Правовой статус безработного

дипломная работа

1.2 Федеральное и региональное законодательство в сфере занятости

Правовую основу регламентации отношений в сфере занятости и трудоустройства составляет Конституция Российской Федерации, наделенная высшей юридической силой и имеющая прямое действие на всей территории страны, закрепляющая, что «трудовое законодательство относится к совместному ведению Российской Федерации и субъектов» (п. «к» ч.1 ст. 72) и предусматривающая право на защиту от безработицы (ч. 3 ст. 37).

Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора (ч.4 ст. 15).

Следующим по юридической иерархии источником трудового права являются законы Российской Федерации, среди которых кодифицированный акт - Трудовой кодекс РФ, которым регламентированы отдельные положения, например, то, что в порядке исключения средний месячный заработок сохраняется за работником в течение четвертого, пятого и шестого месяцев со дня увольнения по решению органа службы занятости населения при условии, если в месячный срок после увольнения работник обратился в этот орган и не был им трудоустроен (ст. 318). Специальным нормативно-правовым актом, определяющим содержание института правового регулирования занятости и трудоустройства в системе законодательных актов о занятости является Закон РФ "О занятости населения в Российской Федерации". Он состоит из семи глав и включает в себя 37 статей, но с 1 января 2007 года в связи со вступлением в силу Федерального закона от 31.12.2005 N 199-ФЗ седьмая глава утратила силу.

Первая глава названного Закона посвящена общим положениям, в ней даны понятия "занятость", "безработный", "подходящая работа", а также определены основные направления государственной политики в области занятости и основополагающие права органов государственной власти и органов местного самоуправления. В статье 6 закона закрепляется система источников о занятости населения, основывающаяся на Конституции Российской Федерации и состоящая из Закона РФ N 1032-1, федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, которые не могут ограничивать права и свободы, гарантированные в Конституции, международно-правовых актах и Федеральном законодательстве. Наличие в законодательстве субъектов Российской Федерации условий, умаляющих права и свободы граждан по сравнению с вышестоящим по юридической силе законодательством, позволяет требовать признания нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации полностью или в части недействующими или недействительными. Таким образом, субъекты Российской Федерации за счет собственных средств могут создавать более льготный по сравнению с вышестоящим по юридической силе законодательством правовой режим для граждан в области занятости и трудоустройства. Помимо этого в данной статье предусматривается, что «законодательство о занятости населения распространяется также на иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено федеральными законами или международными договорами Российской Федерации». Предусматривается также участие органов местного самоуправления в содействии занятости населения в статье 7.2.

Глава вторая «Права граждан в области занятости» закрепляет права граждан на выбор места работы, консультацию, профессиональную ориентацию, содействие в переезде и переселении в другую местность для трудоустройства, получение информации в органах службы занятости, на профессиональную деятельность за границей.

В третьей главе данного Закона определены основные государственные гарантии в области занятости, устанавливаются общие гарантии реализации права на труд и специальные гарантии для отдельных категорий населения, в том числе квотирование рабочих мест для инвалидов, нуждающихся в специальной защите.

Четвертая глава указанного Закона посвящена вопросам регулирования и организации занятости населения.

В пятую главу названного Закона помещены нормы, регламентирующие участие работодателей в обеспечении занятости населения и определены права работодателей.

В шестой главе этого Закона имеются нормы, посвященные социальным гарантиям и компенсациям, а также указаны сроки и размеры выплачиваемого пособия по безработице.

Закон о занятости помогает высвобождаемым работникам, а также лицам, впервые ищущим работу, и другим категориям безработных в подыскании работы, а организациям -- в подборе необходимых кадров. Он урегулировал отношения граждан со службой занятости и отношения этой службы с работодателями, установил определенную социальную защищенность безработных и материальную помощь им.

Среди федеральных законов, регулирующих данные отношения можно также выделить Федеральные законы: "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации"; "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации"; "О порядке установления размеров стипендий и социальных выплат в Российской Федерации»; а также Закон РФ "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях".

На федеральном уровне приняты также подзаконные акты, направленные на регулирование отношений в области занятости и трудоустройства. В частности, Постановление Правительства "Об утверждении Положения о Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации", которое закрепляет полномочия и организацию деятельности министерства; Постановление Правительства N 875, определяющее порядок организации общественных работ исполнительными органами власти субъектов и местными органами власти (трудовой деятельности, имеющей социально- полезную направленность и организуемой в качестве дополнительной социальной поддержки граждан, ищущих работу) и условия участия в этих работах граждан. Общественные работы временные, оплачиваемые, и безработный, занятый на них по его желанию, продолжает числиться безработным и получать пособие по безработице.

