§ 2. Исключительное право на товарный знак
(знак обслуживания)
1. Понятие, функции и виды товарных знаков
В рыночных условиях наряду с фирменными наименованиями важное значение имеют знаки, слова и символы, помогающие потребителям ориентироваться в однородных товарах и услугах различных фирм, приобретать наиболее качественные товары и избегать подделок. Имеются в виду товарные знаки и знаки обслуживания (далее - товарные знаки), регистрируемые в соответствии со ст. 138 ГК и Законом РФ от 23 сентября 1992 г. "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров" <*>.
--------------------------------
<*> ВВС РФ. 1992. N 42. Ст. 2322 (далее - Закон о товарных знаках).
Товарный знак - это обозначение, способное отличать товары и услуги (далее - товары) одних юридических и физических лиц от однородных товаров или услуг других лиц. Примерами товарных знаков могут служить "Волга" и "Жигули" (для легковых автомобилей), "ЗИЛ" и "Бирюса" (для холодильников), "Слава" и "Полет" (для часов).
Главная функция товарного знака - отличительная. При этом товарный знак помогает отличать не любые, а лишь однородные товары различных производителей. Если знак зарегистрирован для мебели, он не поможет в выборе зубной пасты. Другая важная функция - рекламная. Товарный знак, маркирующий хорошо зарекомендовавший себя товар, делает ему рекламу, повышает репутацию производителя, увеличивает объемы сбыта товаров и размеры прибыли.
Существуют словесные, изобразительные, объемные, другие (например, звуковые) товарные знаки и их комбинации. Товарный знак регистрируется в любом цвете или цветовом сочетании. Для обозначения обладающих едиными качественными или иными общими характеристиками товаров, выпускаемых и (или) реализуемых союзом либо ассоциацией юридических лиц, могут использоваться коллективные знаки.
2. Оформление прав на товарный знак
Товарный знак регистрируется Патентным ведомством на имя юридического или физического лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность. На зарегистрированный товарный знак выдается свидетельство, удостоверяющее приоритет знака и исключительное право владельца в отношении товаров, указанных в свидетельстве. Для регистрации товарного знака заявитель направляет в Патентное ведомство заявку, содержащую заявление, само обозначение, его описание и перечень товаров, для которых испрашивается регистрация, а также другие необходимые документы.
По заявке проводятся предварительная экспертиза, т.е. проверка соответствия ее документов установленным требованиям, и экспертиза самого обозначения, заканчивающаяся решением о регистрации либо об отказе в регистрации товарного знака. При этом, исходя из понятия и функций товарных знаков, не допускается регистрация в качестве таковых знаков, состоящих только из обозначений, не обладающих различительной способностью либо представляющих собой государственные гербы, флаги, эмблемы, официальные печати, награды и тому подобные объекты, общепринятые символы и термины, а также обозначения, являющиеся ложными или способными ввести в заблуждение потребителя относительно товара или его изготовителя.
Отказ в регистрации может повлечь также тождественность или сходство до степени смешения заявленного обозначения с товарным знаком, ранее зарегистрированным на имя другого лица в отношении однородных товаров. Кроме того, не регистрируются в качестве товарных знаков обозначения, воспроизводящие фирменные наименования, промышленные образцы или названия охраняемых авторским правом произведений других лиц. Лишь с согласия самих носителей, их наследников либо компетентных органов РФ могут регистрироваться в качестве товарных знаков фамилии, имена, портреты и факсимиле известных лиц. К примеру, с согласия вдовы известного целителя было использовано имя Караваева В.В. для товарных знаков бальзамов "Аурон", "Соматон" и "Витаон".
3. Исключительное право на товарный знак
Владелец товарного знака, зарегистрированного в Государственном реестре товарных знаков и знаков обслуживания, имеет в течение 10 лет с даты поступления заявки в Патентное ведомство исключительное право пользоваться и распоряжаться знаком, а также запрещать его использование другими лицами. Срок действия регистрации может быть продлен каждый раз на 10 лет. За выдачу свидетельства на товарный знак, поддержание его в силе и продление срока действия регистрации взимаются пошлины.
