Право несовершеннолетних в области охраны здоровья

контрольная работа

2. Права несовершеннолетних в области охраны здоровья

Уже к середине 50-х годов нашего столетия стало очевидным, что человечеству необходимы единые нормы, в которых бы предусматривались права детей. И в 1959 году Генеральная Ассамблея ООН провозгласила Декларацию прав ребенка. В этом международно-правовом документе утверждается, что некоторые права человека имеют непосредственное отношение к детям, которые нуждаются в особых заботе и внимании, поскольку чрезвычайно уязвимы по причине возраста. Именно в этом документе получили закрепление такие права детей, право пользования благами социального обеспечения и право на здоровый рост и развитие; право на первоочередную защиту и помощь и т.д.

Принятие Декларацией имело огромное значение в деле защиты детей. Однако, нужно знать, что любая декларация имеет лишь рекомендательный характер, а следовательно их нормы вовсе не обязательны для исполнения.

В этой связи огромное значение для защиты детей во всем мире имело принятие 20 ноября 1989 года Конвенции о правах ребенка.

Конвенция была принята Генеральной Ассамблеей ООН и через год ратифицирована нашей страной. Следовательно, Россия взяла на себя обязательство неукоснительно исполнять все положения данной Конвенции, которая является наиболее полным документом о правах ребенка и инструментом для защиты и реализации его прав на международном уровне. Согласно Конвенции, право на жизнь - неотъемлемое право каждого ребенка, это базовое, отправное правомочие личности, лежащее в основе соблюдения всех прочих прав и свобод. Необходимо сказать, что право на жизнь органически связано с правом на здоровье. Право на здоровье в определенном смысле является конкретным выражением права на жизнь, вытекает из него.

В ст. 6 Конвенция декларирует, что государства-участники обеспечивают в максимально возможной степени выживание и здоровое развитие ребенка. В статье 23 Конвенции говорится о признании государствами-участниками прав неполноценных детей на медицинское обслуживание, восстановление здоровья и других прав, о предоставлении таким детям помощи, по возможности, бесплатно с учетом финансовых ресурсов родителей или других лиц, обеспечивающих заботу о ребенке. В статье 24 Конвенции говорится о том, что государства-участники признают право ребенка на пользование наиболее совершенными услугами системы здравоохранения и средствами лечения болезней и восстановления здоровья, стремятся обеспечить, чтобы ни один ребенок не был лишен своего права на доступ к подобным услугам системы здравоохранения, добиваются полного осуществления данного права. В частности, применяя следующие меры:

ь Снижение уровней смертности младенцев и детской смертности;

ь Обеспечение предоставления необходимой медицинской помощи и охраны здоровья всех детей с уделением первоочередного внимания развитию;

ь борьбы с болезнями и недоеданием, в том числе в рамках первичной медико-санитарной помощи, путем, среди прочего, применения легкодоступной технологии и предоставления достаточно питательного продовольствия и чистой питьевой воды, принимая во внимание опасность и риск загрязнения окружающей среды;

ь предоставления матерям надлежащих услуг по охране здоровья в дородовой и послеродовой периоды;

ь обеспечения осведомленности всех слоев общества, в частности родителей и детей, о здоровье и питании детей, преимуществах грудного кормления, гигиене, санитарии среды обитания ребенка и предупреждении несчастных случаев, а также их доступа к образованию и их поддержки в использовании таких знаний;

ь развития просветительной работы и услуг в области профилактической медицинской помощи и планирования размера семьи. Конвенция декларирует, что государства-участники принимают любые эффективные и необходимые меры с целью упразднения традиционной практики, отрицательно влияющей на здоровье детей.

Права детей на охрану здоровья гарантируются Конституцией Российской Федерации, Федеральным Законом «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации». Статья 10 данного федерального закона закрепляет право детей на охрану здоровья в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, путем осуществления в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения мероприятий по оказанию детям бесплатной медицинской помощи, предусматривающей профилактику заболевания, медицинскую диагностику, лечебно-оздоровительную работу, в том числе диспансерное наблюдение, медицинскую реабилитацию детей-инвалидов и детей, страдающих хроническими заболеваниями, и санаторно-курортное лечение детей.

Органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обязаны осуществлять мероприятия по обеспечению прав детей на отдых и оздоровление, сохранению и развитию учреждений, деятельность которых направлена на отдых и оздоровление детей (ст. 12 указанного Закона).

Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан 1993 г. определяют права семьи на охрану здоровья. Статья 22 Основ закрепляет права семей (в первую очередь неполных, воспитывающих детей-инвалидов и детей, оставшихся без попечения родителей), имеющих детей, на меры социальной поддержки в области охраны здоровья граждан, установленные законодательством Российской Федерации.

Данная статья предоставляет право одному из родителей или иному члену семьи по усмотрению родителей в интересах лечения ребенка находиться вместе с ним в больничном учреждении в течение всего времени его пребывания независимо от возраста ребенка. Лицу, находящемуся вместе с ребенком в больничном учреждении государственной или муниципальной системы здравоохранения, выдается листок нетрудоспособности. Одному из родителей (иному законному представителю) или иному члену семьи за весь период карантина, амбулаторного лечения или совместного пребывания с ребенком в возрасте до 7 лет в больничном учреждении выплачивается пособие. Пособие также выплачивается по уходу за больным ребенком в возрасте старше семи лет за период не более 15 дней, если по медицинскому заключению не требуется большего срока.

Права несовершеннолетних в области охраны здоровья закреплены в статье 24 Основ и включают в себя:

ь диспансерное наблюдение и лечение в детской и подростковой службах в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативно-правовое регулирование в сфере здравоохранения, и на условиях, определяемых органами государственной власти субъектов РФ;

ь санитарно-гигиеническое образование, обучение и труд в условиях, отвечающих их физиологическим особенностям и состоянию здоровья и исключающих воздействие на них неблагоприятных факторов;

ь бесплатную медицинскую консультацию" при определении профессиональной пригодности в порядке и на условиях, устанавливаемых органами государственной власти субъектов РФ;

ь получение необходимой информации о состоянии здоровья доступной для них форме.

Несовершеннолетние - больные наркоманией в возрасте старше 16 лет, иные несовершеннолетние в возрасте старше 15 лет имеют право на добровольное информированное согласие на медицинское вмешательство или на отказ от него в соответствии со статьями 32, 33, 34 настоящих основ.

Несовершеннолетние с недостатками физического или психического развития по заявлению родителей или лиц, их заменяющих, могут содержаться в учреждениях системы социальной защиты в порядке и на условиях, устанавливаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Изменениями, расширяющими субъектный состав, внесенными в статьи 24, 31, 32, 33, 43 и 61 комментируемых Основ, закрепляются нормы, позволяющие оказывать обязательную наркологическую помощь несовершеннолетним - больным наркоманией в возрасте до 16 лет и иным несовершеннолетним в возрасте до 15 лет без их согласия, но с согласия или по просьбе их родителей или законных представителей.

Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» в ст. 7 устанавливает дополнительные гарантии права на медицинское обслуживание детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Указанным лицам предоставляется бесплатное медицинское обслуживание, и оперативное лечение в государственном и муниципальном лечебно-профилактическом учреждении, в том числе проведение диспансеризации, оздоровления, регулярных медицинских осмотров. Этим лицам могут предоставляться путевки в школьные и студенческие спортивно-оздоровительные лагеря, базы труда и отдыха, в санаторно-курортные учреждения при наличии медицинских показаний, а также оплачиваться проезд к месту лечения и обратно.

С момента принятия Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. № 5487-1 произошли значительные изменения условий функционирования экономики государства, системы исполнительной власти, организационных основ оказания медицинской помощи, определены концептуальные направления реформирования и модернизации отрасли здравоохранения и смежных отраслей, выработаны подходы к их регулированию, осуществлено разграничение полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и местного самоуправления, разработаны и реализуются долгосрочные целевые программы и приоритетный национальный проект в сфере охраны здоровья. Кроме того, принято большое количество законодательных актов в смежных отраслях, затрагивающих вопросы прав граждан в сфере охраны здоровья граждан и оказания медицинской помощи.

При этом отмечается наличие ряда правовых пробелов в сфере охраны здоровья граждан, а в некоторых случаях и явных нормативных противоречий, требующих выработки новых подходов и принципов к их регулированию и решения именно на законодательном уровне.

