Основания и порядок создания, оформления, изменения, дополнения, обращения документов, их отмены.
Документирование управленческой деятельности заключается в создании управленческих документов – фиксации на бумаге или других носителях управленческих действий по установленным правилам. Документирование управленческой деятельности может осуществляться как рукописным способом, так и с помощью технических средств.
Состав документов, образующихся в деятельности организации, определяется ее компетенцией, кругом управленческих ф-ций, порядком разрешения вопросов (единоличный или коллегиальный), объемом и характером взаимосвязей между организациями одного или различных уровней управления и т.п.
Юридическим основанием создания организационно-распоряди-тельных документов в деятельности организаций являются:
акты законодательства РБ;
решения судов;
предписания гос. органов и должностных лиц;
поручения вышестоящих организаций;
осуществление исполнительной и организационно-распоряди-тельной деятельности в целях выполнения организацией возложенных на нее ф-ций и задач в соответствии с ее компетенцией.
Организации наделены правом принимать (издавать) только те распорядительные документы, кот. предусмотрены законодательством РБ, уставами или положениями о них.
Подготовка документа включает:
составление и оформление проекта документа,
его подписание,
при необходимости – согласование (визирование), утверждение.
При подготовке и оформлении документов необходимо соблюдать правила, обеспечивающие юридическую силу документа, оперативное и качественное их исполнение и поиск. Текст документа должен быть достоверным, объективным, максимально кратким с сохранением полноты информации и точности ее изложения, не допускать различных толкований. Языками делопроизводства и документации в РБ являются белорусский и русский.
В тексте официального документа не допускается употребление:
просторечий и экспрессивных форм разговорной речи;
иноязычных заимствований при наличии равнозначных слов и терминов в белорусском или русском языке;
нечетких словосочетаний, обобщенных рассуждений, восклицаний и призывов, образных сравнений, эпитетов, метафор;
аббревиатур, кроме общеизвестных или расшифрованных в тексте документа;
ненормативной лексики (п.72 Инструкции по делопроизводству).
Документы должны оформляться на бланках и иметь установленный комплекс обязательных реквизитов и стабильный порядок их расположения. Отдельные документы (внутренние документы структурных подразделений, совместные документы и др.) допускается оформлять не на бланках, но с обязательным воспроизведением соответствующих реквизитов.
Проекты распорядительных документов подлежат согласованию с исполнителями и заинтересованными должностными лицами. В обязательном порядке распорядительные документы согласовываются с юридической службой организации. Согласованный проект документа представляется на подпись руководителю, от имени которого он издается (п.100 Инструкции по делопроизводству).
Входящие, исходящие и внутренние документы организации, требующие учета и исполнения, подлежат регистрации. Регистрация документов предполагает запись учетных данных о документе в регистрационной форме, фиксирующей факт его создания, получения или отправки.
На нерегистрируемых документах, печатных изданиях, документах-приложениях, бланках документов регистрационный штамп не проставляется.
Исполнение документа (поручения) может быть поручено нескольким исполнителям. Исполнитель, указанный первым, является ответственным исполнителем и отвечает за своевременное и качественное исполнение задания в целом. Ответственному исполнителю предоставляется право координировать и контролировать действия исполнителей: созывать совещания, требовать необходимые материалы, давать поручения и др.
Для ускорения процессов исполнения документов, а также в справочно-инф. целях бумажные документы, поступающие в организацию, могут переводиться в электронный вид путем сканирования или иным способом. Наличие электронной копии документа не отменяет необходимости осуществления с поступившим бумажным документом делопроизводственных операций, установленных Инструкцией по делопроизводству, в том числе в части формирования его в дело и передачи в архив.
Для обеспечения своевременного и качественного исполнения поручений, зафиксированных в документах, в организации организуется контроль за исполнением. Его осуществляют руководитель организации, служба ДОУ и ответственные исполнители.
Система контроля исполнения включает:
учет контролируемых документов (поручений) и их своевременное доведение до исполнителей;
контроль за сроками исполнения;
проверку и регулирование хода исполнения, снятие документов с контроля;
учет и отчетность о результатах исполнения;
оценку состояния исполнительской дисциплины.
Контролю подлежат все зарегистрированные документы: входящие, исходящие и внутренние, кот. по своему характеру требуют решения (ответа). На контроль могут быть поставлены также устные поручения руководства. Документ (поручение) снимается с контроля после его исполнения, подтвержденного документально.
