Оформление прав на доменные имена

реферат

7. Правовой статус доменного имени

В начале 2000-ых годов о доменном имени в России стали говорить как о "новом объекте права интеллектуальной собственности", "товарном знаке, используемом в Интернете", "разновидности коммерческого обозначения"

Признание доменного имени новым средством индивидуализации, в дополнение к таким традиционным, как товарный знак, знак обслуживания и фирменное наименование, получило довольно широкое распространение. Появились призывы законодательно урегулировать статус доменных имен и т.д.

Однако возможность отнесения доменного имени к объектам интеллектуальной собственности и целесообразность постановки его в один ряд с законодательно охраняемыми средствами индивидуализации на данный момент не подтверждается действующими законами.

В некоторых посвященных рассматриваемой теме публикациях содержатся предположения, что о доменном имени уже можно говорить как о средстве индивидуализации, которому предоставлена правовая охрана. В частности, в одной из статей читаем: "Вопрос о том, относится ли доменное имя к средствам индивидуализации юридических лиц в смысле ГК РФ, остается открытым. Однако существуют достаточно сильные аргументы в пользу признания его таковым"

Данная аргументация представляется лишенной правовых оснований.

А.П.Сергеев при определении понятия интеллектуальной собственности использует следующее положение: "И современное российское законодательство, и международные оглашения понимают под интеллектуальной собственностью совокупность исключительных прав как личного, так и имущественного характера на результаты интеллектуальной и, в первую очередь, творческой деятельности, а также на некоторые иные, приравненные к ним объекты, конкретный перечень которых устанавливается законодательством соответствующей страны с учетом принятых ею международных обязательств"

В соответствии со статьей 1226 ГК РФ исключительное право (интеллектуальная собственность) гражданина или юридического лица на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации юридического лица, индивидуализации продукции, выполняемых работ или услуг (фирменное наименование, товарный знак, знак обслуживания и т.п.) признается в случаях и в порядке, установленных настоящим Кодексом и другими законами

Таким образом, чтобы отнести доменное имя к средствам индивидуализации, оно должно быть указано в качестве такового в законе или международной конвенции, участником которой является Российская Федерация. Пока этого не произойдет, вопрос: можно ли считать доменное имя самостоятельным объектом исключительных прав, охраняемым российским законодательством, остается открытым.

В связи с этим некорректными представляются также заявления о неурегулированности правового статуса доменных имен при столкновении их с товарными знаками и фирменными наименованиями. Доменное имя в отличие от последних в соответствии с действующим российским законодательством не отнесено к средствам индивидуализации - объекту исключительных прав и, следовательно, таковым не является.

Открытыми остаются дискуссия о том, обладает ли доменное имя признаками, роднящими его с законодательно признанными средствами индивидуализации, и вопрос о целесообразности внесения законодательных изменений, направленных на защиту прав обладателей доменных имен.

Обосновывая возможность говорить о доменном имени как о новом средстве индивидуализации в дополнение к товарному знаку, знаку обслуживания и фирменному наименованию, иногда используют тот факт, что в конце 2002 г. его упоминание появилось в законе Российской Федерации "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров", утратившем силу 1 января 2008г. Однако следует отличать способы и формы использования средств индивидуализации от собственно средств индивидуализации.

Ст. 4 Закона о товарных знаках, наряду с доменным именем, указывал также на такие формы использования средств индивидуализации, как этикетка, упаковка, документация, связанная с введением товаров в гражданский оборот, "другие способы адресации" в сети Интернет. Актуальный перечень средств индивидуализации на сегодняшний день определен Статьей 1225 п.1 ГК РФ и включает в себя фирменные наименования, товарные знаки и знаки обслуживания, наименования мест происхождения товаров, коммерческие обозначения

Вряд ли можно серьезно полагать, что упаковка или объявление являются самостоятельными средствами индивидуализации и требуют специальной правовой охраны законодательством об интеллектуальной собственности. Возможность использования товарного знака или фирменного наименования на этикетках, вывесках и бланках не делает их объектами исключительных прав. Точно так же и возможность использовать свой либо чужой товарный знак, знак обслуживания или фирменное наименование в доменном имени не означает, что его можно считать новым средством индивидуализации - объектом исключительных прав, и что существует необходимость в законодательной охране исключительных прав на доменное имя.

