4. Смежные права: понятие, объекты смежных прав.
Сме́жные права́ — совокупность норм, предоставляемых по российскому законодательству для правовой охраны интересов соответствующих категорий правообладателей в отношении следующих результатов (объектов) интеллектуальной деятельности:
исполнений артистов-исполнителей и дирижеров, постановок режиссеров-постановщиков спектаклей (исполнения), если эти исполнения выражаются в форме, допускающей их воспроизведение и распространение с помощью технических средств;
фонограмм, то есть любых исключительно звуковых записей исполнений или иных звуков либо их отображений, за исключением звуковой записи, включенной в аудиовизуальное произведение;
сообщений передач организаций эфирного или кабельного вещания, в том числе передач, созданных самой организацией эфирного или кабельного вещания либо по ее заказу за счет ее средств другой организацией;
— Статья 1304. Объекты смежных прав
На законодательном уровне смежные права впервые были регламентированы Законом об авторском праве Австрии в 1936 году (статьи 66-80).
Термин «примыкающие права» было впервые использован в итальянском законе 1941 года (Раздел второй: "Положения, относящиеся к примыкающим правам при соблюдении авторского права").
Иногда смежные права связаны с произведениями, которые не охраняются авторским правом, например, произведения, которые являются всеобщим достоянием. Например, фортепьянный концерт Бетховена может быть исполнен в концертном зале или записан на компакт-диск без лицензионных отчислений правообладателям поскольку Бетховен умер в 1827 году и все его произведения являются всеобщим достоянием (и не подлежат охране авторским правом). Однако, исполнитель такого концерта (пианист и оркестр), так же как и производитель компакт-диска, содержащего запись концерта, будут пользоваться смежными правами в отношении, соответственно, своего исполнения концерта или его записи. То есть, в рассматриваемом случае никто не имеет права записывать живое исполнение такого концерта без разрешения исполнителей. Также никто не имеет права делать копии фонограммы, являющейся звукозаписью этого фортепьянного концерта, без разрешения производителя звукозаписи.
Стоит отметить, что звукозаписи могут пользоваться охраной, даже если они не являются произведениями. Звукозапись может содержать звуки природы, такие как пение птиц, океанские волны и т. д., а фирма звукозаписи, организовавшая производство содержащих эти звуки аудионосителей, будет иметь охрану против не разрешённого ею использования этой записи.
- Вариант 4
- Производные и составные произведения.
- 2. Авторские права на часть произведения, на его название, на персонаж. Статья 1259. Объекты авторских прав
- 3. Знак охраны авторского права. Свободное использование произведения. Срок действия исключительного права на произведение. Статья 1271. Знак охраны авторского права
- Правовое регулирование свободного использования
- Свободное воспроизведение произведения в личных целях
- Свободное использование произведения в информационных, научных, учебных или культурных целях
- Свободное воспроизведение произведения для целей правоприменения
- Статья 1281. Срок действия исключительного права на произведение
- Статья 1274. Свободное использование произведения в информационных, научных, учебных или культурных целях
- 4. Смежные права: понятие, объекты смежных прав.
- Субъекты смежных прав
- Смежные права на совместное исполнение
- Международная охрана смежных прав
- Защита смежных прав
- Срок действия смежных прав
- Срок действия исключительного права на объекты смежных прав
- Знак правовой охраны смежных прав
- Глава 71 Права, смежные с авторскими § 1. Общие положения