Таким образом, в настоящее время назрела необходимость в разработке нового единого законодательного акта, который бы наряду с положениями, содержащимися в ранее принятых нормативных правовых актах и сохраняющимися свою актуальность в настоящее время, включал в себя новеллы правового регулирования, позволяющие в совокупности с прежними нормами создать современную и эффективную систему российского здравоохранения.

Статья 54, глава 6, Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" определяет права несовершеннолетних.

1. В сфере охраны здоровья несовершеннолетние имеют право на:

1) прохождение медицинских осмотров, в том числе при поступлении в образовательные организации и в период обучения в них, при занятиях физической культурой и спортом, прохождение диспансеризации, диспансерного наблюдения, медицинской реабилитации, оказание медицинской помощи, в том числе в период обучения и воспитания в образовательных организациях, в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, и на условиях, установленных органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

2) оказание медицинской помощи в период оздоровления и организованного отдыха в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти;

 3) санитарно-гигиеническое просвещение, обучение и труд в условиях, соответствующих их физиологическим особенностям и состоянию здоровья и исключающих воздействие на них неблагоприятных факторов;

4) медицинскую консультацию без взимания платы при определении профессиональной пригодности в порядке и на условиях, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

5) получение информации о состоянии здоровья в доступной для них форме в соответствии со статьей 22 настоящего Федерального закона.

 2. Несовершеннолетние в возрасте старше пятнадцати лет или больные наркоманией несовершеннолетние в возрасте старше шестнадцати лет имеют право на информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство или на отказ от него в соответствии с настоящим Федеральным законом, за исключением случаев оказания им медицинской помощи в соответствии с частями 2 и 9 статьи 20 настоящего Федерального закона.

 3. Дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, и дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации, до достижения ими возраста четырех лет включительно могут содержаться в медицинских организациях государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, и на условиях, установленных органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Права несовершеннолетних на охрану здоровья реализуются с помощью системы обязательного медицинского страхования (ОМС). Дети с рождения до достижения ими возраста 18 лет являются субъектами ОМС (п. 1 ст. 9, подп. "а" п. 5 ст. 10 Федерального закона от 29.11.2010 № 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации"; далее -- Закон об ОМС). Следует подчеркнуть, что обязательное медицинское страхование дети получают уже с момента рождения. С этой даты до дня государственной регистрации рождения в органах ЗАГСа обязательное медицинское страхование осуществляется страховой медицинской организацией, в которой застрахована мать новорожденного или другой законный представитель. С момента государственной регистрации рождения ребенка и получения свидетельства о рождении вплоть до достижения ребенком 18 лет обязательное медицинское страхование несовершеннолетнего осуществляется страховой медицинской организацией, выбранной одним из его родителей или другим законным представителем (п. 3 ст. 16 Закона об ОМС). 

До достижения совершеннолетия при замене страховой медицинской организации, в которой застрахован несовершеннолетний, выбор также делают его родители или другие законные представители путем обращения в страховую медицинскую организацию из числа включенных в реестр (п. 4 ст. 16 Закона об ОМС).

 

Иные права застрахованных несовершеннолетних, предусмотренные законодательством о страховании, к примеру право выбора врача и медицинского учреждения, предъявление иска страхователю и медицинскому учреждению, в том числе на материальное возмещение ущерба здоровью (подп. 8 -- 9 п. 1 ст. 16 Закона об ОМС), также реализуются их родителями (законными представителями). Следует отметить, что в российском законодательстве понятие "пациент" используется, но суть его не раскрыта. В специальной литературе пациент определяется как лицо, обратившееся в лечебное учреждение любой организационно-правовой формы, к врачу частной практики за получением диагностической, лечебной, профилактической помощи независимо от того, болен он или здоров. Права пациента -- это специфические права, регулируемые при получении медицинской помощи и связанных с ней услуг или в связи с любым медицинским воздействием, осуществляемым в отношении граждан.

Специальными нормативными актами определены права отдельных категорий несовершеннолетних пациентов. Приказом Минздравсоцразвития России от 03.03.2011 № 162н "О проведении диспансеризации пребывающих в стационарных учреждениях детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации" (далее -- приказ № 162н) установлены порядок и правила проведения медицинскими организациями, участвующими в реализации территориальных программ государственных гарантий оказания гражданам России бесплатной медицинской помощи, диспансеризации этих групп граждан.