Произошло законодательное признание доменного имени в качестве одной из возможных форм использования (как незаконного, так и законного) товарного знака, но не признание однородности доменного имени и товарного знака и пополнение перечня законодательно охраняемых средств индивидуализации.

Приведенные аргументы позволяют заключить, введенные законодательно изменения никоим образом не приблизили воплощение в жизнь идеи поставить доменное имя в один ряд с товарным знаком и фирменным наименованием. Скорее можно говорить, что доменное имя российский законодатель поставил в один ряд с такими атрибутами современной коммерческой деятельности, как вывеска, этикетка, фирменный бланк, визитная карточка и т.д.

Другими аргументами в пользу родства доменного имени и товарного знака часто считают выполнение доменным именем "функции идентификации юридического лица"

Действительно, нельзя отрицать, что сегодня удачное доменное имя для коммерческой организации является серьезным коммерческим активом, иногда не менее ценным, чем товарный знак или фирменное наименование. Но необходимо признать, что перечень разного рода идентификаторов, используемых коммерческими организациями в своей деятельности, гораздо шире перечня защищаемых законодательством об интеллектуальной собственности средств индивидуализации юридического лица, его продукции, работ и услуг.

В заключительном докладе первого процесса в рамках ВОИС по доменным именам в Интернете можно найти следующее замечание: "Реклама, появляющаяся сейчас в средствах массовой информации, обычно включает адрес с именем домена наравне с другими средствами идентификации и связи, такими, как имя компании, товарный знак и телефонный и факсимильный номера". Добавим к этому перечню еще и почтовый адрес и попытаемся разобраться, какие из этих "средств идентификации и связи" могут представлять для владельца значительную ценность.

Приведем два примера из телефонного справочника Москвы. В разделе "Такси легковые - заказ" можно найти ЗАО "Такси-Пилот", телефонный номер которого состоит из семи троек, а в разделе "Рестораны" - заведение, именуемое "Красная площадь, д. 1", расположенное (как нетрудно догадаться) по адресу: Красная площадь, д. 1. Вряд ли можно оспорить тот факт, что для указанной службы заказа такси столь легко запоминающийся телефонный номер представляет высокую коммерческую ценность, а владельцы упомянутого ресторана вряд ли легко согласятся переехать и сменить такой престижный и привлекательный адрес.

Еще один пример использования легко запоминающихся телефонных номеров в качестве коммерчески эффективного идентификатора - обладатель награды "Бренд года/EFFIE 2003" в номинации "Новый товар/услуга" некоммерческое партнерство по координации рекламной деятельности "Шесть семерок", организовавшее единую справочную с телефоном "777-777+", где последняя цифра меняется в зависимости от участника - коммерческой организации. Лишение партнерства телефонного номера, на популяризацию которого потрачено столько средств, обернется для любого из его участников огромными убытками. Однопрофильная же организация, получившая этот освободившийся телефонный номер, приобретет вместе с ним и его известность потребителю, а значит, и коммерческую выгоду.

Приведенные примеры доказывают, что при определенных обстоятельствах телефонный номер или почтовый адрес могут оказаться не менее ценными активами для продвижения товаров и услуг, чем доменное имя. При этом, как и доменное имя, ни телефонный номер, ни почтовый адрес не могут являться самостоятельными объектами интеллектуальной собственности. Нельзя также забывать, что сфера использования доменных имен не ограничивается только продвижением товаров и услуг в Интернете. Она гораздо шире. Юридические и физические лица регистрируют доменные имена как для коммерческих, так и для некоммерческих проектов.

В том же заключительном докладе первого процесса в рамках ВОИС по доменным именам в Интернете отмечается, что "цели, для которых в настоящее время используется Интернет, составляют полный спектр человеческой активности: исследование, образование, социальные связи, политика, развлечения и коммерция". Тот же спектр использования в полной мере относится и к доменным именам. В этом отношении доменное имя подобно телефонному номеру и почтовому адресу, которые образуют контактную информацию для идентификации лиц и организаций, независимо от их деятельности.

Делись добром ;)