Правоприменительная деятельность полиции

курсовая работа

2.2 Особенности правоприменительной деятельности полиции

Как было отмечено выше, под правоприменением принято понимать деятельность государственных органов и должностных лиц по принятию специальных решений в целях возникновения, изменения или прекращения правоотношений на основе действующих норм права, а принятое решение - индивидуальным актом применения норм права или актом применения права.

Механизм любой правоприменительной деятельности представляет собой принятие акта применения, после чего между органом государственной власти и управляемыми субъектами возникают правоотношения, в которых орган государственной власти - в нашем случае полиция - направляет волю управляемых субъектов на осуществление целей, заложенных в норме права.

Полиция как правоприменитель в процессе своей деятельности осуществляет конкретизацию: 1) юридических норм, сформулированных в общем виде; 2) понятий, содержащихся в юридической норме (понятийно-терминологическую правоприменительную конкретизацию); 3) юридических норм при наличии пробелов в нормативных правовых актах.

Задачи полиции как правоприменительных органов отличаются при этом разнообразием и увязаны с их компетенцией, включающей предметы ведения (юридически определенные сферы и объекты воздействия) и властные полномочия.

К числу вопросов, которыми занимается современная российская полиция, отнесены: защита личности, общества, государства от противоправных посягательств; предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений; выявление и раскрытие преступлений, производство дознания по уголовным делам; розыск лиц; производство по делам об административных правонарушениях, исполнение административных наказаний; обеспечение правопорядка в общественных местах; обеспечение безопасности дорожного движения; контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации в области оборота оружия; контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации в области частной детективной (сыскной) и охранной деятельности; охрана имущества и объектов, в том числе на договорной основе; государственная защита потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства, судей, прокуроров, следователей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, а также других защищаемых лиц; осуществление экспертно-криминалистической деятельности.

В процессе выполнения служебных обязанностей сотрудниками полиции реализуются две основные разновидности применения права: оперативно-исполнительная и правоохранительная.

Оперативно-исполнительная деятельность полиции как правоприменительных органов - это повседневное (оперативное) применение права, точнее диспозиции юридической нормы. Цель применения диспозиции - возникновение, изменение или прекращение регулятивных правоотношений. Имеется в виду прием на службу, перевод на другую должность, решение о расформировании подразделения полиции т. д.

Правоохранительная деятельность полиции нацелена на охрану норм права от нарушений, применение мер государственного принуждения к правонарушителям. Она включает также обеспечение исполнения назначенных мер наказаний (взыскания) и принятие мер по предупреждению преступлений/правонарушений в будущем. Соответственно назовем и юрисдикционную деятельность органов внутренних дел по рассмотрению дел об уголовных/административных правонарушениях и др.

Следовательно, в деятельности полиции как правоприменителя необходимо различать применение диспозиции правовой нормы при правомерной деятельности субъектов (прием на службу в органы полиции и др.) и применение санкции правовой нормы при совершении преступлений/правонарушений.

3. Анализ правоприменительной деятельности полиции

Реализация профессиональной деятельности сотрудниками полиции представляет собой правоприменительный процесс. Анализ практики сотрудников полиции свидетельствует о том, что их деятельность неразрывно связана с процессами жизнедеятельности современного общества. Наркомания, алкоголизм, проституция, зависимость от интернета и компьютерных игр, секты, самоубийства - все эти девиантные проявления сфера профессиональной деятельности современного сотрудника полиции.

В системе органов внутренних дел в работе с несовершеннолетними, имеющими предрасположенность к девиантному поведению, задействованы:

- подразделения по делам несовершеннолетних;

- подразделения участковых уполномоченных полиции;

- патрульно-постовые службы полиции территориальных органов МВД России;

- центры временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей ОВД;

- подразделения криминальной полиции ОВД;

- другие органы и учреждения системы МВД, осуществляющие меры по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

В осуществлении правоприменительной деятельности в сфере предупреждения правонарушений несовершеннолетних в соответствии с законодательством Российской Федерации, каждое из представленных выше подразделений действует в пределах своей компетенции.

В настоящее время основным нормативным актом ведомственного характера является Приказ МВД России от 17 января 2006 г. № 19 "О деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений". В соответствии с данным документом профилактика преступных посягательств возлагается на все подразделения и службы органов внутренних дел. Определенную предупредительную роль играют координационно-методические советы по профилактике преступлений, экспертные комиссии по положительному опыту, научно-практические секции.

