Правовой статус безработного

дипломная работа

1.1 Международное законодательство в сфере обеспечения занятости и гарантий от безработицы

Впервые право каждого человека на защиту от безработицы закрепила Всеобщая декларация прав человека в статье 23. Все трудовые права Всеобщей декларации человека более развернуто закреплены ООН в 1966 г. в Международном пакте «Об экономических, социальных и культурных правах», часть третья которого посвящена социально-трудовым правам. Так, Международный пакт ООН “Об экономических, социальных и культурных правах” предусматривает в статье 6 , что каждый человек имеет право на труд, включающее его право на получение возможности зарабатывать на жизнь трудом, а государства должны принимать меры в целях полного осуществления этого права.

Международная конвенция ООН о ликвидации всех форм расовой дискриминации выступает против расовой дискриминации и призывает «государства-участники запретить и ликвидировать ее и обеспечить равноправие каждого человека перед законом, без различия расы, цвета кожи, национального или этнического происхождения…», в том числе в отношении осуществления права на труд и защиты от безработицы (ст. 5). Существует такой акт ООН, как Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, ставший не только международным биллем о правах женщин, но и программой действий государств-участников в целях обеспечения гарантий этих прав. В ней закреплено понятие дискриминации в отношении женщин (ст. 1), ее осуждение во всех формах и обязательства государств - участников провести в национальном законодательстве для этого ряд мер (ст. 25), а в статье 11 говорится, что государства-участники принимают все соответствующие меры для ликвидации дискриминации в отношении женщин в области занятости, с тем, чтобы обеспечить мужчин и женщин равными правами, в частности, правом на социальное обеспечение в случае безработицы и гарантию занятости. Также можно отметить Конвенцию ООН о правах инвалидов, определяющую право инвалидов на труд наравне с другими гражданами, наделение инвалидов возможностью эффективного доступа к службам трудоустройства и оказание им помощи в поиске работы (ст. 27).

Немалую роль в регулировании международного законодательства в сфере обеспечения занятости и гарантий от безработицы играет Международная организация труда, создавшая несколько десятков конвенций и рекомендаций по вопросам учета и организации рабочих мест, организации бирж труда и других служб трудоустройства, страхования по безработице, содействия развитию профессионального обучения, увеличения возможностей занятости отдельных групп трудящихся, установления юридических гарантий против необоснованных увольнений, в соответствии с которыми государства строят свое законодательство в сфере труда и занятости.

Существует большое количество конвенций и рекомендаций Международной организации труда по вопросам учета и организации рабочих мест, организации бирж труда и других служб трудоустройства, страхования по безработице, содействия развитию профессионального обучения, увеличения возможностей занятости отдельных групп трудящихся, установления юридических гарантий против необоснованных увольнений, в соответствии с которыми государства строят свое законодательство в сфере труда и занятости.

Так, Декларация Международной организации труда "Об основополагающих принципах и правах в сфере труда" закрепляет за членами МОТ обязанность соблюдать, содействовать применению и претворять в жизнь добросовестно такой принцип, как «недопущение дискриминации в области труда и занятий»

Конвенция № 168 и одноименная Рекомендация № 176 «О содействии занятости и защите от безработицы» 1988 г. закрепляют основную цель стран - координацию национальных систем защиты от безработицы и политики занятости. Таким образом, ратифицирующие государства должны стремиться к тому, чтобы их система защиты от безработицы и, в частности, методы предоставления пособий по безработице, содействовали обеспечению полной, производственной и свободно избранной занятости и не препятствовали предпринимателям предлагать, а трудящимся искать производительную занятость. В рамках политики содействия производственной занятости «всеми подходящими средствами, включая социальное страхование», должны создаваться специальные программы по обеспечению дополнительных возможностей для создания рабочих мест для определенных категорий лиц, находящихся в неблагоприятном положении, включая трудящихся, пострадавших от структурных преобразований.

Также в Конвенции МОТ № 168 говорится о введении специальных программ, способствующих созданию дополнительных рабочих мест и содействию в вопросах занятости, а также программ, способствующих получению продуктивной и свободно избранной занятости для определенных категорий граждан(женщин; молодых трудящихся; инвалидов; пожилых трудящихся; лиц, являющихся безработными продолжительное время; трудящихся-мигрантов, проживающих в стране на законных основаниях; и трудящихся, которых затронули структурные изменения (статья 8).

Большое количество Конвенций и Рекомендации МОТ посвящено вопросам организации и функционирования бюро занятости, как государственных, так и частных. Уже Конвенция N 2, устанавливающая систему бесплатных государственных бюро занятости под контролем центрального органа, и Рекомендация N 1 по вопросам безработицы обращали внимание на частные агентства занятости, высказываясь, правда, против. Конвенция N 34 и Рекомендация N 42 смягчают формулировку, но сохраняют принцип бесплатного трудового посредничества. При этом утверждалось, что частные агентства занятости должны иметь лицензию и соблюдать законодательство. Полный отказ от них мог вызвать проблемы, так как государственные службы не смогли бы заменить их полностью.