Использованием товарного знака считается применение его на товарах и (или) их упаковке, а также в рекламе, печатных изданиях, на бланках и вывесках. Владелец товарного знака вправе проставлять рядом с товарным знаком маркировку, предупреждающую об официальной регистрации знака, -(R).
Лица, желающие воспользоваться чужим товарным знаком, обязаны договориться с его владельцем либо о его уступке, либо о предоставлении лицензии при условии, что оба договора должны быть зарегистрированы в Патентном ведомстве и качество товаров приобретателя знака или лицензиата будет не ниже качества товаров его владельца <*>. Владелец товарного знака не вправе запретить его использование другими лицами лишь в отношении товаров, которые были введены в хозяйственный оборот непосредственно владельцем знака или с его согласия. Подобная ситуация именуется "исчерпанием прав, основанных на регистрации товарного знака".
--------------------------------
<*> Подробнее об этих договорах см. в т. II настоящего учебника.
Помимо охраны в Российской Федерации юридические и физические лица вправе зарегистрировать товарный знак в зарубежных странах или произвести его международную регистрацию. Заявка на регистрацию в зарубежную страну подается в соответствии с законодательством данной страны. Заявка направляется в Патентное ведомство. В дальнейшем она пересылается в Международное бюро интеллектуальной собственности и рассматривается в соответствии с Мадридским соглашением о международной регистрации знаков от 14 апреля 1891 г. (с последующими изменениями вплоть до 14 декабря 1990 г.) <*>.
--------------------------------
<*> См.: Права на результаты интеллектуальной деятельности. Сборник нормативных актов / Сост. В.А. Дозорцев. С. 515 - 531.
4. Прекращение правовой охраны товарного знака
Правовая охрана товарного знака прекращается в случае признания его регистрации недействительной или аннулирования регистрации. Основаниями для полной или частичной недействительности регистрации товарного знака может служить ее проведение ненадлежащим субъектом, например физическим лицом, не являющимся предпринимателем, либо с нарушением норм, предусматривающих отказ в регистрации некоторых обозначений.
Регистрация товарного знака аннулируется Патентным ведомством в связи с прекращением срока ее действия, а также на основании решения Высшей патентной палаты о досрочном прекращении действия регистрации по мотивам, изложенным в ст. 21 и 22 Закона о товарных знаках.
- Раздел I. Введение в гражданское право
- Глава 1. Понятие о частном праве
- § 1. Гражданское право как частное право
- § 2. Система частного права
- Глава 2. Гражданское право как правовая отрасль
- § 1. Гражданское право в системе правовых отраслей
- § 2. Предмет гражданского права
- § 3. Метод, функции и принципы гражданского права
- Глава 3. Гражданское право как наука и учебный курс
- § 1. Наука гражданского права
- § 2. Учебная дисциплина гражданского права
- Глава 4. Источники гражданского права
- § 1. Понятие и виды источников гражданского права
- § 2. Состав гражданского законодательства
- § 3. Действие гражданского законодательства
- Раздел II. Гражданское правоотношение
- Глава 5. Понятие, содержание и виды
- § 1. Понятие гражданского правоотношения
- § 2. Содержание гражданского правоотношения
- § 3. Субъекты и объекты гражданских правоотношений
- § 4. Виды гражданских правоотношений
- Глава 6. Граждане (физические лица) как участники
- § 1. Граждане (физические лица)
- § 2. Правоспособность граждан (физических лиц)
- § 3. Дееспособность граждан (физических лиц)
- § 4. Опека и попечительство
- § 5. Место жительства граждан
- § 6. Безвестное отсутствие. Объявление гражданина умершим
- § 7. Акты гражданского состояния
- Глава 7. Юридические лица как участники
- § 1. Понятие и виды юридических лиц
- § 2. Юридическое лицо как субъект гражданского права
- § 3. Возникновение и прекращение юридических лиц
- § 4. Юридическая личность коммерческих организаций
