Правовая защита авторского права и смежных прав

курсовая работа

2. Смежные права

Развитие музыки, театра, кино в современном мире невозможно представить без фонограммы, передачи по каналам телевидения и радио. Права исполнителей в данной области получили наименование смежных.

Смежные права в совокупности представляют собой правовые нормы, регулирующие отношения по охране исполнений, постановок, фонограмм, передач организаций эфирного и кабельного вещания, определение режима их использования, а также наделение исполнителей, производителей фонограмм и вещательных организаций имущественными и неимущественными правами и защиту этих прав. По своей правовой природе смежные права сходны с авторскими правами, однако имеют самостоятельные объекты.

Объектами смежных прав являются фонограммы, исполнения, постановки, передачи организаций эфирного и кабельного вещания. Они могут восприниматься на слух, зрительно или на слух и зрительно.

Фонограмма - это любая исключительно звуковая запись исполнений или иных звуков. Экземпляром фонограммы признается любая ее копия на любом материальном носителе, изготовленная непосредственно или косвенно с фонограммы и включающая все зафиксированные звуки или часть звуков.

Под исполнением понимается представление произведений, фонограмм, а также других исполнений посредством игры, декламации, пения, танца, в живом исполнении или с помощью технических средств (теле- и радиовещания, кабельного телевидения и т. п.). Постановка - это одна из форм исполнения. Кроме того, исполнением признается показ кадров аудиовизуального произведения в их последовательности (с сопровождением или без сопровождения звуком). Важно подчеркнуть, что смежные права исполнителей начинают действовать, только если живое исполнение записывается либо передается по каналам эфирного или кабельного вещания.

Под передачей организации эфирного и кабельного вещания следует понимать набор звуковых и изобразительных сигналов, посылаемых в эфир непосредственно или иным образом, в том числе при кабельном вещании посредством кабеля. Передача может быть создана как самой организацией, так и по ее заказу другой организацией.

Закон говорит о четырех категориях смежных прав:

1) права исполнителей на их исполнения и постановки (исполнительские права);

2) права производителей фонограмм на их фонограммы (фонограммные права);

3) права организаций эфирного вещания на их передачи в эфир;

4) права организаций кабельного вещания на их передачи для всеобщего сведения.

Права организаций кабельного вещания и права организаций эфирного вещания очень близки по содержанию. Поэтому можно говорить о единой категории смежных прав организаций эфирного и кабельного вещания на их передачи.

Указанные категории смежных прав отличаются друг от друга по субъектам, содержанию, срокам охраны и др. Следовательно, нельзя объединять их в один правовой институт. Именно поэтому Закон правомерно употребляет выражение «смежные права» во множественном числе.

Исполнительские права обычно возникают независимо от того, осуществлена ли запись исполнения (постановки). Последняя может представлять собой фонограмму (если исполнение (постановка) воспринимается посредством слуха) или аудиовидеозапись (в остальных случаях).

Исполнительские права обычно возникают с момента исполнения (постановки), но в некоторых случаях - с момента записи или даже с момента опубликования (передачи) этой записи.

Фонограммные права действуют в отношении звукозаписей и являются результатом деятельности производителей (изготовителей) фонограмм. Эти права возникают, как правило, с момента звукозаписи, но иногда с момента ее опубликования.

Права организаций эфирного и кабельного вещания действуют с момента осуществления передачи произведений, фонограмм, исполнений, постановок, передач организаций эфирного или кабельного вещания для всеобщего сведения независимо от фактического приема их публикой. Предварительная запись передачи не является условием возникновения права, поскольку она произведена до фактического сообщения передачи в эфир или по кабелю и результаты ее не доведены до всеобщего сведения.

К смежным правам могут по аналогии применяться также следующие нормы, относящиеся к авторскому праву:

1) о распространении права на часть объекта (п. 3 ст. 6 Закона об авторском праве); о нераспространении права на содержание (п. 4 ст. 6 Закона);

2) о соотношении смежного права и права собственности на материальный объект (п. 5 ст. 6 Закона);

3) о производных объектах смежных прав (п. 3 ст. 7 Закона);

4) о праве первоиздателя (п. 3 ст. 9 Закона);

5) о соавторстве (ст. 10 Закона).