Документы в электронном виде, подлинность и целостность кот. удостоверена в установленном порядке, в том числе при помощи электронной цифровой подписи, приравниваются к документам на бумажном носителе, удостоверенным в установленном порядке, если законодательством РБ не установлено иное. Электронный документооборот осуществляется по общим правилам, предусмотренным Инструкцией по делопроизводству.
Форматы документов в электронном виде, а также виды используемых материальных носителей для их хранения определяются организацией. Используемые форматы должны обеспечивать подлинность, доступность, целостность информации документов в электронном виде и полноту сведений о способах их создания, транспортировки (получения, отправки), хранения с момента их создания (получения) до передачи в архив или уничтожения, в том числе при осуществлении конвертации документов в новые форматы, миграции в новые автоматизированные системы, экспорте из электронной почтовой системы и др.
Документ в электронном виде должен иметь все реквизиты, установленные для аналогичного документа на бумажном носителе, за исключением оттисков печатей и штампов.
- Понятие, предмет, метод, принципы инф. Права.
- Субъекты инф. Права.
- Система инф. Права, место инф. Права в системе права.
- Инф. Права и свободы как основа инф. Права. Право на поиск, получение и использование информации.
- Информационно-прав. Нормы.
- Инф. Правоотношения: понятие, виды, структура, основания возникновения. Принципы прав. Регулирования инф. Отношений.
- Понятие и юридические свойства информации, ее особенности. Классификация информации.
- Понятие прав. Режима информации и его разновидности.
- Правовой режим информации свободного доступа.
- Правовой режим информации ограниченного доступа.
- Понятие и виды инф. Ресурсов.
- Государственная политика в области формирования и использования инф. Ресурсов.
- Пользование инф.И ресурсами.
- Понятие и виды документированной информации
- Понятие и виды документов. Реквизиты документа.
- Управление созданием, изменением, дополнением и обращением документов.
- Основания и порядок создания, оформления, изменения, дополнения, обращения документов, их отмены.
- Электронный документ как объект прав. Регулирования и как объект правоотношений.
- Понятие электронной цифровой подписи. Прав. Регулирование отношений в области использования электронной цифровой подписи.
- Понятие и виды массовой информации. Прав. Гарантии свободы информации.
- Понятие средств массовой информации. Организация деятельности средств массовой информации.
- Распространение массовой информации.
- Понятие и значение рекламы как разновидности массовой информации. Требования, предъявляемые к рекламе. Виды рекламы.
- Субъекты рекламной деятельности, их права и обязанности.
- Гос. Контроль в области рекламы.
- Понятие и виды архивной информации. Архивные фонды и архивные инф. Ресурсы.
- Сбор, обработка, оформление, хранение, предоставление, получение и охрана архивной информации.
- Порядок обращения к архивным фондам и использование архивных документов.
- Прав. Регулирование библиотечного дела. Понятие и виды библиотек.
- Государственная политика в области библиотечного дела.
- Права и обязанности граждан и других субъектов в области библиотечного дела.
- Прав. Аспекты сохранения и использования культурного достояния народа рб в области библиотечного дела.
- Понятие гос. Секретов. Сведения, составляющие и не составляющие инф. Секреты.
- Отнесение сведений к гос. Секретам и их засекречивание. Рассекречивание сведений и их носителей.
- Распоряжение сведениями, составляющими государственную тайну. Ограничения прав лиц, связанных с гос.И секретами.
- Защита гос. Тайны.
- Понятие коммерческой тайны. Требования, предъявляемые к коммерческой тайне. Сведения, относящиеся и не относящиеся к коммерческой тайне.
- Способы защиты коммерческой тайны.
- Понятие и виды сведений, составляющих информацию о частной жизни и персональных данных.
- Прав. Основы работы с персональными данными и информацией о частной жизни.
- Права субъекта персональных данных. Правомочия и обязанности держателя (обладателя) информации о частной жизни и персональных данных.
- Правомочия и обязанности держателя (обладателя) информации о частной жизни и персональных данных.
- Понятие и классификации инф. Технологий, инф. Систем и средств их обеспечения.
- Порядок разработки и внедрения инф. Технологий, систем и средств их обеспечения.
- Государственная политика в области создания инф. Систем, технологий и средств их обеспечения.
- Прав. Регулирование отношений в области связи и телекоммуникаций.
- Прав. Основы функционирования сети Интернет. Государственная политика в отношении сети Интернет.
- Особенности инф. Правоотношений в Интернете. Право на поиск, получение и потребление информации в сети Интернет.
- Прав. Аспекты создания и распространения документов, формирования инф. Ресурсов, предоставления инф. Продуктов и инф. Услуг в Интернете.
- Инф. Технологии и средства их обеспечения в сети Интернет.