Затем в Рекомендации № 72 «О службе занятости» была определена основная обязанность службы занятости - обеспечение, в сотрудничестве с другими заинтересованными государственными и частными органами, «занятости в промышленности, сельском хозяйстве и в других областях, как неотъемлемой части национальной программы полного использования производственных ресурсов».

Конвенция МОТ "Об организации служб занятости" в п. "е" ст. 6 говорит об организации службы занятости таким образом, чтобы обеспечить эффективный набор и устройство трудящихся на работу, и для этого содействует, по мере необходимости, другим государственным и частным учреждениям в разработке социально-экономических планов, направленных на обеспечение благоприятного положения в вопросах занятости, а так же для того, чтобы облегчать территориальную подвижность с целью содействия перемещению трудящихся в районы, где имеются возможности нахождения подходящей работы, облегчать перемещение трудящихся из одной страны в другую там, где это разрешено заинтересованными правительствами.

Интересна также Рекомендация № 83 "Об организации Службы занятости", целая глава которой посвящена "подвижности трудящихся". В 1949 году принимается Конвенция N 96 , предложившая последовательную ликвидацию частных агентств и контроль над ними со стороны государства.

Через 50 лет, в 1997 году была принята Конвенция №181, признавшая и отразившая в Преамбуле роль, которую «частные агентства занятости могут играть в условиях нормально функционирующего рынка», но в то же время подтверждала, что работать они должны в соответствии с условиями, регулирующими деятельность частных агентств занятости посредством системы выдачи лицензий или удостоверений, (ст. 3), определяемыми государством - членом.

Конвенция МОТ № 122 посвящена вопросам государственной политики занятости. Она определила в качестве главной цели активную политику, направленную на содействие полной, продуктивной и свободно избранной занятости для стимулирования экономического роста и развития, повышения уровня жизни, удовлетворения потребностей в рабочей силе и ликвидации безработицы и неполной занятости (ч.1 ст.1). Согласно ч. 2 ст. 1 данной Конвенции государственная политика в области занятости должна быть направлена на обеспечение: наличия работы для всех, кто готов приступить к работе и ищет ее; продуктивности такой работы; свободы выбора занятости;

Что важно, такая политика должна учитывать надлежащим образом стадию и уровень экономического развития и взаимную связь между целями в области занятости и другими экономическими и социальными целями, и она должна осуществляться с помощью методов, соответствующих национальным условиям и практике. Таким образом, государства переходного периода, к каковым на сегодняшний день относится и Россия, не обязаны создавать и поддерживать государственную политику в области занятости на уровне лучших мировых стандартов, если такой уровень требует существенных жертв в экономической и социальной сфере. Соответственно такие страны получают возможность последовательно совершенствовать собственную политику в сфере занятости, избегая резких скачков и революционных корректировок. Данное положение следует учитывать и внутригосударственным структурам, участвующим в разработке и согласовании законопроектов в данной сфере, поскольку норма ч. 3 ст. 1 данной Конвенции позволяет законодательным органам государства отклонить предложения по совершенствованию законодательства на основании их несоответствия иным экономическим и социальным целям государства на современном этапе.

Участие женщин и молодежи на рынке труда помимо Конвенции ООН от 1979 года регулируется Рекомендацией № 45, Рекомендацией №117, Конвенцией № 122 и Рекомендацией № 122 , Рекомендацией N 136. В Рекомендации МОТ № 136 говорится о специальных программах, имеющих цель «дать молодежи возможность участвовать в деятельности по экономическому и социальному развитию ее страны и получить образование, квалификацию и опыт, которые облегчают ее последующую экономическую деятельность в течение длительного времени и помогают ее включению в жизнь общества», указанную в статье 1.

На обеспечение равенства размера пособий по социальному страхованию от безработицы как граждан страны, так и работников-мигрантов указала еще Конвенция № 2 «О безработице». Продолжилось решение данного вопроса в Рекомендации № 44, определившей минимальные условия, которые должны соблюдаться всякой системой страхования или помощи на случай безработицы, а также утвердившая принципы и правила страхования и Конвенции № 44, закрепившей страхование на случай безработицы и различные виды помощи безработным. Согласно статье 1 такими видами могут быть: 1) возмещение, под которым понимается сумма, выплата которой связана со взносами, уплачиваемыми ввиду принадлежности получателя в связи со своей работой к обязательной или добровольной системе страхования; 2) пособие, что означает выплату, которая не является ни возмещением, ни помощью в рамках общих мероприятий по вспомоществованию неимущим, а может представлять собой вознаграждение за труд на общественных работах; 3) сочетание возмещений и пособий. 

В Конвенции № 160 говорится об обязанности государства регулярно публиковать статистические данные о труде, охватывающие, в том числе, занятость, безработицу и неполную занятость.