Субъектами смежных прав являются исполнители, производители фонограмм, организации эфирного и кабельного вещания. Исполнителями являются актеры, музыканты, певцы, танцоры и иные лица, которые играют роль, читают, декламируют, поют, играют на музыкальном инструменте или же иным образом исполняют произведения литературы или искусства (в том числе эстрадные, цирковые и кукольные номера). К числу исполнителей также следует относить режиссеров-постановщиков спектаклей и дирижеров.

Производителями фонограмм называются лица, осуществляющие звуковую запись исполнения или иных звуков на любом материальном носителе. В свою очередь, под записью понимается фиксация звуков с помощью технических средств в какой-либо материальной форме, например, в форме кассеты или компакт-диска, позволяющая осуществлять неоднократное восприятие, воспроизведение или сообщение данных звуков.

Производителем фонограммы может быть как юридическое, так и физическое лицо, взявшее на себя инициативу и ответственность за первую звуковую запись исполнения или иных звуков. При отсутствии доказательств иного производителем фонограммы признается лицо, имя или наименование которого обозначено на фонограмме и (или) содержащем ее футляре обычным образом.

Под организациями эфирного и кабельного вещания понимаются радиостанции, телевизионные компании, как государственные, так и частные, ведущие передачи по каналам кабельного телевидения за дополнительную абонентскую плату.

Сфера действия смежных прав распространяется на объекты в зависимости от гражданства владельца прав, а если таким владельцем является юридическое лицо - от места обнародования или опубликования объекта смежных прав.

Иными словами, права исполнителя признаются за ним, если:

1) исполнитель является гражданином РФ;

2) исполнение, постановка впервые имели место на территории РФ;

3) исполнение, постановка записаны на фонограмму, охраняемую на территории РФ;

4) исполнение, постановка, не записанные на фонограмму, включены в передачу в эфир или по кабелю, охраняемую на территории РФ.

Права производителя фонограммы признаются за ним, если:

1) производитель фонограммы является гражданином РФ или юридическим лицом, имеющим официальное местонахождение на территории РФ;

2) фонограмма впервые опубликована на территории РФ.

Права организации эфирного или кабельного вещания признаются за ней, если организация имеет официальное местонахождение на территории РФ и осуществляет передачи с помощью передатчиков, расположенных на территории РФ.

Ранее в законе было установлено, что в любом случае смежные права иностранных граждан и иностранных юридических лиц признаются на территории РФ в соответствии с международными договорами РФ. Согласно п. 1 ст. 7 ГК РФ международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы. Кроме того, в соответствии с п. 2 ст. 7 ГК РФ, а также п. 1 и 2 ст. 2 ГК РФ международные договоры РФ применяются к исключительным смежным правам непосредственно, кроме случаев, когда из международного договора следует, что для его применения требуется издание внутригосударственного акта.

С внесением изменений в Закон об авторском праве Федеральным законом от 20 июля 2004 г. № 72-ФЗ предоставление на территории РФ охраны в соответствии с Законом от 20 июля объектам смежных прав иностранных физических и юридических лиц на основании международных договоров РФ осуществляется в отношении соответствующих исполнения, фонограммы, передачи в эфир, передачи по кабелю, не перешедших в общественное достояние в стране их происхождения вследствие истечения установленного в такой стране срока действия смежных прав и не перешедших в общественное достояние в Российской Федерации вследствие истечения предусмотренного Законом об авторском праве срока действия смежных прав.

Российская Федерация ратифицировала Бернскую конвенцию по охране литературных и художественных произведений 1886 г. и Всемирную конвенцию об авторском праве 1952 г. (в ред. 1971 г.), предусматривающие взаимную охрану обладателей авторских и смежных прав в странах - участницах обеих Конвенций. Кроме того, в Законе об авторском праве нашли отражение основные положения этих Конвенций, так что российские правообладатели в, других странах-участницах и зарубежные правообладатели в России в одинаковой мере пользуются национальными режимами охраны своих смежных прав. Бернская конвенция вступила в силу для России 13 марта 1995 г. В Конвенции участвуют свыше 60 государств, в том числе Австрия, Великобритания, Венгрия, Германия, Испания, Италия, Китай, Нидерланды, США, Франция, Швеция, Чешская Республика, Япония и др.

