logo
Правовой статус субъектов гражданской авиации

4. Общая характеристика трудового статуса авиационного персонала гражданской авиации (на примере локальных нормативных актов)

гражданский авиация воздушный персонал

Государство на законодательном уровне закрепляет не только трудовые права и обязанности работников, но и предусматривает возможные способы правового регулирования, в числе которых индивидуально-договорный и коллективно-договорный способы.

Сегодня Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 года № 197-ФЗ (далее - Трудовой кодекс РФ)// Собрание законодательства РФ, 07.01.2002, N 1 (ч. 1), ст. 3 и иные правовые акты предоставляют работодателю самые широкие возможности для локального нормотворчества. Так, в современных условиях локальное регулирование в гражданской авиации характеризуется большим динамизмом и мобильностью. Подзаконные акты, регулирующие особенности режима рабочего времени и времени отдыха в гражданской авиации, как правило, содержат отсылочные нормы, указывающие на те или иные локальные акты или допускающие детализацию норм с помощью локальных нормативных актов. Например, Приказ Минтранса России от 21 ноября 2005 года N 139 «Об утверждении Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха членов экипажей воздушных судов гражданской авиации Российской Федерации» (Приказ Минтранса России от 21.11.2005г.) // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, N 6, 06.02.2006 и Приказ Минтранса России от 30 января 2004 года N 10 «Об утверждении Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха работников, осуществляющих управление воздушным движением гражданской авиации Российской Федерации» (далее - Приказ Минтранса России от 30.01.2004г.) // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, N 11, 15.03.2004 включают ряд отсылочных норм, позволяющих работодателю самостоятельно регулировать данные отношения.

Так, Приказ Минтранса России от 21.11.2005г. предусматривает, что время начала и окончания работы члена экипажа на земле между полетными сменами (время прохождения предварительных подготовок к полетам, разборы полетов, профессиональная учеба, тренировки на тренажерах, проверка знаний, оформление полетной и другой служебной документации, изучение документов, регламентирующих организацию, обеспечение и выполнение полетов; время выполнения иных трудовых обязанностей, не связанных с выполнением задания на полет) устанавливается коллективным договором или правилами внутреннего трудового распорядка организации.

В соответствии со ст. 108 Трудового кодекса РФ в течение рабочего дня (смены) диспетчеру управления воздушным движением (далее - УВД) должен быть предоставлен перерыв для отдыха и питания продолжительностью не более двух часов и не менее 30 минут, а при работе в ночную смену диспетчеру УВД должен быть предоставлен дополнительный перерыв продолжительностью один час с правом сна в специально оборудованном помещении.

Указанные перерывы в рабочее время не включаются. Согласно Приказу Минтранса России от 21.11.2005г. время предоставления перерывов и их конкретная продолжительность устанавливаются правилами внутреннего трудового распорядка организации.

А в тех случаях, когда по условиям работы предоставление перерыва для отдыха и питания диспетчеру УВД невозможно, работодатель обязан обеспечить возможность отдыха и приема пищи в рабочее время. Перечень таких работ и места для отдыха и приема пищи устанавливаются правилами внутреннего трудового распорядка организации, которые распространяются на весь авиационный персонал, но степень подчинения отдельных категорий работников этим правилам различна.

Это связано с тем, что большинство специальных норм относится не ко всему авиационному персоналу. Кроме этого, при распределении рабочего времени членов экипажа воздушного судна за основу принимаются нормы, установленные Приказом Минтранса России от 21.11.2005г.

Авиакомпания может также предусмотреть в коллективном договоре дополнительные оплачиваемые отпуска для работников. Например, коллективный договор ОАО «Аэрофлот» на 2006 - 2008 гг. содержит перечень должностей работников ОАО «Аэрофлот», которым в качестве компенсации за ненормированный рабочий день предоставляется дополнительный оплачиваемый отпуск. www.Aviaport.ru

Законодатель позволяет работодателю самостоятельно с учетом финансовых возможностей последнего устанавливать в коллективных договорах дополнительные льготы и преимущества на основе договоренностей сторон о социальном партнерстве. Так, сегодня организации и компании гражданской авиации, а также предприятия, занятые производством гражданской и военной авиационной техники, за счет собственных средств предоставляют работникам дополнительные гарантии в форме бесплатного питания, оплачивают проезд на работу и с работы, выдают ссуды на улучшение жилищных условий, устанавливают дополнительные оплачиваемые отпуска и т.д.

Итак, способ договорного регулирования призван детализировать положения законодательства РФ применительно к условиям труда работников той или иной профессии, а также повышать уровень трудовых прав работников с учетом возможностей работодателя. Представляется, что договорное регулирование позволяет восполнить пробелы в праве гораздо быстрее, чем это может сделать законодатель. Кроме того, это может быть сделано с учетом региональных, местных особенностей, что немаловажно для трудовых отношений.

Из сказанного следует, что локальные нормативные акты по своему содержанию конкретизируют и дополняют законодательные положения, устанавливаемые в централизованном порядке.