logo
Программа ШВ

«Школа огородных пугал»

Вожатый говорит всем в кругу: «Поднимем руки вверх. Покачаем ими. Теперь сильнее покачаем и шипим «ш-ш-ш-ш-кш-кш». Спасибо! Вы с успехом закончили школу огородных пугал.

«Телефон»

Игроки становятся в линейку и поднимают вверх руки. Два ведущих становятся с двух концов шеренги. Первый:

- Ты меня слышишь?

- Нет, не слышу!

- А почему ты меня не слышишь?

- Потому, что обезьяны на проводах повисли.

«Стенка»

Все становятся лицом к стене и прижимают к стене ладони. Ведущий объясняет, что сейчас он будет задавать вопросы и если ответ на вопрос будет - «да», то ладоши передвигаются вверх, если ответ «нет», то ладоши остаются на месте. Когда уже всем играющим будет некуда выше передвигать ладоши, то ведущий задает вопрос:» Вы сейчас себя хорошо чувствуете?». Все отвечают: «Да!». Ведущий: «А зачем же тогда вы на стену лезете?»

«Угадай число»

Несколько человек уходят и загадывают любое число до 5. Вернувшись, игрок говорит свое число на ухо ведущему, а тот задает вопрос в сем и они сразу же называют число. На сам деле, ведущий заранее договорился с игроками, что задавая вопрос, он будет говорить столько слов, какое число они загадали. Например, вопрос: «Какое это число?», означает 3.

«Попробуй не ошибись»

Сможете ли вы сейчас повторить за мной три коротенькие фразы? – спрашивает ребят ведущий. Никто конечно в этом не сомневается.

«Сегодня идет дождь», - говорит ведущий. Все уверенно повторяют эту фразу.

«А завтра, думаете, будет хорошая погода», - говорит он. Ошибки снова нет.

«Вот вы и ошиблись», - радостно заявляет ведущий. Ребята в недоумении: «Почему?»

Ведущий объясняет: «Вот вы и ошиблись» - это была моя третья фраза. Никто не повторил.

19. А напоследок я скажу или какой должен быть вожатый!

ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ВОЖАТОГО С ДЕТЬМИ

В общении с детьми вожатые часто впадают в крайности, т.к. не знают, как себя вести, какую позицию по отношению к детям занять. Лучше всего встать в позицию старшего товарища. Не забывайте, что вы уже взрослый человек, просто очень молодой. Попробуем нарисовать портрет вожатого. Какой он?

Доброжелательный. Каждый ребенок в отряде должен быть уверен в хорошем к себе отношении. Ни в коем случае нельзя 'воевать' с детьми, уходить от конфликта вожатый должен всеми способами. И, конечно же, ребенок должен чувствовать со стороны вожатого уважение к себе.

Внимательный и тактичный. Как легко может обидеть ребенка взрослый человек недостаточным вниманием. Своим вожатым должен вас считать каждый ребенок в отряде, а не только ваши любимцы. Постарайтесь уделить внимание каждому, независимо от ваших личных симпатий и антипатий. Но не стоит без приглашения вторгаться в жизнь ребенка, в его взаимоотношения с другими людьми, в его внутренний мир. Важнее заслужить это приглашение.

Требовательный. Не бойтесь требовать, если ваши требования разумны. Дети это поймут и примут. У 'добреньких' вожатых дешевый авторитет.

Справедливый. Не забывайте, что у ребенка есть своя точка зрения. Мало просто самому считать, что поступаете правильно и справедливо, надо, чтобы и ребенок это понимал. Убедите его в этом, и вам будут верить.

Искренний и честный. Степень откровенности с детьми вам поможет определить чувство меры и осознание разницы в возрасте. Но дети очень чутко чувствуют фальшь. Поэтому, если затрудняетесь ответить на какой-то вопрос или дать какое-либо обещание, лучше не делайте этого.

Бодрый и жизнерадостный. Ваши проблемы не должны касаться детей. Вожатый должен быть эмоциональным и энергетическим аккумулятором для своих детей.

