Порядок расследований аварий и происшествий на транспорте

дипломная работа

2.1 Организация расследования происшествия с судами на внутренних водных путях

В России разработано Положение по расследованию, классификации и учету транспортных происшествий на внутренних водных путях Российской Федерации Приказ Минтранса РФ № 221 от 29.12.2003 Об утверждении Положения по расследованию, классификации и учету транспортных происшествий на внутренних водных путях Российской Федерации.

В целом же морские происшествия аварийного характера можно подразделить на несколько основных групп по видам юридических фактов, вызывающих аварийные последствия. К основным из них относятся: столкновения; повреждения плавательных средств и береговых сооружений; повреждения средств навигационного оборудования; посадка на мель, касание грунта, подводных препятствий; взрывы и пожары на судах; спасание на море; загрязнение морской среды с судов. Неаварийные морские происшествия также связаны с причинением личного вреда либо материального ущерба, но возникают не в связи с юридическими фактами аварийного характера, а в результате действий и событий, не влекущих аварийных последствий. К таковым относятся: повреждение, утрата, недостача груза в связи с нарушением технологии его перевозки; другие нарушения условий договора морской перевозки груза и пассажиров; несчастные случаи с людьми; действия и распоряжения властей, военные действия, забастовки, если в результате их может быть причинен ущерб судну или грузу. В результате как аварийных, так и неаварийных морских происшествий нередко возникают различные требования к судовладельцам и их страховщикам по возмещению убытков, понесенных какими-либо лицами в результате таких происшествий. Так, если ущерб возник в результате аварийного происшествия, то у лица, понесшего такой ущерб, возникает право на его возмещение из причинения вреда. В случае же происшествия неаварийного характера право на возмещение возникает, как правило, из договора между сторонами. В обоих случаях с целью защиты интересов судовладельца в будущем споре с оппонентами важнейшую роль играют действия капитана и экипажа судна по сбору и закреплению доказательств, имеющих отношение к морскому происшествию. Правильный подбор и оформление необходимых документов способствует быстрому разрешению спора и позволяет иногда избежать длительных судебно-арбитражных процедур и излишних расходов.

Когда же дело все-таки рассматривается судом или арбитражем, то собранные экипажем судна доказательства приобретают первостепенное значение для защиты интересов судовладельца.

Часто с помощью собранных доказательств выясняется соблюдение капитаном и экипажем судна хорошей морской практики, надлежащей заботы о судне, грузе, пассажирах и интересах других лиц, связанных с мореплаванием. Качество таких доказательств не всегда высокое. Главная причина в том, что моряки часто не знают, какие действия необходимо предпринять, как собрать и закрепить необходимые доказательства. Разумеется, в этой работе они не могут и не должны подменять деятельность юристов и других береговых специалистов судовладельца. Все же, на наш взгляд, работа капитана и экипажа по составлению необходимых документов, сбору и закреплению доказательств, равно как и принятие других неотложных мер по защите имущественных интересов судовладельца, имеет вполне самостоятельное значение.

Во-первых, с момента происшествия и до момента, когда делом начинает заниматься специалист, может пройти значительное время. В итоге, ценная информация окажется утраченной или значительно обесценится.

Во-вторых, кроме сбора доказательств, показании свидетелей и другой ценной информации капитан и экипаж судна должны своевременно и последовательно предпринять другие неотложные меры в целях защиты интересов судовладельца сразу после происшествия. К ним могут относиться, в частности, определение точного места происшествия, названия судна при столкновении, предложение о помощи и т. д.

В-третьих, не каждое происшествие, особенно связанное с недостачей, утратой или порчей груза, обязательно требует вмешательства специалистов. В связи с малым размером ущерба такие происшествия не всегда вызывают требования сторон. Тщательный анализ таких происшествий, аккуратное ведение записей, составление документов и сбор доказательств капитаном может иметь решающее значение для правильного разрешения дела. Наконец, знание капитаном принципов и основных требований по вопросам сбора и закрепления доказательств может значительно облегчить и ускорить работу адвокатов, сюрвейеров и других специалистов, которые в процессе своей деятельности нередко вынуждены обращаться к экипажу судна за помощью.

Капитан судна расследует в пределах своих правомочий морские происшествия аварийного характера, связанные с его судном, проводит ведомственное расследование случаев не сохранности грузов, расследование несчастных случаев с людьми, выполняет функции органа дознания (ст. 59 КТМ).

