Поступление на службу и способы замещения должностей

курсовая работа

2. ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА КАК ЭЛЕМЕНТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРАВОВОЙ ИНСТИТУТ, КАТЕГОРИИ И ГРУППЫ ДОЛЖНОСТЕЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ И МУНИЦИПАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

Государственная служба как социальная и государственно-пра-вовая категория представляет собой сложное общественное явле-ние. Ее необходимо рассматривать как организационный и правовой институт. Как организационный институт она тесно связана с организацией государственной деятельности и является ее эле-ментом.

Государственная организация выполнения стоящих перед госу-дарством задач и осуществления им функций включает в себя не-сколько этапов:

во-первых, государство в лице своих высших ор-ганов государственной власти устанавливает и закрепляет в своей Конституции основные звенья государственного механизма, спе-циализирующиеся на осуществлении определенных видов властной государственной деятельности (представительная законода-тельная власть, исполнительная власть, судебная власть, различ-ные виды общегосударственной контрольно-надзорной власти);

во-вторых, определяет систему органов в каждом из звеньев госу-дарственного механизма;

в-третьих, формирует (создает) каждый конкретный орган во всех звеньях системы государственного ме-ханизма и, наконец, в-четвертых, организует работу личного со-става -- служащих органов всех звеньев государственного аппара-та.

С этого момента и начинает свое действие государственная организация службы как важнейший элемент сложного много-звенного процесса организующей деятельности государства по выполнению стоящих перед ним задач и функций. Следователь-но, государственная служба как организационный институт про-должает и завершает всю государственную организацию, как важ-нейший элемент и атрибут государства не может быть сведена лишь к характеристике профессиональной служебной деятельно-сти различных категорий государственных служащих. Это лишь один аспект узкого понимания и характеристики понятия «госу-дарственная служба» как организационно-правовой категории. Го-сударственная служба в этом качестве призвана обеспечить орга-низацию и практическое осуществление задач и функций госу-дарства, ибо государственный аппарат проявляет себя лишь в деятельности своих служащих, а без них остается общей схемой и мертвой конструкцией.

В содержание организационно-правового института государст-венной службы входят три взаимосвязанных элемента:

1) органи-зация деятельности личного состава государственных органов, его служащих (учреждение должности в структуре государственного аппарата, определение круга обязанностей и полномочий по каж-дой должности, порядка замещения этой должности и т. д. При-чем все это должно быть выполнено государством еще до того, как служащий займет свое служебное место и начнет свою про-фессиональную деятельность по осуществлению определенных го-сударственных функций и полномочий);

2) сама служебная про-фессиональная деятельность личного состава государственных ор-ганов (его служащих), в процессе и в результате которой реализуется компетенция соответствующего государственного ор-гана;

3) правовое регулирование этой служебной профессиональной деятельности государственных служащих (указание и закрепление в соответствующих нормативных правовых актах задач, функций и полномочий, организационных и правовых форм и методов деятельности каждого государственного служащего).

Государственная служба является также правовым институтом, который включает совокупность правовых норм, регулирующих од-нородный круг общественных отношений по государственной организации и практическому осуществлению служебных полномочий. Это сложный межотраслевой институт, охватывающий нормы многих отраслей права: административного, трудового, финансового, гражданского и даже уголовного. Однако, в большей своей организационной части служба (государственная, муниципальная и другие ее виды и разновидности, есть важнейший административно-правовой институт. В его границы входят правовые нормы, регламентирующие основания, условия и порядок поступления на службу; прохождения службы, аттестации, применения мер поощрения и ответственности к служащему; способы замещения должностей; основания, условия и порядок прекращения служебных; полномочий и увольнения со службы.

В Федеральном законе «О системе государственной службы Российской Федерации» СЗ РФ, 02.06.2003, N 22, ст. 2063. государственная служба опреде-лена как профессиональная служебная деятельность граждан Рос-сийской Федерации по обеспечению исполнения полномочий: Российской Федерации; федеральных органов государственной власти, иных федеральных государственных органов; субъектов РФ; органов государственной власти субъектов РФ, иных государ-ственных органов субъектов РФ; лиц, замещающих должности, устанавливаемые Конституцией РФ, федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федеральных государ-ственных органов; лиц, замещающих должности, устанавливаемые конституциями, уставами, законами субъектов РФ для непосред-ственного исполнения полномочий государственных органов субъектов РФ, а в ст. 2 Федерального закона «Об основах муни-ципальной службы в Российской Федерации» как профессиональная деятельность, которая осуществляется на постоянной основе на муниципальной должности, не являющейся выборной.

Государственные и муниципальные служащие по действующе-му законодательству -- граждане России, осуществляющие про-фессиональную служебную деятельность (исполняющие профес-сиональные обязанности) по занимаемым должностям государст-венной или муниципальной службы и получающие за это денежное содержание (вознаграждение, довольствие) из бюджета соответствующего уровня. Занятие какой-либо государственной должности государственной службы или муниципальной должно-сти муниципальной службы является обязательным и определяю-щим признаком понятия, соответственно, государственного или муниципального служащего.