Терпеливый и сдержанный. Множество вопросов, детские проблемы, которые вам могут показаться несущественными, необходимость все повторять несколько раз - все это может вывести из себя, если себя не сдерживать. Вожатый не имеет права не срыв. Дети видят, слышат, думают, понимают и действуют по-своему. К этому надо приспособиться.

Вот он какой, вожатый. И дети уважают и любят его, гордятся им и чувствуют себя рядом с ним свободно и уверенно. Симпатичная картинка!

25 способов похвалить ребёнка:

Предлагаем вам список «25 вариантов сказать «Молодец!»», которые мы можем, нет, - обязаны использовать в педагогической работе.

Молодец!

Отлично!

Великолепно!

Очень хорошо!

Браво!

Так держать!

Это просто фантастика!

Высший класс!

Знай наших!

Здорово!

Чудесно!

Мастерски!

Профессионально!

Лучше не бывает!

Сногсшибательно!

Незабываемо!

Это просто праздник!

Я тобой горжусь!

Бесподобно!

Умница!

Неподражаемо!

Необыкновенно!

Это неповторимо!

Прекрасно!

Изумительно!

КУРАТОРАМ: вот и закончилось Ваше обучение, не забудьте каким-либо образом выделить отличившихся ребят, собрать /желательно в письменном виде/, что из курса подготовки ребятам понравилось и запомнилось больше всего, а также их пожелания. Анализ группы сдать лично в руки командиру Нижегородского ОШСО или его заместителю.

При разработке и написании программы использовался материал из следующих источников:

Сковородникова В.Е. - старший воспитатель ЗЦДЮТ "Зеркальный", Санкт-Петербург 2003г, отрывок из методического пособия "Это надо знать!".

Работы и статьи: Николаева Л.Н., Новикова Л.Ю – методисты, Карпова Н.С. – педагог-психолог ЗЦДЮТ «Зеркальный». Марина БИТЯНОВА, кандидат психологических наук.

Емцева Е.О., старший преподаватель кафедры воспитательных систем развития личности ПОИПКРО, исполнительный директор Ассоциации учащейся молодежи и детей Пермской области «Юность».

Методички, книги, программы и материалы ДДТ им. В.П.Чкалова.

Дворец Творчества Юных им. В.П.ЧКАЛОВА, Лето - страна детства, Сборник методических рекомендаций для организаторов летнего отдыха детей, Н. Новгород, 2002.

С. Афанасьев, МКЦ "Вариант", "Что делать с детьми в загородном лагере", Кострома 1993г.

Козлов В.В., Козлова А.А., Тюлюбаев А.Ю., Психолого-педагогическая подготовка работников оздоровительно-образовательных учреждений. Безопасность в условиях летнего лагеря, Москва, 2000 г.

Коновалова О.Б. – методист Нижегородского областного центра эстетического воспитания детей. Отрядному вожатому. Выпуск 2, Н.Новгород, 2003 год.

Григоренко Ю.Н., Кострецова У.Ю. Кипарис: Учебное пособие по организации детского досуга в лагере и школе. М.: Педагогическое общество России, 2001.

Хочу быть лидером! Серия «Детское общественное движение и ученическое самоуправление». Выпуск 1. – Н. Новгород, ООО «Педагогические технологии», 2000.

Шмаков С.А. Дети на отдыхе: Прикладная «энциклопедия»: Учителю, воспитателю, вожатому. 2-е изд., доп. – М., 2001

Огоньки, методичка, ГОСООДЦ «Лазурный».

Транснациональная школа выживания “Vitalis”, Подпрограмма “ Развитие системы детского, молодежного, семейного отдыха и оздоровления”, Государственный комитет РФ по молодежной политике, 2000.

Сборник «Лето, каникулы, лагерь».

И, конечно же, собственные наработки и материалы ныне уже неизвестного происхождения! Хотите повторить!?! Дерзайте!

Программу подготовил:

Заместитель руководителя

студенческих отрядов