Валютный контроль
4. Правовое регулирование порядка перемещения валюты через таможенную границу Таможенного Союза
валютный контроль таможенный граница
Таможенным кодексом Таможенного союза предусмотрено представление при таможенном декларировании документов, подтверждающих соблюдение требований в области валютного контроля, в соответствии с валютным законодательством государств - членов Таможенного союза (статьи 181, 183).
В настоящее время государствами-членами Таможенного союза используются механизмы учетной регистрации внешнеторговых контрактов в обслуживающих банках (паспорт сделки). В Российской Федерации и Республике Казахстан предусмотрено указание номера паспорта сделки в грузовой таможенной декларации. Вместе с тем, в механизмах валютного контроля государств - членов Таможенного союза существует ряд отличительных особенностей не только в отношении документов, которые должны быть представлены при таможенном декларировании, но и по пороговым значениям охватываемых валютным контролем внешнеторговых операций. В Республике Беларусь паспорт сделки оформляется с суммы свыше 3 000 евро в эквиваленте, в Республике Казахстан - свыше 50 000 долл. США в эквиваленте, в Российской Федерации - свыше 5 000 долл. США в эквиваленте.
Отсутствие у стран - членов Таможенного союза согласованных подходов к механизмам реализации валютного контроля внешнеторговых операций создает препятствия для практической реализации валютного контроля в случаях, когда экспорт (импорт) в третьи страны (из третьих стран) осуществляется резидентом одного государства - члена Таможенного союза через границы другого государства - члена Таможенного союза.
В этой связи возникает необходимость согласования документов, которые могут быть представлены резидентами Таможенного союза в качестве документов, подтверждающих соблюдения требований валютного контроля, а также подходов к механизмам его реализации. Последнее необходимо также для выработки согласованного решения в отношении валютного контроля по внешнеторговым операциям внутри Таможенного союза.
В соответствии с национальными законодательствами вопросы валютного контроля входят в компетенцию различных государственных органов стран - членов Таможенного союза - таможенных органов, министерств финансов, налоговых органов и центральных банков.
В связи с этим, решением Комиссии Таможенного Союза № 204 от 25.03.10 Стороны создали экспертную группу «Валютное регулирование и валютный контроль» и по предложению Федеральной таможенной службы (ФТC России) разработали международный договор, регулирующий перемещение наличных денег и денежных инструментов через границу ТС. Международный договор дает понятия специальных терминов:
1. Наличные денежные средства - денежные знаки в виде банкнот и казначейских билетов, монет, за исключением монет из драгоценных металлов, находящиеся в обращении и являющиеся законным платежным средством в государствах - членах таможенного союза или иностранных государствах (группе иностранных государств), включая изъятые либо изымаемые из обращения, но подлежащие обмену на находящиеся в обращении денежные знаки;
2. Денежные инструменты - дорожные чеки, векселя, чеки (банковские чеки), а также ценные бумаги в документарной форме, удостоверяющие обязательство эмитента (должника) по выплате денежных средств, в которых не указано лицо, которому осуществляется такая выплата.
Данный договор устанавливает ограничения на ввоз (вывоз) физическими лицами наличных денежных средств и (или) дорожных чеков на таможенную территорию таможенного союза в следующем порядке:
1. При единовременном ввозе (вывозе) наличных денежных средств и (или) дорожных чеков на общую сумму, равную либо не превышающую в эквиваленте 10 тысяч долларов США, указанные денежные средства и (или) дорожные чеки не подлежат таможенному декларированию в письменной форме;
2. При единовременном ввозе (вывозе) наличных денежных средств и (или) дорожных чеков на общую сумму, превышающую в эквиваленте 10 тысяч долларов США, указанные денежные средства и (или) дорожные чеки подлежат таможенному декларированию в письменной форме путём подачи пассажирской таможенной декларации на всю сумму ввозимых наличных денежных средств и (или) дорожных чеков.
3. Единовременный ввоз (вывоз) физическим лицом наличных денежных средств и (или) дорожных чеков на общую сумму, равную либо не превышающую в эквиваленте 10 тысяч долларов США, может быть задекларирован в письменной форме по желанию физического лица.
4. Ввоз (вывоз) физическим лицом денежных инструментов, за исключением дорожных чеков, осуществляется при условии таможенного декларирования в письменной форме путём подачи пассажирской таможенной декларации.
В случаях ввоза на таможенную территорию таможенного союза или вывоза с этой территории физическим лицом наличных денежных средств и (или) дорожных чеков перерасчёт в доллары США осуществляется по курсу, установленному в соответствии с законодательством той Стороны, через государственную границу которой перемещаются такие наличные денежные средства и (или) дорожные чеки, на день подачи пассажирской таможенной декларации таможенному органу.
При таможенном декларировании денежных инструментов, за исключением дорожных чеков, в пассажирской таможенной декларации указывается номинальная стоимость либо соответствующая сумма в валюте государства - члена таможенного союза или иностранной валюте, право на получение которой удостоверяет денежный инструмент. В случае отсутствия номинальной стоимости и невозможности определить сумму в валюте государства - члена таможенного союза или иностранной валюте, право на получение которой удостоверяет денежный инструмент, в пассажирской таможенной декларации указывается количество перемещаемых денежных инструментов.
Следует отметить, что принятый порядок упрощает процесс перемещения денежных средств и денежных инструментов через таможенную границу таможенного союза. Единые требования для ввоза и вывоза наличных денежных средств и денежных инструментов более понятны и просты.