Перечень детей, на которых распространяется действие приказа № 162н, весьма обширен. Это дети:

-- оставшиеся без попечения родителей;

-- инвалиды;

-- с ограниченными возможностями здоровья (имеющие недостатки физического и (или) психического развития);

-- жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий;

-- из семей беженцев и вынужденных переселенцев;

-- оказавшиеся в экстремальных условиях;

-- жертвы насилия;

-- отбывающие наказание в виде лишения свободы в воспитательных колониях;

-- находящиеся в специальных учебно-воспитательных учреждениях;

-- проживающие в малоимущих семьях;

-- с объективными нарушениями жизнедеятельности в результате сложившихся обстоятельств, которые не могут преодолеть данные обстоятельства самостоятельно или с помощью семьи.

На основании сведений, выявленных в результате диспансеризации ребенка, оказавшегося в трудной жизненной ситуации, врач-педиатр определяет индивидуальную программу профилактических мероприятий, объем необходимого дополнительного обследования, направляет ребенка на дальнейшее лечение (амбулаторное, стационарное, восстановительное) и осуществляет диспансерное наблюдение за ребенком (п. 8 приказа № 162н). При установлении у ребенка заболевания, требующего оказания высокотехнологичной медицинской помощи, его медицинская документация в установленном порядке направляется в орган исполнительной власти субъекта РФ в сфере здравоохранения для решения вопроса об оказании такой помощи.

Перечень индивидуальных прав пациента установлен ст. 30 Основ, к ним относятся права, неотделимые от личности пациента:

-- право на уважительное, гуманное отношение при оказании медицинской помощи;

-- право выбора и замены врача и лечебного учреждения; 

-- право на качественную медицинскую помощь, соответствующую состоянию здоровья пациента; обследование, лечение и содержание в условиях, соответствующих санитарно-гигиеническим требованиям;

-- право на облегчение боли, связанной с заболеванием и (или) медицинским вмешательством, доступными способами и средствами;

-- право на конфиденциальность: сохранение в тайне факта обращения за медицинской помощью, данных о состоянии здоровья, диагнозе;

-- право на осознанное согласие и информированный добровольный отказ от медицинского вмешательства;

-- право на исчерпывающую информацию о состоянии своего здоровья, возможном риске, возможных последствиях отказа от лечения;

-- право на возмещение ущерба в случае причинения вреда его здоровью при оказании медицинской помощи.

В случае нарушения своих прав пациент может обратиться с жалобой непосредственно к администрации лечебного учреждения, в котором ему оказывается медицинская помощь, или в суд.

Согласно ст. 32 Основ необходимым предварительным условием медицинского вмешательства является информированное добровольное согласие гражданина. Решение о медицинском вмешательстве в отношении лиц, не достигших 15-летнего возраста, принимают законные представители таких пациентов, в роли которых чаще всего выступают родители ребенка, что соответствует ст. 56 Семейного кодекса РФ -- защита прав и интересов ребенка осуществляется родителями (лицами, их заменяющими).

Положение ст. 32 Основ получило дальнейшее развитие в медицинском законодательстве. Так, приказом Минздравсоцразвития России от 31.01.2011 № 51н утвержден национальный календарь профилактических прививок, в соответствии с которым, к примеру, новорожденному в первые 24 часа жизни проводится первая вакцинация против вирусного гепатита В, на 3-- 7-й день жизни -- против туберкулеза, в 3 месяца -- первая вакцинация против дифтерии, коклюша, столбняка. Между тем согласно Федеральному закону от 17.09.1998 № 157-ФЗ "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней" прививки несовершеннолетним проводятся только с согласия их родителей (ст. 11). При этом граждане вправе отказаться от прививок (ст. 5). В то же время бывает, что в роддоме не только не спрашивают согласия мамы на проведение прививки ее новорожденному ребенку, но вообще не ставят ее в известность о проведении вакцинации.