О недопущении дискриминации в отношении пожилых работников в области труда и занятий, в том числе и доступа к службам трудоустройства указывает Рекомендация № 162, Рекомендация № 169предложила членам Организации «принимать меры, отвечающие потребностям всех категорий лиц, часто испытывающих трудности в поисках стабильной работы, таких, как некоторые группы женщин и молодых работников, инвалиды и пожилые работники, лица, продолжительное время не имеющие работы, и работники-мигранты, находящиеся на законном основании на территории этих государств, которые должны соответствовать положениям международных конвенций и рекомендаций о труде, касающихся занятости этих групп, и условиям занятости, установленным на основании национальных законодательства и практики». Конвенция № 159 нацеливает социальную политику государств на гарантирование инвалиду возможности при полном равенстве иметь подходящую работу и призывает способствовать его социальной интеграции. Государство-член в соответствии с национальными условиями и возможностями должно осуществлять политику в области занятости инвалидов и гарантировать, чтобы соответствующие меры распространялись на все категории инвалидов. Предусматривает, что для лиц, являющихся инвалидами, должны быть обеспечены службы трудоустройства, занятости и т. д.; следует создавать и развивать эти службы в сельских районах и в отдаленных местностях, а также обеспечивать наличие специализированных консультантов.

Немало конвенций МОТ посвящены регулированию занятости и предоставлению гарантий от безработицы в отношении моряков: Конвенция № 8, которая говорит, что «во всех случаях гибели любого судна судовладелец или лицо, с которым моряки заключили договор о службе на данном судне, выплачивает каждому работавшему на нем моряку пособие по безработице, явившейся результатом такой гибели, причем это пособие выплачивается за все дни, в течение которых моряк остается действительно безработным, в том же размере, как и заработная плата, причитавшаяся ему в силу договора, но общая сумма пособия, выплачиваемого согласно настоящей Конвенции любому моряку, может быть ограничена двухмесячной заработной платой» (ст. 2). Т.е. обязанность выплачивать морякам пособие по безработице в случае кораблекрушения налагается не на государственные органы, а непосредственно на судовладельцев и иных лиц, выступающих стороной трудового договора моряками; Конвенция N 70 о социальном обеспечении моряков, предусмотрела, что моряки имеют право в случае безработицы на денежное пособие, по меньшей мере равноценное в отношении условий его назначения, размера и продолжительности тому, которым пользуются промышленные рабочие (ст. 2); Конвенция №179 говорит, что ничто не является препятствием для государства - члена иметь бесплатную государственную службу найма и трудоустройства для моряков в рамках политики, нацеленной на удовлетворение нужд моряков и судовладельцев, независимо от того, является ли она частью государственной службы занятости, обслуживающей всех трудящихся и работодателей, или координирует с ней свою деятельность; а также возлагает на государство - член обязанности вводить систему частных служб по найму и трудоустройству ( ст. 2).

Немаловажное значение имеют Европейская социальная хартия, Европейский кодекс социального обеспечения, а в рамках СНГ- Хартия социальных прав и гарантий граждан Независимых Государств и такой документ, как Стратегия экономического развития СНГ на период до 2020 года.

Европейская социальная хартия признала «одной из своих первоочередных целей и обязанностей достижение и поддержание как можно более высокого и стабильного уровня занятости в целях достижения полной занятости», а также призвала государства создавать или развивать для всех работников бесплатные службы по трудоустройству (ст.1).

Европейский кодекс социального обеспечения устанавливает стандарты, касающиеся социального обеспечения граждан, в том числе, пособий по безработице, данные нормы закреплены в части четвертой Кодекса.

Хартия социальных прав и гарантий граждан Независимых Государств гласит, что государства обеспечивают гражданам предоставление следующих основных прав и гарантий:

бесплатное содействие в подборе подходящей работы и трудоустройстве в соответствии с призванием, способностями, профессиональной подготовкой и образованием;

предоставление в соответствии с национальным законодательством дополнительных гарантий занятости категориям населения, нуждающимся в социальной защите и испытывающим трудности в поиске работы, в том числе молодежи, одиноким и многодетным родителям, воспитывающим несовершеннолетних детей, детей - инвалидов, лицам предпенсионного возраста, воинам - интернационалистам, инвалидам, лицам, продолжительное время не имеющим работы, лицам, отбывшим наказание или находившимся на принудительном лечении по решению суда;

выплату пособий по безработице гражданам, признанным в установленном порядке безработными, в размерах и сроки, предусмотренные национальным законодательством, но не ниже минимальной заработной платы, установленной национальным законодательством государства;

выплату пособий или компенсаций частично незанятым гражданам;

Государства должны взять на себя обязательства по сближению национальных законодательств, касающихся вопросов занятости, выплаты пособий по безработице и т.д. (ст. 3).

Вопросы политики занятости нашли отражение в Стратегии экономического развития СНГ на период до 2020 и Плане мероприятий по реализации ее первого этапа (2009-2011 годы), где в раздел "Рынок труда и миграционные процессы" включены следующие задачи:

разработка предложений по сближению законодательства государств-участников СНГ в сфере занятости населения;

разработка механизмов реализации программ занятости и создания новых рабочих мест;

создание благоприятных условий для формирования и функционирования общего рынка труда:

разработка системы мониторинга и оперативного обмена информацией о состоянии национальных рынков труда и наличии вакантных рабочих мест.

Решение данных задач продолжается в Плане мероприятий по реализации ее второго этапа (2012-2015 годы).

Делись добром ;)