logo
Положения национального законодательства по таможенно-тарифному регулированию

2.1 Национальное законодательство Российской Федерации в сфере таможенно-тарифного регулирования

Эффективность действия таможенно-тарифного регулирования зависит прежде всего от нормативного порядка и правил.

Российское таможенное законодательство должно строиться, учитывая положения международных договоров и соглашений.

Согласно п. «ж» ст. 71 Конституции РФ таможенное регулирование находится в ведении Российской Федерации Конституция Российской Федерации 1993г. (в последней ред. Закона РФ о поправках к Конституции РФ от 21 мая 2014 №11-ФКЗ) //Российская газета. 1993. 25 декабря.. В нормативной базе регулирования внешнеэкономической деятельностью важное внимание уделяется принципам таможенно-тарифного регулирования, в которых отражаются первостепенные основы тарифного регулирования и выражено основное содержание таможенного права. Среди этих принципов можно назвать:

Защита государством прав и законных интересов участников внешнеторговой деятельности, а также прав и интересов производителей и потребителей товаров и услуг;

Равенство и не дискриминация участников ВЭД;

Взаимность в отношении другой страны;

Обеспечение выполнения обязательств РФ согласно международным договорам и осуществление возникающих из этих договоров прав Российской Федерации

Правовое регулирование таможенной деятельностью регламентируется совокупностью различных отраслей права: конституционного, административного, гражданского, уголовного, трудового, таможенного и международного. После вступления России в Таможенный Союз несколько изменились нормы таможенно-тарифного регулирования на национальном уровне. Как уже было отмечено Россия, также как и другие государства-члены Таможенного Союза должны в первую очередь опираться на международное таможенное законодательство. Помимо международных договоров и соглашений в любой стране действуют свои национальные нормативно-правовые акты. В частности, в России таможенно-тарифное регулирование опирается на следующие законы:

ФЗ-164 «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» от 8 декабря 2003 года;

ФЗ-311 «О таможенном регулировании в Российской Федерации» от 27 ноября 2010 года;

ФЗ «О таможенном тарифе».

Также частью правового регулирования в таможенной сфере являются нормативные акты Президента и Правительства РФ. За несколько последних лет на национальном ровне было принято огромное количество нормативных актов по реализации практического применения таможенно-тарифных мер, которые и определяют правовые основы деятельности таможенных органов.

Итак, рассмотрим основные нормативные источники подробнее. ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» создан с целью обеспечить благоприятные условия для внешней торговли и защитить политические и экономические интересы государства Федеральный закон № 164 «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» от 8 декабря 2003 года (в актуальной редакции). С точки зрения содержания предметом вышеназванного закона является импортно-экспортная деятельность товаров и услуг. ФЗ-164 определяет определенные ограничения: международные санкции, требования международного валютного фонда, ответные меры. Также он предусматривает полномочия Президента, Правительства, министерств в сфере внешнеторговой деятельности.Федеральный закон «О таможенном регулировании в Российской Федерации» является актом законодательства РФ в рамках таможенного дела. Он регулирует правовые отношения, связанные с ввозом товаров в Российскую Федерацию и их вывозом из Российской Федерации, определяет основные направления деятельности таможенных органов в России, их права, обязанности и ответственность Федеральный закон № 311 «О таможенном регулировании в Российской Федерации» от 27 ноября 2010 года (в актуальной редакции). При возникновении коллизии между нормами таможенного законодательства Таможенного союза и нормами законодательства Российской Федерации, применению подлежат нормы таможенного законодательства Таможенного союза.

ФЗ «О таможенном тарифе» определяет порядок установления и функционирования таможенного тарифа как инструмента торговой политики и государственного регулирования внутреннего рынка, учитывая его взаимодействие с мировым рынком, а также правила обложения товаров пошлинами при их перемещении через таможенную границу Федеральный закон № 5003-1 «О таможенном тарифе» от 21 мая 1993 года (в актуальной редакции). Именно в этом законе заложены основные цели и сфера использования тарифных мер, закреплены основные принципы и правила поведения во внешнеторговой деятельности.

Еще немаловажным фактом, влияющим на развитие национального законодательства, является вступление России в ВТО в 2012 году. Теперь России должна выполнять определенные обязательства перед ВТО.

В связи с бурными интеграционными процессами в рамках ЕврАзЭС национальное законодательство значительно изменяется и постепенно происходит гармонизация и унификация взаимодействия, что в будущем позволит перейти к единому правовому регулированию.

Однако следует учитывать то, что порой национальное законодательство идет вразрез с международным, что в некоторой мере создает коллизии в праве. Например, до сих пор не унифицировано административное законодательство в сфере таможенного дела, и поэтому административные правонарушения, затрагивающие перемещения товаров через таможенную границу или помещения под ту или иную таможенную процедуру регулируется национальным законодательством. Или другой пример: ни в Республике Беларусь, ни в Республике Казахстан не установлена ответственность за нарушение сроков временного хранения товаров, как в России (ст. 16.19.КоАП) Кодекс об административных правонарушениях ФЗ-195 от 30 декабря 2001 года (в актуальной редакции). Соответственно, это может вызвать споры между представителями этих стран. Это говорит о том, что отсутствие унификации в административном законодательстве возникновение определенных противоречий. Поэтому важно понимать, что национальное законодательство, безусловно, должно быть, потому что невозможно подчиняться только нормам международного права, но оно должно быть построено таким образом, чтобы можно было уладить все конфликты, возникающие с другими странами. В нормативной базе таможенно-тарифного регулирования важную роль играют принципы, которые полностью выражают сущность таможенного права и основные направления таможенно-тарифного регулирования. Эти принципы носят комплексный характер. Одни из них являются административно-правовыми принципами, например:

Охрана безопасности государства и общества при перемещении товаров через таможенную границу;

Дифференциация таможенных процедур;

Защита экономических интересов РФ.

Ко второму блоку относят принципы налогового права, которые так или иначе связаны с торговой политикой государства.