Сотрудниками органов внутренних дел используются различные способы, приемы и средства профилактического воздействия в зависимости от следующих условных периодов, влияющих на характер внутрисемейной обстановки: предкриминальный период (до совершения рассматриваемого преступления); период уголовного преследования (после совершения рассматриваемого преступления до осуждения); постпенитенциарный период (после осуждения).

В общесоциальной профилактике девиаций несовершеннолетних основной мерой воздействия со стороны органов внутренних дел на формирование личности и надлежащих межличностных отношений является пропаганда среди населения правовых знаний и правил поведения в быту, тесно увязанная с предметным рассмотрением причин возникновения конфликтов, путей и средств их правомерного разрешения.

Среди основных направлений деятельности подразделений полиции в рассматриваемой сфере:

- сбор, анализ и оценка информации;

- проведение индивидуально-профилактической работы с несовершеннолетними,

- оказание профилактического воздействия с целью оздоровления ближайшего окружения, семейной и иной микросреды и др.

Так, например, подразделения по делам несовершеннолетних (далее - ПДН) проводят индивидуальную профилактическую работу:

1. В отношении несовершеннолетних:

а) употребляющих наркотические средства или психотропные вещества без назначения врача либо употребляющих одурманивающие вещества, алкогольную и спиртосодержащую продукцию, пиво и напитки, изготавливаемые на его основе;

б) совершивших правонарушение, повлекшее применение меры административного взыскания;

в) совершивших правонарушение до достижения возраста, с которого наступает административная ответственность;

г) освобожденных от уголовной ответственности вследствие акта об амнистии, или в связи с изменением обстановки, или в связи с примирением с потерпевшим, деятельным раскаянием, а также в случаях, когда признано, что исправление несовершеннолетнего может быть достигнуто путем применения принудительных мер воспитательного воздействия;

д) совершивших общественно опасное деяние и не подлежащих уголовной ответственности в связи с недостижением возраста, с которого наступает уголовная ответственность, или вследствие отставания в психическом развитии, не связанного с психическим расстройством;

е) обвиняемых или подозреваемых в совершении преступлений, в отношении которых избраны меры пресечения, не связанные с заключением под стражу;

ж) условно-досрочно освобожденных от отбывания наказания, освобожденных от наказания вследствие акта об амнистии или в связи с помилованием;

з) получивших отсрочку отбывания наказания или отсрочку исполнения приговора;

и) освобожденных из учреждений уголовно-исполнительной системы Федеральной службы исполнения наказаний, вернувшихся из специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа (далее - СУВУЗТ), если они в период пребывания в указанных учреждениях допускали нарушения режима, совершали противоправные деяния;

к) освобожденных из учреждений уголовно-исполнительной системы, вернувшихся из СУВУЗТ, если после освобождения (выпуска) находятся в социально опасном положении и (или) нуждаются в социальной помощи и (или) реабилитации;

л) осужденных за совершение преступления небольшой или средней тяжести и освобожденных судом от наказания с применением принудительных мер воспитательного воздействия;

м) осужденных условно, осужденных к обязательным работам, исправительным работам или иным мерам наказания, не связанным с лишением свободы.

2. В отношении родителей или иных законных представителей несовершеннолетних, если они не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними.

3. Выявляют лиц, вовлекающих несовершеннолетних в совершение преступления и (или) антиобщественных действий или совершающих в отношении несовершеннолетних другие противоправные деяния, а также родителей несовершеннолетних или иных их законных представителей и должностных лиц, не исполняющих или ненадлежащим образом исполняющих свои обязанности по воспитанию, обучению и (или) содержанию несовершеннолетних, и в установленном порядке вносят предложения о применении к ним мер, предусмотренных законодательством РФ.

4. Осуществляют в пределах своей компетенции меры по выявлению несовершеннолетних, объявленных в розыск, а также несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства, и в установленном порядке направляют таких лиц в соответствующие органы или учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних либо в иные учреждения.

5. Рассматривают в установленном порядке заявления и сообщения об административных правонарушениях несовершеннолетних, общественно опасных деяниях несовершеннолетних, не достигших возраста, с которого наступает уголовная ответственность, а также о неисполнении или ненадлежащем исполнении их родителями или иными законными представителями либо должностными лицами обязанностей по воспитанию, обучению и (или) содержанию несовершеннолетних.

6. Участвуют в подготовке материалов для рассмотрения возможности помещения несовершеннолетних в центры временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел (далее - ЦВСНП).

7. Информируют заинтересованные органы и учреждения о безнадзорности, правонарушениях и об антиобщественных действиях несовершеннолетних, о причинах и условиях, этому способствующих.