Отдельного рассмотрения требует вопрос о том, что следует понимать под медицинским вмешательством, поскольку суть его ни в Основах, ни в иных законах не раскрыта. В литературе под медицинским вмешательством понимают правомерное, прямое или опосредованное воздействие на организм человека с целью диагностики, профилактики, лечения заболеваний, предотвращения нежелательной беременности, а также удовлетворения иных потребностей индивида, осуществляемое специально подготовленным лицом (врачом, фельдшером и т. д.). Иными словами, под медицинским вмешательством подразумевают различные виды медико-здравоохранительных воздействий. Способы или методы воздействия весьма многообразны: физические, химические, психические, медикаментозные и др. К видам медицинского вмешательства относят и такие формы, как медицинское освидетельствование, госпитализация, наблюдение, изоляция и др.

Из приведенного определения следует, что понятие медицинского вмешательства весьма схоже с понятием медицинской помощи.

Что касается информированного согласия как необходимого предварительного условия медицинского вмешательства, то такое согласие тесно связано с реализацией пациентом права на информацию о состоянии своего здоровья. Такую информацию каждый гражданин имеет право получить в доступной для него форме, включая сведения о результатах обследования, наличии заболевания, его диагнозе и прогнозе, методах лечения, связанном с ним риске, возможных вариантах медицинского вмешательства, их последствиях и результатах проведенного лечения (ст. 31 Основ). То, что решение о медицинском вмешательстве в отношении лиц, не достигших 15-летнего возраста, принимается их родителями, не означает, что им не должна сообщаться необходимая информация о предстоящем медицинском вмешательстве, поскольку согласно ст. 24 Основ за несовершеннолетними признано право на получение необходимой информации о состоянии здоровья в доступной для них форме. 

Как уже отмечалось выше, закон (ст. 33 Основ) предусматривает право пациента на отказ от медицинского вмешательства. В соответствии с ч. 2 ст. 24 Основ несовершеннолетние в возрасте старше 15 лет имеют право на добровольное информированное согласие на медицинское вмешательство или отказ от него. Реализация указанного права в интересах лиц, не достигших 15 лет, так называемого возраста согласия, в настоящее время является одной из ключевых проблем медицинского права. Следует отметить, что с принятием Федерального закона от 01.12.2004 № 151-ФЗ возраст согласия, с которого возможен отказ от медицинского вмешательства, перестал быть единым для всех несовершеннолетних. Для несовершеннолетних, больных наркоманией, он был поднят до 16 лет. Такое решение законодателя представляется не до конца продуманным. Как справедливо отмечалось в литературе, несовершеннолетние в силу возраста, психологических и физиологических особенностей детского организма не располагают необходимыми знаниями и жизненным опытом, позволяющим им адекватно оценить информацию о состоянии собственного здоровья и принять правильное решение о целесообразности медицинского вмешательства или об отказе от него. В связи с этим следовало бы поднять возраст согласия до 16 лет в отношении всех несовершеннолетних независимо от наличия или отсутствия у них наркотической зависимости.

По общему правилу отказаться от медицинского вмешательства или потребовать его прекращения вправе законный представитель несовершеннолетнего, не достигшего 15 лет. При этом законному представителю в доступной для него форме должны быть разъяснены возможные последствия отказа. Если же он по-прежнему отказывается от проведения медицинского вмешательства в отношении ребенка, то отказ с указанием возможных последствий оформляется записью в медицинской документации и подписывается законным представителем, а также медицинским работником. При отказе родителей несовершеннолетнего в возрасте до 15 лет от медицинской помощи, необходимой для спасения жизни несовершеннолетнего, больничное учреждение имеет право обратиться в суд для защиты интересов несовершеннолетнего (ст. 33 Основ). Отдельные авторы задаются вопросом о том, каковы правовые последствия отказа законного представителя несовершеннолетнего от медицинского вмешательства, если по жизненным показаниям врачи уже проводят необходимые мероприятия, направленные на сохранение жизни несовершеннолетнего пациента. Несмотря на оформление отказа, медики, как правило, все равно продолжат спасать жизнь пациента, ведь это долг любого врача. В приведенном примере позиция врачей -- сделать все возможное для спасения ребенка -- вызывает уважение, а оперативность суда поражает. Представляется, что жизнь и здоровье ребенка не должны зависеть от "человеческого фактора": порядок и сроки разрешения подобных споров необходимо определить законодательно.

Делись добром ;)