Современное законодательство о службе не дает легального общего определения понятия должности, поэтому представляется целесообразным- восполнить этот пробел доктринальным опреде-лением сути этой организационно-правовой категории. Сущност-ными характеристиками понятия должности как государствен-но-правового установления являются следующие моменты:

1) должность -- это первичная ячейка структуры аппарата любого государственного или муниципального органа, предусмотренная действующим законодательством и штатно-организационными нормативами;

2) за каждой должностью закреплена часть компе-тенции соответствующего государственного или муниципального органа с точным установлением компетенционных должностных обязанностей и полномочий лица, замещающего эту должность;

3) профессионально-квалификационные характеристики и требо-вания, предъявляемые государством к лицу, замещающему опре-деленную должность или претендующему на ее занятие, четко за-креплены за каждой должностью в соответствующих должностных регламентах.

Все должности государственной службы подразделяются на: должности федеральной государственной гражданской службы; должности государственной гражданской службы субъекта РФ; воинские должности; должности правоохранительной службы. При этом в соответствии с Федеральным законом «О государст-венной гражданской службе», со ссылкой на конкретные статьи которого и излагается весь последующий материал этой главы, необходимо различать и четко разграничивать понятия «государ-ственная должность» и «должность государственной службы».

Государственные должности Российской Федерации и государст-венные должности субъектов РФ -- должности, устанавливаемые Конституцией РФ, федеральными законами для непосредственно-го исполнения полномочий федеральных государственных орга-нов, и должности, устанавливаемые конституциями (уставами), законами субъектов РФ для непосредственного исполнения пол-номочий государственных органов субъектов РФ, а должно-сти федеральной и субъектов Федерации государственной граждан-ской службы учреждаются федеральным законом или указом Пре-зидента РФ или законами или иными нормативными правовыми актами субъектов РФ соответственно Государственные Должности занимают, например, Президент РФ, Председатель Правительства РФ, губернаторы и другие лица, поименованные в специальном Реестре государственных должностей. Взаимосвязь гражданской службы и государственной службы иных видов обес-печивается на основе единства системы государственной службы Российской Федерации и принципов ее построения и функцио-нирования.

Все лица, замещающие должности государственной службы всех ее разновидностей, нанимаются государством через предста-вителя нанимателя -- руководителя государственного органа, лицо, замещающее государственную должность, либо представителя указанных руководителя или лицо, осуществляющее полномочия нанимателя от имени Российской Федерации или субъекта РФ

Должности государственной гражданской службы подразделя-ются на категории и группы). Подразделяются они на сле-дующие четыре категории:

руководители -- должности руководителей и заместителей руководителей государственных органов и их структурных подразделений, должности руководителей и заместителей руководителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и их структурных подразделений, должности руководите-лей и заместителей руководителей представительств государствен-ных органов и их структурных подразделений, замещаемые на определенный срок полномочий или без ограничения срока пол-номочий;

помощники (советники) -- должности, учреждаемые для со-действия лицам, замещающим государственные должности, руководителям государственных органов, руководителям территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и руководителям представительств государственных органов в реализации их полномочий и замещаемые на определенный срок, ограниченный сроком полномочий указанных лиц или руководителей;

специалисты -- должности, учреждаемые для профессио-нального обеспечения выполнения государственными органами установленных задач и функций и замещаемые без ограничения срока полномочий;

обеспечивающие специалисты -- должности, учреждаем для организационного, информационного, документационного, финансово-экономического, хозяйственного и иного обеспечен» деятельности государственных органов и замещаемые без ограни-чения срока полномочий.

Далее, должности государственной гражданской службы под-разделяются на следующие пять групп:1) высшие; 2) главные 3) ведущие; 4) старшие; 5) младшие должности государственной гражданской службы. При этом должности категорий «руководители» и «помощники (советники)» подразделяются на высшую, главную и ведущую группы должностей гражданской службы. Должности категории «специалисты» подразделяются на высшую, главную, ведущую и старшую группы должностей гражданской службы. Должности категории «обеспечивающие специалисты» подразделяются на главную, ведущую, старшую и младшую груп-пы должностей гражданской службы.

Государственные должности в субъектах РФ в соответствии с принимаемыми ими законами также подразделяются на анало-гичные по наименованию категории и классификационные груп-пы государственных должностей.

Муниципальные должности в органах местного самоуправле-ния также делятся на несколько категорий и классификационных групп, но по несколько иным критериям и основаниям, чем го-сударственные должности: выборные муниципальные должности, замещаемые в результате муниципальных выборов (депутаты, вы-борные должностные лица местного самоуправления), а также на основании решений представительного или иного выборного ор-гана местного самоуправления в отношении лиц, избранных в со-став указанных органов в результате муниципальных выборов, и муниципальные должности муниципальной службы, замещаемые путем заключения трудовых договоров. Статус выборных муници-пальных должностей в некоторой мере аналогичен статусу госу-дарственных должностей в том смысле, что они не входят в кате-горию муниципальных должностей муниципальной службы, а за-мещающие их лица не относятся к служащим (муниципальным «чиновникам»).