8. Вносят в соответствующие органы и учреждения предложения о применении мер воздействия, предусмотренных законодательством РФ, в отношении несовершеннолетних, совершивших правонарушение или антиобщественные действия, их родителей или иных законных представителей либо должностных лиц, не исполняющих или ненадлежащим образом исполняющих свои обязанности по воспитанию, обучению и (или) содержанию несовершеннолетних и (или) отрицательно влияющих на их поведение либо жестоко обращающихся с ними.

9. Вносят в соответствующие органы и учреждения предложения об устранении причин и условий, способствующих правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетни.

10. Ведут учет правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, лиц, их совершивших, родителей или иных законных представителей несовершеннолетних, не исполняющих своих обязанностей по воспитанию, обучению и (или) содержанию несовершеннолетних и (или) отрицательно влияющих на их поведение либо жестоко обращающихся с ними, собирают и обобщают информацию, необходимую для составления статистической отчетности.

11. Обеспечивают в пределах своей компетенции соблюдение прав и законных интересов несовершеннолетних и др.

Сотрудники ПДН собирают данные о личности несовершеннолетнего, в том числе, с какого времени и в связи с чем поставлен на профилактический учет; когда и какие совершал правонарушения; когда, какие и кем принимались меры в отношении несовершеннолетнего в связи с совершенными правонарушениями, их влияние на его поведение. А также следующую информацию: об отклонениях в психическом развитии, об употреблении алкогольной и (или) спиртосодержащей продукции, употреблении наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо одурманивающих веществ; где и с кем проводит досуг; отношение к учебе, работе; причины незанятости, если несовершеннолетний не учится и не работает; данные о лицах, отрицательно влияющих на поведение несовершеннолетнего; об отношении родителей или иных законных представителей несовершеннолетнего к его воспитанию, обучению и (или) содержанию и др.

По письменному поручению должностных лиц органов предварительного расследования сотрудники ПДН оказывают содействие в приглашении педагога для участия в следственных действиях, проводимых с участием несовершеннолетних; взаимодействуют с должностными лицами органов предварительного расследования при расследовании уголовного дела в целях установления причастности несовершеннолетнего к совершению преступления, недопущения совершения им преступления.

Предварительное изучение вопроса позволяет утверждать, что одной из причин подростковой преступности является недостаточное взаимодействие с субъектами профилактики по предупреждению совершения преступлений несовершеннолетними.

В целях ранней профилактики противоправного поведения несовершеннолетних, а также выявления семей, способствующих становлению у детей и подростков антиобщественных поведенческих ориентиров, МВД России совместно с Минобрнауки России осуществляются меры по формированию и внедрению института инспекторов по делам несовершеннолетних органов внутренних дел в образовательных учреждениях и по методическому обеспечению их деятельности. К началу 2014 г. более чем в 30 субъектах РФ в штат органов внутренних дел дополнительно введено более 1600 таких должностей. Наибольшее количество школьных инспекторов имеется в Краснодарском и Красноярском краях, Кемеровской области, Республике Татарстан.

От мер раннего предупреждения подростковой преступности следует отграничивать меры, направленные на непосредственную профилактику преступлений несовершеннолетних. Такие меры имеют главной целью именно предупреждение преступлений. Функционально специализированные органы составляют систему специальной профилактики преступлений. Основу системы субъектов специальной профилактики составляют, прежде всего, органы внутренних дел. Они не только выявляют причины и условия, а разрабатывают и осуществляют меры по их устранению.

Интересен опыт профилактической работы с несовершеннолетними Чеченской Республики, где наравне с сотрудниками полиции участвует политическое руководство республики, которое не только планирует и контролирует рассматриваемое направление профилактической деятельности, но и принимает личное участие в данной работе.

Так, например, первого февраля 2012 г. 100 несовершеннолетних, состоящих на учете в ПДН ТОВД Республики, были приглашены для встречи с Главой Чеченской Республики Героем России Р.А. Кадыровым. Встреча состоялась в мечети Правительственного комплекса, при беседе с несовершеннолетними Глава Республики интересовался условиями проживания несовершеннолетних и их проблемами, состоялся живой диалог.

Второго февраля 2012 г. Министерством внутренних дел по Чеченской Республике совместно с представителями Центра духовно-нравственного воспитания и развития Чечни в актовый зал комитета по делам молодежи Правительства Чеченской Республики были приглашены несовершеннолетние, состоящие на учете в подразделениях по делам несовершеннолетних территориальных органов внутренних дел Республики. По предварительному согласованию с родителями несовершеннолетние были направлены на ознакомительную экскурсию в Кадетский корпус, расположенный в с. Хоси-Юрт Курчалоевского района Республики.

