Правовое регулирование и охрана результатов интеллектуальной деятельности

курсовая работа

2.1 Порядок первоначального возникновения исключительного права и автора (правообладателя)

В ГК РФ параллельно с понятием «автор» используется термин «правообладатель», однако его содержание не раскрывается. В некоторых случаях последний употребляется в совершенно ином значении. Например, если требуется получение разрешения на осуществление каких-либо действии с объектом интеллектуальной деятельности, то в таком случае используется термин «правообладатель», т.к. здесь под ним понимается обладатель комплекса правомочий на данный результат, а при формировании результата впоследствии творческой деятельности его создатель именуется как «автор».

В юридической науке существует множество взглядов на природу авторского права: кто- то считает его личным правом, кто-то- монополией, другие- сферой уголовного права. Фалалеев А.С. Распоряжение исключительным правом автора на произведение:дисс…к.ю.н.: - М.,2013, С.20-21 Однако целой группой юристов уделяется особое внимание концепции, которая признает авторское право особым имущественным правом, но при этом не указывает его определенного места в системе гражданского права и не предусматривает его смешения с другими его институтами. Данной точки зрения придерживаются такие российские юристы как В.Д. Синсович, П. Миллер, К. Победоносцев и другие. Они обращали внимание на данную проблему еще в ЧЙЧ- ЧЧ веках.

Сегодня в ЙV разделе четвертой части ГК РФ собран весь материал об авторском праве, который раскрывает содержание авторского права. Э.П.Гаврилов определяет наиболее популярную в наше время классификацию этого права, которая делит его на имущественные и личные неимущественные. Последние обеспечивают охрану связи автора с его произведением, например, право опубликовывать или изымать произведение из обращения. К личным имущественным правам относится любое право, представляющее для автора экономическую ценность, например, право на получение выгоды от реализации произведения. Имущественные права могут принадлежать не только автору, но и другим лицам, в то время как неимущественные права отчуждению не подлежат и неразрывно связаны с личностью автора.

Цивилистами высказывается точка зрения, что личные права возникают до имущественных, т.к. любое имущественное право возникает после того, как произведение выражается в объективной форме, но при этом реализуется только при условии его использования. Такой точки зрения придерживается В.И. Серебровский.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что как личные, так и имущественные права на произведение возникают у автора «одновременно и в тот момент, когда созданное автором произведение выражено в объективной форме (на бумаге, пленке и т.д.)».

Сразу стоит уточнить, что личные неимущественные права принадлежат автору даже после передачи исключительного права на произведение другому лицу или лицам. Данное решение было вынесено Постановлением Конституционного Суда РФ от 28 марта 2000 г. №5-П. Законодатель также указал, что личные неимущественные права автора на произведение непередаваемы и неотчуждаемы, отказ от данных прав ничтожен (п.2 ст.1228, ст. 1265 ГК РФ). Впрочем, механизма реализации, юридической природы и видов этих прав в ГК РФ не содержится. Что касается исключительных прав, ГК РФ классифицирует их в качестве товара. Данная ситуация не может не вызывать критики как со стороны правоприменителей и общества, так и со стороны самого автора, т.к. получается, что лицо, обладающее лишь имущественным правом, может решать судьбу самого произведения.

Помимо всего возможно переуступка авторских прав частично, либо в полном объеме. Данная теория поддерживается в странах с англосаксонской правовой системой, в которой совершение договора расценивается как уступка принадлежащих автору исключительных прав или разрешение осуществление каких либо действий в отношении принадлежащих лишь автору правомочий неимущественного характера, либо иное.

Многие юристы придерживаются точки зрения, что другим лицам могут передаваться некоторые исключительные права, несмотря на то, что авторское право целиком можно квалифицировать как не отчуждаемое. Например, так считал В.А. Кабатов, по которому неотделимым от личности автора можно считать только авторское имя и право считаться автором произведения, а все остальное автор имеет право передать: возможность опубликовывать произведение и иные права. В большинстве своем данные действия совершаются путем авторского договора.

Существуют две точки зрения на содержание авторского договора. В соответствии с первой точкой зрения, автор частично передает свои исключительные права контрагенту, который, соответственно, их приобретает. Цивилисты, придерживающиеся второй точки зрения, полагают, что автор передает по договору только лишь право на опубликование, воспроизведение и распространение произведения. В.А. Хохлов отмечает, что при передаче прав автор позволяет использовать созданный им результат, а сам факт разрешения, т.е. заключение договора, наделяет контрагента определенным объемом субъективных прав. Хохлов В. А. Авторское право: законодательство, теория, практика / В.А. Хохлов. - Москва: Городец, 2008. С. 53 Однако, по мнению Е.А. Молдагуловой, если автор дает право на опубликование, воспроизведение, распространение и иные действия в отношении своего произведения, то передача прав не обязательна, т.к. он всего лишь совместно с контрагентом или организацией определяет порядок использования произведения.

