшими в общественное достояние и могут быть свободно использованы любым лицом.

Таким образом, к объектам авторского права относятся: литературные произведения; драматические и музыкально-драматические произведения, произведения хореографии и пантомимы и другие сценарные произведения; музыкальные произведения с текстом и без текста; аудиовизуальные произведения; произведения изобразительного искусства; произведения прикладного искусства и дизайна; произведения архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства; фотографические произведения, в том числе произведения, полученные способами, аналогичными фотографии; карты, планы, эскизы, иллюстрации и пластические произведения, относящиеся к географии, картографии и другим наукам; компьютерные программы; произведения науки (монографии, статьи, отчеты, научные лекции и доклады, диссертации, конструкторская документация и др.); иные произведения. Так же к объектам необходимо отнести служебное произведения, а именно произведения которые созданы автором в порядке выполнения служебных обязанностей или служебного задания, и составное произведение включающее другие произведения или их части в себя.

Делись добром ;)