Конвенция обеспечивает иностранным фонограммам на территории РФ не национальный режим, а охрану от воспроизведения и импорта экземпляров фонограмм. Конвенция не распространяется на иностранные фонограммы, записанные до 13 марта 1995 г. Если права исполнителя охраняются на основе принципа гражданства, то не имеет значения, на какой территории имело место исполнение (постановка).

Если права охраняются на основе принципа места первого обнародования, то в этом случае не имеет значения гражданство исполнителя (постановщика). Им может быть гражданин РФ, иностранец, беженец или лицо без гражданства.

Первое обнародование дает возможность отделить охраняемые исполнения и постановки от неохраняемых. Вместе с тем указание на «первое» обнародование не означает, что охране подлежат только первые исполнения (постановки), последующие же не охраняются. Каждое исполнение (постановка) является самостоятельным объектом исполнительских прав и охраняется само по себе, даже если оно почти полностью повторяет предшествующее исполнение (постановку). Однако нельзя говорить о полном совпадении последующих исполнений (постановок) произведений. Поскольку фонограмма представляет собой исключительно звуковую запись, то все сказанное касается только тех исполнений и постановок (или их частей), которые могут быть восприняты на слух.

Для возникновения смежных прав не требуется соблюдения каких-либо формальностей. Производитель фонограммы и исполнитель для оповещения о своих правах может использовать знак охраны смежных прав, помещаемый на каждом экземпляре фонограммы и (или) на каждом содержащем ее футляре. Данный знак состоит из трех элементов:

1) латинской буквы «R» в окружности;

2) имени (наименования) обладателя исключительных смежных прав;

3) года первого опубликования фонограммы.

Необходимо заметить, что проставление знака охраны смежных прав является правом, а не обязанностью владельцев смежных прав. Отсутствие этого знака не лишает их каких-либо принадлежащих им смежных прав.

Исполнителю принадлежат исключительные личные неимущественные и имущественные права. К личным неимущественным правам следует относить право на имя, право на защиту исполнения или постановки от всякого искажения или иного посягательства, способного нанести ущерб чести и достоинству исполнителя.

Исключительные имущественные права выражаются в праве на использование исполнения или постановки, включая право на получение вознаграждения за каждый вид использования данных объектов смежных прав. Реализуя исключительное право на использование исполнения или постановки, обладатель смежных прав может осуществлять сам или разрешать третьим лицам осуществление передачи в эфир или сообщения для всеобщего сведения по кабелю исполнения либо постановки при условии, если они не были ранее переданы либо сообщены, либо если передача не идет в записи.

Запись ранее не записанных произведений допускается лишь с разрешения обладателя смежных прав; воспроизведение записи, а также ее передача в эфир либо по кабелю - в случае, если первоначально данная запись была произведена не для коммерческих целей. Однако при участии исполнителя на договорных началах в создании аудиовизуального произведения все его имущественные права переходят к изготовителю данного произведения.

Важным элементом имущественных прав исполнителя является его право сдавать или разрешать сдачу в прокат опубликованной в коммерческих целях фонограммы, на которой записаны исполнение или постановка с участием данного исполнителя. Право сдачи в прокат обычно переходит к производителю фонограммы при заключении с исполнителем договора на запись исполнения или постановки на фонограмму. При этом исполнитель сохраняет право на вознаграждение за сдачу в прокат экземпляров такой фонограммы.

Однако закон в публичных интересах допускает ограничение прав исполнителя на воспроизведение записи исполнения или постановки в случаях, когда первоначальная запись была произведена с его согласия либо когда воспроизведение осуществляется в тех же целях, для которых было получено согласие исполнителя при записи. Исключительные смежные права передаются пользователям исполнений и другим лицам на договорных началах. 17 мая 1996 г. Правительство РФ приняло постановление № 614 «О ставках вознаграждения исполнителям за некоторые виды использования исполнения (постановки)». Эти ставки носят рекомендательный характер, а принципы определения вознаграждения, предлагаемые указанным постановлением, практически неприменимы.