Постановление Правительства РФ от 07.09.2012 N 891 закрепляет порядок регистрации граждан в целях поиска подходящей работы, порядок регистрации безработных граждан, а также требования к подбору подходящей работы; Постановление Совета Министров - Правительства РФ от 5 февраля 1993 г. N 99 устанавливает критерии массового высвобождения работников, определяет перечень мероприятий и основные принципы взаимодействия работодателей, профсоюзов и органов исполнительной власти республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономных образований, городов и районов в условиях массового высвобождения; вопросы профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки высвобождаемых работников и незанятого населения рассматривает Постановление Правительства РФ от 14 мая 1992 г. N 315, существует Постановление Правительства РФ "Об утверждении Положения о лицензировании деятельности, связанной с оказанием услуг по трудоустройству граждан Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации"

Постановлениями Правительства устанавливаются минимальная и максимальная величины пособий по безработице, в 2013 году минимальная величина пособия по безработице установлена в размере 850 рублей, а максимальная - в размере 4900 рублей, в 2014 году эти величины не изменились.

Постановление Минтруда РФ от 12 августа 2003 г. N 62 утвердило порядок исчисления среднего заработка для определения размера пособия по безработице и стипендии, выплачиваемой гражданам в период профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации по направлению органов службы занятости, в том числе в период временной нетрудоспособности безработного и в период участия безработного в общественных работах.

Услуги по организации профессиональной ориентации граждан в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, профессионального обучения и (или) психологической поддержке, профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации безработных граждан, а также информированию о положении на рынке труда в субъекте Российской Федерации, содействию гражданам в поиске подходящей работы, содействию самозанятости безработных граждан, по организации временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время, безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы, безработных граждан в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущих работу впервые, по предоставлению государственной услуги содействия гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников, по информированию о положении на рынке труда в субъекте Российской Федерации, по профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации безработных граждан, по осуществлению социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными, по психологической поддержке безработных граждан, по содействию самозанятости безработных граждан осуществляются а соответствиями с Административными регламентами, разработанными в целях повышения качества предоставления и доступности государственной услуги, создания комфортных условий для получателей государственной услуги и определяющими сроки и последовательность действий (административных процедур) органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих переданные полномочия Российской Федерации в области содействия занятости населения, и государственных учреждений службы занятости населения при осуществлении ими полномочий по социальной адаптации безработных граждан на рынке труда.

Правительство РФ утвердило в 2012 году государственную программу Российской Федерации «Содействие занятости населения», ожидаемыми результатами которой должны стать предотвращение роста напряженности на рынке труда за счет минимизации уровней общей и регистрируемой безработицы; создание в период с 2013 по 2015 год ежегодно до 14,2 тыс. специальных рабочих мест для инвалидов; а также удовлетворение не обеспеченного внутренними ресурсами спроса экономики на рабочую силу за счёт внешней трудовой миграции;

В федеральном законодательстве также существует ряд актов, регулирующих положение отдельных лиц, признанных в установленном порядке безработными: работников районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей; граждан, пострадавших от Чернобыльской аварии; лиц, освобожденных из учреждений уголовно-исполнительной системы; и другие, содержащие также нормы об обеспечении занятости этих категорий граждан.

Нормативные акты, принимаемые на уровнях субъектов федерации, не могут ухудшать положение безработных граждан, они призваны либо конкретизировать определенные в федеральных законах положения, либо предусматривать дополнительные гарантии, закреплять дополнительные права граждан, признаваемых безработными.

Отдельные субъекты принимают свои законы «О занятости населения», например, в Республике Коми с 2006 года действует закон "О некоторых вопросах в области занятости населения на территории Республики Коми", утвердивший органы государственной власти и их полномочия в области занятости населения на территории Республики Коми, предусматривает создание условий для обеспечения самозанятости безработных граждан в виде единовременной финансовой помощи при государственной регистрации в качестве юридического лица, индивидуального предпринимателя либо крестьянского (фермерского) хозяйства, а также единовременной финансовой помощи на подготовку документов для соответствующей государственной регистрации.

В целях обеспечения дополнительных гарантий гражданам, испытывающим трудности в поиске работы, реализации ими права на труд, на уровне субъектов принимаются специальные нормативные акты, например, в Московской области и в Краснодарском крае приняты законы «О квотировании рабочих мест» для приема на работу инвалидов.

В Кировской области существует закон «О социальной адаптации лиц, освобожденных из учреждений уголовно-исполнительной системы», цель которого - создание комплекса мероприятий, «направленных на приспособление лиц, освобожденных из учреждений уголовно-исполнительной системы, к принятым в обществе правилам и нормам поведения, оказание им социальной помощи, защиту прав и законных интересов данной категории лиц». Нормативные части социально-партнерских соглашений на всех их уровнях и коллективных договоров (локальные нормы), содержащие условия об обеспечении занятости, также являются компонентами законодательства о занятости, например Генеральные соглашения, заключаемые между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации.

Делись добром ;)