Должности федеральной государственной гражданской службы, классифицированные по государственным органам, категориям, группам, а также по иным признакам, составляют перечни долж-ностей федеральной государственной гражданской службы, являю-щиеся соответствующими разделами Реестра должностей федераль-ной государственной гражданской службы, который утверждается указом Президента РФ. Реестр же должностей государственной гражданской службы субъекта РФ утверждается законом или иным нормативным правовым актом субъекта РФ с учетом положений федерального закона, а также структуры государственных органов, наименований, категорий и групп должностей государственной гражданской службы РФ, установленных Реестром должностей фе-деральной государственной гражданской службы.

Реестр должностей федеральной государственной гражданской службы и реестры должностей государственной гражданской службы субъектов РФ образуют Сводный реестр должностей госу-дарственной гражданской службы Российской Федерации, порядок ведения которого утверждается указом Президента РФ.

Государственным гражданским служащим, замещающим долж-ности без ограничения срока полномочий, в соответствии с заме-щаемой должностью в пределах группы должностей гражданской службы и по результатам квалификационного экзамена присваи-ваются классные чины гражданской службы. При этом замещаю-щим должности федеральной гражданской службы высшей группы присваивается классный чин гражданской службы действительный государственный советник Российской Федерации 1, 2 или 3-го класса; замещающим должности федеральной гражданской ел бы главной группы присваивается классный чин гражданской службы государственный советник Российской Федерации 1, 2 или 3-го класса; замещающим должности гражданской службы веду4 щей группы присваивается классный чин гражданской службы советник государственной гражданской службы Российской Федерации 1, 2 или 3-го класса; замещающим должности гражданской службы старшей группы присваивается классный чин гражданской службы референт государственной гражданской службы Российской Федерации 1, 2 или 3-го класса; замещающим должности гражданской службы младшей группы присваивается классный чин госу-дарственной гражданской службы секретарь государственной граж-данской службы Российской Федерации 1, 2 или 3-го класса.

Классный чин гражданской службы действительный государ-ственный советник Российской Федерации 1, 2 или 3-го класса, присваивается Президентом РФ. В федеральных органах испол-нительной власти классный чин федеральной гражданской служ-бы государственный советник Российской Федерации 1, 2 или 3-го класса присваивается Правительством РФ. В иных феде-ральных государственных органах указанный классный чин при-сваивается руководителем федерального государственного органа; Предусмотренные законом иные классные чины по всем другим; группам должностей государственной гражданской службы присваиваются представителем нанимателя. А гражданским служа-щим, замещающим должности гражданской службы субъекта РФ; высшей и главной групп, классные чины гражданской службы субъекта РФ присваиваются в соответствии с законом субъекта РФ.

Порядок присвоения и сохранения классных чинов федераль-ной гражданской службы, соотношение классных чинов федеральной гражданской службы и воинских и специальных званий, классных чинов правоохранительной службы, а также соотноше-ние классных чинов федеральной гражданской службы и класс-ных чинов гражданской службы субъектов РФ определяется ука-зом Президента РФ.

В число установленных федеральным законом квалификаци-онных требований к должностям гражданской службы входят тре-бования к уровню профессионального образования, стажу граж-данской службы (государственной службы иных видов) или стажу (опыту) работы по специальности, профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей. Квалификационные требования устанавливаются в соответствии с категориями и группами должностей граждан-ской службы. В число квалификационных требований к должно-стям категорий «руководители», «помощники (советники)», «спе-циалисты» всех групп должностей гражданской службы, а также категории «обеспечивающие специалисты» главной и ведущей групп должностей входит наличие высшего профессионального образования, а в число квалификационных требований к должно-стям категории «обеспечивающие специалисты» старшей и млад-шей групп должностей гражданской службы -- наличие среднего профессионального образования, соответствующего направлению деятельности.

Квалификационные требования к стажу гражданской службы (государственной службы иных видов) или стажу (опыту) работы по специальности для федеральных гражданских служащих уста-навливаются указом Президента РФ, для гражданских служащих субъекта РФ -- законом субъекта РФ.

Квалификационные требования к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязан-ностей, устанавливаются нормативным актом государственного органа с учетом его задач и функций и включаются в должност-ной регламент гражданского служащего.

Таким образом, государственная служба как организационный институт представляет собой одну из частей и сторон деятельно-сти государства, содержанием которой выступает организация и правовое регулирование практической деятельности личного со-става государственных органов (их служащих) по осуществлению задач и выполнению функций государства.

Делись добром ;)