Валютный контроль

курсовая работа

4. Правовое регулирование порядка перемещения валюты через таможенную границу Таможенного Союза

валютный контроль таможенный граница

Таможенным кодексом Таможенного союза предусмотрено представление при таможенном декларировании документов, подтверждающих соблюдение требований в области валютного контроля, в соответствии с валютным законодательством государств - членов Таможенного союза (статьи 181, 183).

В настоящее время государствами-членами Таможенного союза используются механизмы учетной регистрации внешнеторговых контрактов в обслуживающих банках (паспорт сделки). В Российской Федерации и Республике Казахстан предусмотрено указание номера паспорта сделки в грузовой таможенной декларации. Вместе с тем, в механизмах валютного контроля государств - членов Таможенного союза существует ряд отличительных особенностей не только в отношении документов, которые должны быть представлены при таможенном декларировании, но и по пороговым значениям охватываемых валютным контролем внешнеторговых операций. В Республике Беларусь паспорт сделки оформляется с суммы свыше 3 000 евро в эквиваленте, в Республике Казахстан - свыше 50 000 долл. США в эквиваленте, в Российской Федерации - свыше 5 000 долл. США в эквиваленте.

Отсутствие у стран - членов Таможенного союза согласованных подходов к механизмам реализации валютного контроля внешнеторговых операций создает препятствия для практической реализации валютного контроля в случаях, когда экспорт (импорт) в третьи страны (из третьих стран) осуществляется резидентом одного государства - члена Таможенного союза через границы другого государства - члена Таможенного союза.

В этой связи возникает необходимость согласования документов, которые могут быть представлены резидентами Таможенного союза в качестве документов, подтверждающих соблюдения требований валютного контроля, а также подходов к механизмам его реализации. Последнее необходимо также для выработки согласованного решения в отношении валютного контроля по внешнеторговым операциям внутри Таможенного союза.

В соответствии с национальными законодательствами вопросы валютного контроля входят в компетенцию различных государственных органов стран - членов Таможенного союза - таможенных органов, министерств финансов, налоговых органов и центральных банков.

В связи с этим, решением Комиссии Таможенного Союза № 204 от 25.03.10 Стороны создали экспертную группу «Валютное регулирование и валютный контроль» и по предложению Федеральной таможенной службы (ФТC России) разработали международный договор, регулирующий перемещение наличных денег и денежных инструментов через границу ТС. Международный договор дает понятия специальных терминов:

1. Наличные денежные средства - денежные знаки в виде банкнот и казначейских билетов, монет, за исключением монет из драгоценных металлов, находящиеся в обращении и являющиеся законным платежным средством в государствах - членах таможенного союза или иностранных государствах (группе иностранных государств), включая изъятые либо изымаемые из обращения, но подлежащие обмену на находящиеся в обращении денежные знаки;

2. Денежные инструменты - дорожные чеки, векселя, чеки (банковские чеки), а также ценные бумаги в документарной форме, удостоверяющие обязательство эмитента (должника) по выплате денежных средств, в которых не указано лицо, которому осуществляется такая выплата.

Данный договор устанавливает ограничения на ввоз (вывоз) физическими лицами наличных денежных средств и (или) дорожных чеков на таможенную территорию таможенного союза в следующем порядке:

1. При единовременном ввозе (вывозе) наличных денежных средств и (или) дорожных чеков на общую сумму, равную либо не превышающую в эквиваленте 10 тысяч долларов США, указанные денежные средства и (или) дорожные чеки не подлежат таможенному декларированию в письменной форме;

2. При единовременном ввозе (вывозе) наличных денежных средств и (или) дорожных чеков на общую сумму, превышающую в эквиваленте 10 тысяч долларов США, указанные денежные средства и (или) дорожные чеки подлежат таможенному декларированию в письменной форме путём подачи пассажирской таможенной декларации на всю сумму ввозимых наличных денежных средств и (или) дорожных чеков.

3. Единовременный ввоз (вывоз) физическим лицом наличных денежных средств и (или) дорожных чеков на общую сумму, равную либо не превышающую в эквиваленте 10 тысяч долларов США, может быть задекларирован в письменной форме по желанию физического лица.

4. Ввоз (вывоз) физическим лицом денежных инструментов, за исключением дорожных чеков, осуществляется при условии таможенного декларирования в письменной форме путём подачи пассажирской таможенной декларации.

В случаях ввоза на таможенную территорию таможенного союза или вывоза с этой территории физическим лицом наличных денежных средств и (или) дорожных чеков перерасчёт в доллары США осуществляется по курсу, установленному в соответствии с законодательством той Стороны, через государственную границу которой перемещаются такие наличные денежные средства и (или) дорожные чеки, на день подачи пассажирской таможенной декларации таможенному органу.

При таможенном декларировании денежных инструментов, за исключением дорожных чеков, в пассажирской таможенной декларации указывается номинальная стоимость либо соответствующая сумма в валюте государства - члена таможенного союза или иностранной валюте, право на получение которой удостоверяет денежный инструмент. В случае отсутствия номинальной стоимости и невозможности определить сумму в валюте государства - члена таможенного союза или иностранной валюте, право на получение которой удостоверяет денежный инструмент, в пассажирской таможенной декларации указывается количество перемещаемых денежных инструментов.

Следует отметить, что принятый порядок упрощает процесс перемещения денежных средств и денежных инструментов через таможенную границу таможенного союза. Единые требования для ввоза и вывоза наличных денежных средств и денежных инструментов более понятны и просты.

Делись добром ;)