Хотя изготовление аудиозаписи не представляет собой особой формы искусства, от качества фонограммы зависит рейтинг конкретного исполнителя. Для него важно, чтобы его голос на фонограмме звучал не хуже «живого» исполнения. Применение высококачественной фонограммы затрагивает также интересы ее изготовителя, в том числе в силу его конкуренции с другими производителями фонограмм. Этим объясняется предоставление производителю исключительных прав на использование его фонограммы в любой форме, включая право на получение вознаграждения за каждый вид использования.

Производитель фонограммы вправе осуществлять сам или разрешать другим лицам воспроизводить, перерабатывать фонограмму, а также продавать, сдавать в прокат или импортировать ее экземпляры. В коммерческом плане интересы производителя наиболее остро затрагивает воспроизведение фонограммы, под которым понимается изготовление одного или более экземпляров фонограммы либо ее части на любом материальном носителе. Экземпляр фонограммы - это ее копия на носителе, изготовленная как непосредственно, так и косвенно с фонограммы и включающая все звуки или часть звуков, зафиксированных в этой фонограмме. Незаконно произведенная запись не может рассматриваться как некоммерческая. В случае сдачи фонограммы в прокат необходимо отметить, что это право не охватывает исполнения, зафиксированные в виде видеозаписи, оно не распространяется даже на их «звуковую дорожку», поскольку видеозапись не есть фонограмма. Значит, у исполнителей, чьи исполнения зафиксированы в виде видеозаписи, нет права на прокат фонограммы.

Фонограммы, произведенные и проданные с разрешения производителя, распространяются впоследствии без его согласия и без выплаты вознаграждения. Что касается сдачи в прокат, то распространение экземпляров фонограммы в такой форме всегда принадлежит ее производителю независимо от того, кто является собственником этих экземпляров.

Закон допускает использование фонограммы, опубликованной в коммерческих целях, без согласия производителя и исполнителя, но с выплатой вознаграждения. Размер вознаграждения и условия его выплаты определяются соглашением между пользователем фонограммы и организацией, управляющей правами производителей фонограмм и исполнителей, за каждый вид ее использования. Пользователи должны предоставить организации, управляющей правами производителей и исполнителей фонограммы, точные сведения о количестве использований фонограммы, а также иные сведения, влияющие на размер и распределение вознаграждения.

Согласно п. 2 ст. 39 Закона об авторском праве выплата вознаграждения исполнителям и производителям фонограмм за публичное исполнение и передачу в эфир и по кабелю исполнений и фонограмм должна производиться не отдельным исполнителям и производителям фонограмм непосредственно, а через организации, управляющие правами этих лиц на коллективной основе.

Таким образом, отдельные исполнители и производители фонограмм не имеют права требовать вознаграждения от пользователей.

Согласно Закону намечается создание разных организаций, управляющих на коллективной основе имущественными правами исполнителей и производителей фонограмм. Нельзя исключать, однако, что будет действовать лишь одна такая организация.

В настоящее время организациями, причастными к этой работе, являются Российская фонографическая ассоциация (РФА), Российское общество по смежным правам (РОСП), Российское общество по управлению правами исполнителей (РОУПИ).

Если соглашением не предусмотрены иные условия, то вознаграждение распределяется поровну между производителем и исполнителем фонограммы. Поскольку продаже фонограммы уже предшествовало согласие и исполнителя, и производителя фонограммы, допускается ее публичное исполнение, передача в эфир и сообщение по кабелю.

Новеллой Закона об авторском праве является право исполнителей, производителей фонограмм сообщать запись исполнения или постановки, фонограммы для всеобщего сведения таким образом, при котором любое лицо может иметь доступ к ней в интерактивном режиме из любого места и в любое время по своему выбору (право на доведение до всеобщего сведения). При этом надо отметить, что в Законе не дается понятие интерактивного режима. Данное положение появилось как следствие внесения в ст. 16 Закона об авторском праве права автора на доведение произведения до всеобщего сведения.