По прибытии в Кадетский корпус 107 несовершеннолетних были сформированы четыре группы, за каждой из которых закреплены наиболее подготовленные сотрудники подразделений по делам несовершеннолетних ТОВД Республики. Основной задачей сотрудников правоохранительных органов являлось круглосуточное дежурство и проведение индивидуально-профилактической работы с каждым подучетным подростком.

В распорядок дня подучетных входил: подъем, утренняя молитва, физическая зарядка, умывание, заправка постелей, наведение порядка в спальных помещениях, уборка закрепленной территории, построение на завтрак, завтрак, построение, утренний осмотр, учебные занятия, лекции по религии, строевая подготовка, личное время, обеденная молитва, обед, личное время, учебные занятия, построение личного состава, подведение итогов за день, ужин, вечерняя прогулка, вечерняя проверка, личное время, подготовка ко сну, отбой. Подростки, находившиеся в Кадетском корпусе, обеспечивались форменной одеждой, спортивной формой, обувью, также им были индивидуально сшиты гражданские костюмы.

По окончании проведенных сборов на каждого учащегося была составлена характеристика, в которой была отражена необходимая информация с указанием перспективы снятия с учета по исправлению. По согласованию с Главой Чеченской Республики Р.А. Кадыровым и согласно представленным рекомендациям руководства Кадетского корпуса 12 несовершеннолетних будут зачислены для дальнейшего обучения в Грозненское суворовское училище.

В то же время инспекторами ПДН ТОВД Республики совместно с представителями Центра духовно-нравственного воспитания и развития Чеченской Республики, представителями администраций Главы и Правительства Чеченской Республики было проведено обследование условий проживания каждого подучетного несовершеннолетнего. Для проведения данной работы было создано 18 групп. Проведено полное обследование условий проживания и материальное обеспечение 107 несовершеннолетних по месту жительства, в результате проведенной работы установлено следующее:

правоприменение полиция девиантный подросток

На каждого несовершеннолетнего было сформировано личное дело, в которое включены следующие материалы: фотографии несовершеннолетнего, фотографии домовладения, акты проверки жилищно-бытовых условий, справки о составе и доходах семьи, медицинские справки, справки о домовладениях.

Также была собрана информация о проживании подучетных в полных или неполных семьях, в результате которой был сделан вывод, что из 107 несовершеннолетних, находящихся в Кадетском корпусе, 12 несовершеннолетних остро нуждаются в выделении жилья. Данный вопрос был поставлен на Правительственную комиссию Чеченской Республики, которую возглавляет первый заместитель Председателя Правительства Чеченской Республики М.Х. Даудов.

24 февраля 2012 г. состоялось совещание, на котором присутствовали первый заместитель Председателя Правительства Чеченской Республики М.Х. Даудов, заместитель Председателя Правительства - руководитель Администрации Главы и Правительства Республики М.С. Селемханов, Министр внутренних дел по ЧР генерал-лейтенант полиции Р.Ш. Алханов, директор департамента Администрации Главы и Правительства Чеченской Республики по взаимодействию с правоохранительными органами и силовыми структурами А.С. Дакаев, старший инспектор ПДН МОБ А.А. Сибиров, директор Центра духовно-нравственного воспитания и развития В.Г. Хашханов. При этом было принято решение об организации встречи Главы Республики с родственниками и попечителями состоящих на учете детей.

В обязанности сотрудников ПДН ТОВД Республики вменены сбор и систематизация дополнительной информации о родителях несовершеннолетних (полные анкетные данные обоих родителей, номера телефонов, нахождение в разводе, а также наличие необходимости в жилье или улучшении жилищных условий и трудоустройстве).

Решением Главы Чеченской Республики Р.А. Кадырова находящимся в Кадетском корпусе остро нуждающимся в выделении жилья подросткам выделено 12 квартир в г. Грозном. На улучшение жилищных условий семьям 66 несовершеннолетних оказана материальная помощь в размере 100 тыс. руб. каждой. Также 29 семьям несовершеннолетних оказана материальная помощь в размере 20 тыс. руб. каждой.

Результаты профилактики подростковой преступности не заставили себя ждать. Так, за три месяца 2012 г. на территории Чеченской Республики зарегистрировано 16 преступлений, совершенных несовершеннолетними и с их участием, уровень подростковой преступности снизился на 5,9%. Повторных преступлений и преступлений в состоянии алкогольного или наркотического опьянения несовершеннолетними не было совершено.

Делись добром ;)