- § 5. Юридическая личность некоммерческих организаций
- Глава 8. Публично-правовые образования
- § 1. Гражданская правосубъектность
- § 2. Случаи участия публично-правовых образований
- Глава 9. Объекты гражданских правоотношений
- § 1. Понятие и виды объектов гражданских правоотношений
- § 2. Вещи как объекты гражданских правоотношений
- § 3. Ценные бумаги
- Глава 10. Основания возникновения, изменения
- § 1. Юридические факты и их составы
- § 2. Понятие и виды сделок
- § 3. Условия действительности сделок
- § 4. Недействительность сделок
- § 5. Правовые последствия признания
- Раздел III. Осуществление и защита гражданских прав
- Глава 11. Осуществление гражданских прав
- § 1. Понятие и способы осуществления гражданских прав
- § 2. Принципы осуществления гражданских прав
- § 3. Пределы осуществления гражданских прав и исполнения
- § 4. Осуществление прав и исполнение обязанностей
- Глава 12. Право на защиту как субъективное
- § 1. Понятие и содержание права на защиту
- § 2. Самозащита гражданских прав
- § 3. Меры оперативного воздействия
- § 4. Меры правоохранительного характера,
- Глава 13. Гражданско-правовая ответственность
- § 1. Понятие и виды гражданско-правовой ответственности
- § 2. Условия гражданско-правовой ответственности
- § 3. Применение гражданско-правовой ответственности
- Глава 14. Сроки в гражданском праве
- § 1. Понятие, исчисление и виды сроков в гражданском праве
- § 2. Исковая давность
- Раздел IV. Право собственности и иные вещные права
- Глава 15. Право собственности. Общие положения
- § 1. Собственность и право собственности
- § 2. Понятие и содержание права собственности
- § 3. Приобретение (возникновение) права собственности
- § 4. Прекращение права собственности
- Глава 16. Право частной собственности
- § 1. Право частности собственности граждан
- § 2. Право частной собственности юридических лиц
- Глава 17. Наследование собственности граждан
- § 1. Понятие и основные категории наследственного права
- § 2. Наследование по завещанию
- § 3. Наследование по закону
- § 4. Принятие наследства и отказ от наследства
- Глава 18. Право публичной собственности
- § 1. Общие положения о праве государственной
- § 2. Приватизация государственного
- Глава 19. Право общей собственности
- § 1. Понятие и виды права общей собственности
- § 2. Право общей долевой собственности
- § 3. Право общей совместной собственности
- Глава 20. Ограниченные вещные права
- § 1. Понятие и виды ограниченных вещных прав
- § 2. Право хозяйственного ведения
- Глава 21. Защита права собственности и иных вещных прав
- § 1. Понятие и гражданско-правовые способы
- § 2. Вещно-правовые иски
- Раздел V. Исключительные права
- Глава 22. Гражданско-правовое регулирование отношений,
- § 1. Интеллектуальная деятельность
- § 2. Исключительные права
- Глава 23. Авторское право и смежные права
- § 1. Понятие, функции и источники авторского права
- § 2. Объекты авторского права
- § 3. Субъекты авторского права
- § 4. Авторские права и срок их действия
- § 5. Авторско-правовая охрана программ для эвм,
- § 6. Смежные права
- § 7. Защита авторских и смежных прав
- Глава 24. Патентное право
- § 1. Понятие, объекты и субъекты патентного права
- § 2. Оформление прав на изобретение,
- § 3. Права автора изобретения, полезной модели,
- § 4. Патентно-правовая охрана селекционных достижений
- Глава 25. Исключительные права на средства
- § 1. Исключительное право юридического лица
- § 2. Исключительное право на товарный знак
- § 3. Правовая охрана наименования
- § 4. Ответственность за незаконное использование
- Раздел VI. Личные неимущественные права
- Глава 26. Понятие и виды личных неимущественных прав
- § 1. Понятие личных неимущественных прав
- § 2. Виды личных неимущественных прав
- § 3. Осуществление и защита личных неимущественных прав
- Глава 27. Гражданско-правовая охрана
- § 1. Право на защиту чести, достоинства и деловой репутации
- § 2. Гражданско-правовая охрана
- § 3. Гражданско-правовая охрана неприкосновенности