Следует также отметить, что положения об использовании фонограммы, опубликованной в коммерческих целях, без согласия производителя фонограммы и исполнителя (ст. 39 Закона об авторском праве), не распространяются на доведение до всеобщего сведения фонограммы.

Права организации эфирного и кабельного вещания регламентируются ст. 40 и 41 Закона об авторском праве, который устанавливает, что, соблюдая права исполнителей, вещательная организация вправе осуществлять сама и запрещать, а также разрешать осуществление без ее ведома и без выплаты вознаграждения исключительных прав на свои передачи.

Обладая исключительным правом, организация эфирного вещания может разрешить другим лицам одновременно с ней передавать в эфир ее передачу; записывать и воспроизводить запись передачи; сообщать ее для всеобщего сведения в местах с платным входом. Однако вещательная организация не имеет исключительных прав, если запись была сделана с ее согласия и воспроизведение передачи осуществляется в целях обучения, научного исследования, цитирования в информационных и тому подобных указанных в Законе целях.

Организации кабельного вещания обладают исключительным правом использовать свои передачи в любой форме, а также давать разрешение на применение передачи за вознаграждение. Пользуясь своим правом, организация кабельного вещания, подобно эфирной вещательной организации, может позволить другим лицам в одно время с нею сообщать для всеобщего сведения по кабелю ее передачу в эфир, записывать и воспроизводить запись передачи, а также сообщать передачу в места с платным входом.

Смежные права организаций эфирного и кабельного вещания охраняются в России, если выполнены одновременно следующие два условия:

1) эти организации имеют местонахождение на территории РФ;

2) они осуществляют передачи с помощью передатчиков, расположенных на территории РФ.

Иными словами, смежные права на передачи в эфир и по кабелю для всеобщего сведения имеют лишь российские юридические лица, причем только на те передачи, которые осуществляются ими с по-1 мощью передатчиков, расположенных в России.

Передача представляет собой не любое сообщение, переданное в эфир или по кабелю, а лишь такое сообщение, которое создано самой этой организацией либо по ее заказу и за ее счет другой организацией, Таким образом, если кинофильм или звукозапись созданы не организацией эфирного или кабельного вещания и не по ее заказу, их передача в эфир или по кабелю не создает никаких смежных прав организации эфирного или кабельного вещания. В то же время, если организация эфирного или кабельного вещания сначала записала передачу на аудиовидеоноситель, а затем одновременно осуществила передачу этой записи, у нее возникают и фонограммные права на эту запись, и права на передачу. Кроме того, организация эфирного или кабельного вещания, заказавшая и оплатившая заказ на передачу, созданную другим лицом, приобретает первоначальное смежное право на эту передачу.

В случае передачи произведений в эфир через спутник, хотя спутники телевизионного вещания находятся в космическом пространстве, которое не относится к территории какого-либо государства, такая передача должна считаться охраняемой на территории РФ, если она впервые доведена для всеобщего сведения на территории РФ.

Смежные права в Российской Федерации имеют определенный срок действия в том их объеме, как они определены в Законе. Права исполнителя действуют в течение 50 лет после первого исполнения или постановки. Исключение из этого правила составляют право на имя и на защиту исполнения от всякого искажения или иного посягательства, способного нанести ущерб чести и достоинству. Эти права бессрочны.

Права производителя фонограммы действуют в течение 50 лет после ее первого опубликования или в течение 50 лет после ее первой записи, если фонограмма не публиковалась в течение этого срока. Такой же срок действия прав определен для вещательных организаций, т. е. в течение 50 лет после осуществления первой передачи в эфир или по кабелю.

По общему правилу 50-летние сроки действия различных смежных прав исчисляются с 1 января года, следующего за годом, в котором имели место первое исполнение, первое опубликование фонограммы либо первая передача. Под юридическим фактом, являющимся основанием для начала течения срока в отношении фонограммы, опубликованной менее чем через 50 лет после ее записи, подразумевается факт опубликования фонограммы.