Основной орган расследования - капитан морского порта. В его компетенцию входит расследование всех случаев кораблекрушений, аварий и аварийных происшествий с советскими судами. Капитан морского порта также расследует аварийные случаи с иностранными судами, если они произошли в территориальных или внутренних водах РФ или если капитан или судовладелец иностранного аварийного судна попросит капитана порта расследовать данный случай. По прибытии судна или его экипажа (в случае гибели судна) в советский порт капитан судна немедленно представляет капитану морского порта письменное заявление об аварийном случае и технический акт. Для проведения капитаном порта расследования аварийного случая капитан судна обязан предоставить ему подробное донесение с изложением обстоятельств, причин, последствий аварийного случая и причастных к нему лиц, выписки из судового и машинного журналов, справку о размере убытков от аварийного случая, документальные и вещественные доказательства, собранные при оформлении происшествия. Расследование должно быть проведено в течение 20 суток с момента регистрации случая. Завершается оно составлением заключения. Если аварийный случай произошел за границей, то расследование осуществляется соответствующим административным органом государства. Капитан судна предпринимает необходимые меры к защите своей позиции в оценке доказательств. Наконец, если аварийный случай произошел в открытом море, то с целью обеспечения доказательств капитан судна или судовладелец могут разрешить расследование аварийного случая компетентным органам иностранного государства, на условиях взаимности. Такое расследование может быть направлено на выяснение обстоятельств и фактов, имеющих значение для предъявления сторонами требований о возмещении ущерба и установления размеров такого ущерба, и ни в коем случае не должно иметь целью дисциплинарное или уголовное преследование. Капитану судна нужно принять все необходимые меры к надлежащему оформлению аварийного случая и обеспечению зашиты имущественных интересов судовладельца до ухода из порта, где произошел аварийный случай или куда судно зашло после происшествия.

Именно в этот период капитану предстоит наряду с проведением неотложных действий различного характера провести сбор и документальное закрепление доказательств аварийного случая. Под доказательствами в советском праве понимаются любые фактические данные об обстоятельствах, имеющих значение для правильного разрешения гражданского дела, К источникам доказательств относятся: объяснения сторон и третьих лиц, показания свидетелей, письменные доказательства, вещественные доказательства и заключения экспертов. С учетом вида и характера фактической информации, содержащейся в доказательствах, их принято делить на первоначальные (полученные, например, от свидетеля-очевидца) и производные (когда свидетель дает показания по сведениям, полученным от других лиц); на прямые (сразу устанавливающие какие-либо обстоятельства) и косвенные (устанавливающие лишь промежуточный факт).

Такая классификация ориентируется на всестороннюю оценку доказательств, но не на признание заранее одних доказательств «лучшими», а других «худшими». Суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, учитывая все обстоятельства дела в их совокупности и руководствуясь законом и правосознанием.

Отсюда становится очевидным, что для целей доказательств аварийного случая важны все приведенные выше средства доказывания. Под закреплением доказательств понимаются действия, позволяющие сохранить доказательство до его предъявления противной стороне или в суде и арбитраже. Эти действия должны быть направлены на установление связи между представляемыми средствами доказывания и доказываемыми обстоятельствами.

Транспортные происшествия на внутренних водных путях подразделяются на аварии и эксплуатационные происшествия.

К аварии следует относить:

· транспортные происшествия, в результате которых погибли или получили тяжкие телесные повреждения люди;

· разрушение судна, которое невозможно и нецелесообразно устранять путем замены или ремонта (конструктивно погибшее судно);

· затопление самоходных судов мощностью более 225 кВт (300 л.с.) и несамоходных судов порожним водоизмещением более 300 тонн;

· посадку на мель или повреждение судном гидротехнического сооружения, затопление судна или груза, повлекшее за собой прекращение движения на данном участке пути или шлюзе на 72 часа и долее;

· разлив нефти, нефтепродуктов в количестве более 10 тонн.

К эксплуатационному происшествию следует относить:

· все другие транспортные происшествия, связанные с движением судов, не относящиеся к аварии, за исключением происшедших во время производства экспериментальных рейсов и аварийно-спасательных работ;

· посадки судов на мель с простоем свыше 24 часов.

О случаях транспортного происшествия капитан обязан известить в кратчайший срок ближайшее подразделение бассейнового управления государственного надзора на внутреннем водном транспорте, судовладельца, а также диспетчера ближайшего порта или района и принять все возможные меры для ликвидации последствий транспортного происшествия. В течение суток капитан должен составить в трех экземплярах акт транспортного происшествия по установленной форме. Акты транспортных происшествий с судами, при повреждениях гидротехнических сооружений и плотов оформляются с участием представителей их владельцев. В случае, когда транспортное происшествие связано с неудовлетворительным содержанием пути, акт составляется с участием работников пути.

Руководители бассейнового управления государственного надзора об авариях информируют органы прокуратуры по месту происшествия.

До получения разрешения бассейнового управления государственного надзора судам запрещается покидать место транспортного происшествия. В случае невозможности связаться с бассейновым управлением из-за удаленности места происшествия и отсутствия связи капитан обязан принять все меры по документированию факта и обстоятельств происшествия и продолжить движение судна до ближайшего пункта дислоцирования бассейнового управления.

Работники бассейнового управления государственного надзора в ходе расследования транспортного происшествия:

- берут письменные показания и в письменной форме задают вопросы по существу дела у лиц, прямо или косвенно имеющих к нему отношение, производят, приобщают к материалам расследования магнитофонные записи береговых радиостанций, фотографии и видеоматериалы;

- запрашивают у должностных лиц документы и материалы, необходимые для уточнения обстоятельств транспортного происшествия, привлекают к расследованию различных специалистов;

- при необходимости, для уточнения обстоятельств происшествия проводят эксперимент;

- направляют на прохождение медицинского освидетельствования участников транспортного происшествия

Все транспортные происшествия на внутренних водных путях регистрируются в Бассейновом управлении государственного надзора, владельцами судов и гидротехнических сооружений в специальных журналах.

Делись добром ;)