Осуществление и защита авторских и смежных прав в сети Интернет

дипломная работа

2.1 Объектный состав авторских правоотношений

Поскольку интернет является не только новым технологическим прорывом человечества, но и глобальным информационным пространством, которое объединяет в себе объекты интеллектуальной собственности прежних, классических типов, не перечёркивает их значимости, но напротив, служит донесению до общества ранее незаслуженно малоизвестных по причине естественных затруднений в прежних средствах коммуникации объектов -- он сочетает в себе объекты как новых, так и традиционных типов.

Характеристика классических типов объектов авторского права представлена в IV части Гражданского кодекса РФ.

Согласно статье 1259 IV части ГК РФ, объектами авторского права являются произведения науки, литературы и искусства независимо от достоинств и назначения произведения, а также от способа его выражения: литературные, драматические, музыкальные, аудиовизуальные, произведения изобразительного искусства, декоративно-прикладного и сценографического искусства, архитектуры, градостроительства, фотографические произведения, географические и другие произведения.

К объектам авторских прав также относятся программы для ЭВМ, которые охраняются как литературные произведения, а также:

- производные произведения, то есть произведения, представляющие собой переработку другого произведения;

- составные произведения, то есть произведения, представляющие собой по подбору или расположению материалов результат творческого труда.

Согласно п.п. 5-6 статьи 1259 ГК РФ, авторские права не распространяются на идеи, концепции, принципы, методы, процессы, системы, способы, решения технических, организационных или иных задач, открытия, факты, языки программирования. Не являются объектами авторских прав официальные документы, государственные символы и знаки, фольклор, сообщения о событиях и фактах, имеющие исключительно информационный характер (новости, программы телепередач, расписания движения транспортных средств и тому подобное).

Рассмотрим объекты интеллектуальной собственности в более масштабной перспективе, с целью убедиться, не вводит ли новое информационное поле интернета каких-либо иных объектов интеллектуальной собственности, использование которых тесно переплетается с авторскими правами. Согласно Статье 1225 4-й части ГК РФ, на территории Российской Федерации в настоящее время различаются и охраняются законом следующие результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации:

- произведения науки, литературы и искусства;

- программы для электронных вычислительных машин (программы для ЭВМ);

- базы данных;

- исполнения;

- фонограммы;

- сообщение в эфир или по кабелю радио- или телепередач (вещание организаций эфирного или кабельного вещания);

- изобретения;

- полезные модели;

- промышленные образцы;

- селекционные достижения;

- топологии интегральных микросхем;

- секреты производства (ноу-хау);

- фирменные наименования;

- товарные знаки и знаки обслуживания;

- наименования мест происхождения товаров;

- коммерческие обозначения.

Как видим, в этом, установленном законом перечне можно чётко различить три составляющие:

- произведения искусства и культуры, включающие объекты авторского права и смежных прав;

- технологические инновации, относящееся к объектам патентного права;

- средства коммерческой индивидуализации.

Именно средства коммерческой индивидуализации и являются таковым новым объектом, тесно взаимодействующим с объектами авторского права в интернете.

В ст. 1225 ГК РФ следует отметить шестой пункт -- «сообщение в эфир или по кабелю радио- или телепередач (вещание организаций эфирного или кабельного вещания)», указывающий на то, что законодатель не рассматривает этот перечень объектов в строгом смысле, включив в него не собственно объект, но формат представления.

Учитывая тот факт, что перечень объектов авторских прав в ГК РФ не является закрытым, некоторые правоведы предлагают рассматривать как разновидность произведений искусства мультимедийный продукт Котенко Е.С. Мультимедийный продукт как объект авторских прав / Е.С. Котенко: Автореф. дисс. канд. юрид. наук: 12.00.03. - М., 2012. - С. 12..

По нашему мнению, в этот пункт следует включить также и сайты, как «сообщение мультимедийной информации в рамках интернета»; а также домены -- наряду с фирменными наименованиями, товарными знаками и коммерческими обозначениями.

Таким образом, классификацию объектов авторского права можно представить следующим образом (рис. 1).

Рис. 1. Классификация объектов авторского права

Смежные правам -- совокупность норм, предоставляемых по российскому законодательству для правовой охраны интересов соответствующих категорий правообладателей в отношении следующих результатов (объектов) интеллектуальной деятельности:

- исполнений артистов-исполнителей и дирижеров, постановок режиссеров-постановщиков спектаклей (исполнения), если эти исполнения выражаются в форме, допускающей их воспроизведение и распространение с помощью технических средств;

- фонограмм, то есть любых исключительно звуковых записей исполнений или иных звуков либо их отображений, за исключением звуковой записи, включенной в аудиовизуальное произведение;

- сообщений передач организаций эфирного или кабельного вещания, в том числе передач, созданных самой организацией эфирного или кабельного вещания либо по ее заказу за счет ее средств другой организацией;

- базы данных в части их охраны от несанкционированного извлечения и повторного использования составляющих их содержание материалов;

- произведения науки, литературы и искусства, обнародованные после их перехода в общественное достояние, в части охраны прав публикаторов таких произведений Собрание законодательства РФ, 25.12.2006, № 52 (1 ч.), ст. 5496. - Ст. 1304.

Следует отметить, что многие объекты смежных прав делают объекты авторского права доступными для восприятия третьими лицами, поэтому они, как правило, тесно связаны с авторскими правами, что обусловливает определение объема смежных прав с учетом объема авторских прав во избежание возможных коллизий прав.

Интернет, как универсальное информационное поле, способен содержать перечисленные объекты авторского права в равной мере. Однако, в силу естественных причин, в нём особо выражена наиболее востребованная обществом, составляющая охраняемых законом объектов авторского права и смежных прав, а именно: произведения искусства и культуры, весь контент которых состоит из объектов:

- текстового (литературного, журналистского, эпистолярного: личная и публичная переписка на формах и блогах),

Делись добром ;)