Делая вывод, можно сказать, что авторские права не отчуждаются по договору, а предоставляются контрагенту в пользование на время. Все же данная сфера является местом для споров, как для обычных граждан, так и для квалифицированных юристов, т.к. законодательство об интеллектуальных правах не достаточно тщательно проработано.

В период с 1993 по 2007 год в российском законодательстве об авторском праве отсутствовало само понятие авторского договора. Действовавший в тот период Закон об авторском праве и смежных правах (далее - ЗоАП) предусматривал три вида авторских договоров, в зависимости от степени обладания правами на произведение: о передаче исключительных прав, о передаче исключительных авторских прав, авторский договор заказа. Фалалеев А.С. Распоряжение исключительным правом автора на произведение:дисс…к.ю.н.: - М.,2013, С.102 Несмотря на то, что закон утратил силу в связи с принятием ГК РФ, многие цивилисты до сих пор продолжают опираться на классификацию, данную еще в 1993 году. Последний вид договора - авторский договор заказа- в наше время практически не применяется, поэтому его освещение не является актуальным пунктом в нашей работе.

Первый вид договора предусматривал возможность использования произведения определенным образом и в установленных договором пределах только лицом, которому эти права передавались, и позволял ему право на установление запрета подобного использования другим лицам. Но сам автор при этом не имел права передать право на использование произведения без согласия на это контрагента по договору.

В другом виде договора пользователю было разрешено использовать произведение наравне с самим автором и иными лицами, получившими право на использование данного произведения точно таким же способом. Этот вид договора именуется как «договор о передаче исключительных авторских прав».

В ГК РФ эти виды договоров именуются как простая (неисключительная) и исключительная лицензия соответственно (ст. 1235, 1236 ГК РФ).

Оба вида договора имеют срочность. Это значит, что весь объем авторских полномочий, независимо от того, кому и в каком объеме они были переданы другим лицам, возвращаются к автору по истечении срока, на который договор был заключен. По факту автор передает право пользования частично, оставляя при этом авторское право в полном объеме за собой. Он передает права на произведение в меньшем объеме, чем обладает сам.

Лицензионные договоры не дают возможность отчуждать исключительные права у автора. Однако по мере осмысления значения объектов авторского права и их приобретением свойств товара стало возможно говорить и об отчуждении прав.

В ст. 1234 ГК РФ указывается, что по договору об отчуждении исключительного права одна сторона (правообладатель) передает или обязуется передать принадлежащее ей исключительное право на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации в полном объеме другой стороне (приобретателю). Гражданский Кодекс РФ, часть 4, от 18 декабря 2006 г. №230-ФЗ (в ред. ФЗ от 02.07.2013 № 185-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. - М., 2013. В.А. Хохлов отмечает, что после принятия четвертой части ГК РФ правовой баланс в отношении произведения и автора как личности склонился в сторону отношения к произведению как к товару, но при этом имущественные права на него не могут существовать отдельно.

Существует точка зрения Э.П. Гаврилова, по которой договор об отчуждении исключительных прав противоречит смыслу авторского права, в соответствии с которым исключительное право может предоставляться только по лицензионному договору.

До недавнего времени законодатель не обращал должного внимания на необходимость создания баланса между интересами автора произведения и его пользователями, вследствие чего появилось огромное количество жалоб по поводу нарушения прав от обеих сторон. В результате проделанной работы в комментариях к четвертой части ГК РФ, а именно в отношении ст. 1234 и 1285, было установлено, что «договор об отчуждении исключительного права является особым видом полной исключительной абсолютной лицензии - лицензионным авторским договором с предоставлением правообладателю права использования произведения в полном объеме».

Заключение такого договора не лишает автора произведения принадлежащих ему исключительных прав, а лишь создает обремененное имущественное право, целью которого является ограничение автора в подобном использовании данного произведения.

В итоге трудно не согласиться с точкой зрения А.С. Фалалеева, который предположил, что сутью договора об отчуждении исключительного права на произведение является предоставление автором права пользования произведением в полном объеме (ст.1270 ГК РФ),на определенной территории (ст.1256 ГК РФ), в течении определенного времени (ст. 1281 ГК РФ), с обременением пользователя в последующем распоряжении произведением, установленным письменным согласием автора произведения и сохранением за ним исключительного права в части запрета или разрешения использования произведения другим лицам. Проще говоря, по данному договору автор передает другому лицу право на пользование произведением в полной мере, право на разрешение или запрет другим лицам пользоваться этим произведением в определенных рамках и право на дальнейшую передачу этих прав неограниченному кругу лиц.

Делись добром ;)