Однако повтор исполнения или постановки исполнителем или артистами приводит к появлению новых объектов исполнительских прав. В этой связи следует считать, что слово «первое» не несет никакой правовой нагрузки, а исполнительские имущественные права действуют в течение 50 лет после исполнения или постановки. Срок действия исполнительских прав не зависит от момента обнародования звуко- или видеозаписи, на которой зафиксировано исполнение.

Если исполнители не объединены в коллектив, каждый из них является носителем своих исполнительских прав. Но если исполнители составляют коллектив, носителем исполнительских прав всех его членов является руководитель такого коллектива.

Обычно коллективы исполнителей являются самостоятельными юридическими лицами и члены коллектива работают в нем по трудовым договорам. Для членов коллектива все их исполнения в составе такого коллектива можно считать «служебными». Исключительные имущественные исполнительские права на все служебные исполнения, таким образом, переходят к работодателю - руководителю коллектива.

В случае, когда коллективы исполнителей не являются юридическими лицами, а создаются на время, на сезон, работники коллектива могут быть связаны с его руководителем гражданскими договорами подрядного типа или договором простого товарищества.

Таким образом, договор, предоставляющий пользователю исполнительские права и подписанный руководителем коллектива исполнителей, является правовым основанием для освобождения пользователя от ответственности в случае предъявления к нему претензий со стороны отдельных исполнителей по поводу нарушения их исполнительских прав. Однако это не исключает возможности предъявления отдельными исполнителями претензий к руководителю коллектива, если он нарушил условия договоров, заключенных им с отдельными исполнителями.

Для некоторых правообладателей течение срока действия смежных прав происходит несколько иначе: этот отсчет может начинаться лишь с 1 января года, следующего за годом реабилитации, если исполнитель был репрессирован и реабилитирован посмертно. На четыре года увеличивается также срок охраны смежных прав исполнителя, работавшего во время Великой Отечественной войны или участвовавшего в ней.

Наряду с исполнителями, производителями фонограмм и организациями эфирного и кабельного вещания смежными правами могут воспользоваться их правопреемники или наследники. Срок охраны указанных прав не исчисляется с момента фиксации (записи) этих передач, в частности, потому, что до момента фактического сообщения передачи в эфир или по кабелю эти «передачи» как передачи не существуют и не охраняются. Это относится только к имущественным правам наследников и правопреемников первоначальных носителей смежных прав.

Под правопреемниками в данном случае имеются в виду лица, получившие смежные права в порядке общего правопреемства. Смысл законодательного закрепления этой правовой нормы состоит в том, что она устанавливает срок, в течение которого наследники и правопреемники пользуются перешедшими к ним смежными правами.

Что касается объема прав, переходящих к наследникам и правопреемникам, то он не определен. В частности, к наследникам и правопреемникам переходят права на самостоятельное использование объектов смежных прав, т. е. права на совершение положительных действий: право разрешать использование исполнений, постановок, фонограмм, а также право на получение вознаграждения.

Новеллой законодательства об авторском праве стала также норма ст. 48[10], в соответствии с которой в отношении произведений или объектов смежных прав не допускаются удаление или изменение без разрешения субъектов авторских прав информации об авторском праве и о смежных правах либо воспроизведение, распространение, импорт в целях распространения, публичное исполнение, сообщение для всеобщего сведения, доведение до всеобщего сведения произведений или объектов смежных прав, в отношении которых без разрешения указанных лиц была удалена информация об авторском праве и о смежных правах.

При этом под информацией об авторском праве и о смежных правах понимается любая информация, которая идентифицирует произведение или объект смежных прав, автора, обладателя смежных прав или иного обладателя исключительных прав, либо информация об условиях использования произведения или объекта смежных прав, которая содержится на экземпляре произведения или объекта смежных прав, приложена к ним или появляется в связи с сообщением для всеобщего сведения либо доведением до всеобщего сведения таких произведения или объекта смежных прав, а также любые цифры и коды, в которых содержится такая информация. [11]

Делись добром ;)