logo
Ответы ММП

Правовое обеспечение безопасности мореплавания.

Государственное управление в области торгового мореплавания осуществляется федеральным органом исполнительной власти в области транспорта, а также федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства и другими федеральными органами исполнительной власти в пределах их компетенции.

В кодексе торгового мореплавания РФ сказано, что основной задачей государственного портового контроля является обеспечение безопасности мореплавания и порядка в морском порту Функции по обеспечению безопасности мореплавания и порядка в морском порту должны осуществляться капитаном морского порта.

Капитан морского порта действует в соответствии с Положением о капитане морского порта, утверждаемым Минтрансом России, а капитан морского рыбного порта - в соответствии с Положением о капитане морского рыбного порта, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства. Эффективность указанных функций по обеспечению безопасности мореплавания напрямую связана с укреплением независимого положения капитана порта как лица, осуществляющего государственный контроль за безопасностью мореплавания и порядком в порту. В связи с этим предусматривается подчинение капитана морского порта непосредственно Минтрансу России при осуществлении им функции по обеспечению контроля за безопасностью мореплавания и порядком в порту.

На капитанов морских торговых портов возлагаются следующие функции по обеспечению безопасности мореплавания и порядка в порту:

- контроль за соблюдением законов и правил по торговому мореплаванию, а также международных договоров РФ, относящихся к торговому мореплаванию;

- регистрация судов и выдача соответствующих судовых документов;

- выдача дипломов, подтверждений к дипломам, квалификационных свидетельств и паспортов моряка лицам, входящим в состав экипажа;

- проверка судовых документов, а также дипломов и квалификационных свидетельств;

- контроль за соблюдением требований, касающихся порядка захода судов в порт и выхода из порта;

- оформление прихода судов в порт и выходе их из порта;

- контроль за деятельностью лоцманской службы, береговой службы движения судов;

- контроль за ледокольной проводкой судов на подходах к порту и в пределах акваторий порта;

- выдача разрешений на подъем затонувшего имущества и производство в пределах территории порта строительных гидротехнических и иных работ;

- расследование аварийный случаев с судами.

Распоряжения капитана морского порта по вопросам обеспечения безопасности мореплавания и порядка в порту, относящиеся к его компетенции, обязательны для всех находящихся на территории порта судов, организаций и граждан.

Капитан порта осуществляет контроль за судами, выходящими в море, путем проверки наличия судовых документов, соответствия основных характеристик судна судовым документам и выполнения требваний, касающихся укомплектования экипажа. Если при проверке обнаружится отсутствие некоторых судовых документов или возникнут основания полагать, что судно не удовлетворяет требованиям безопасности мореплавания, капитан порта может принять решение об его осмотре.

Капитан морского порта имеет право отказать в выдаче разрешения на выход судна из порта, если судно не пригодно к плаванию, нарушены требования об его загрузке, снабжении, комплектовании экипажем, а также в случаях обнаружения недостатков судна, создающих угрозу безопасности мореплавания, здоровью находящихся на судне людей или причинения ущерба окружающей среде. Капитан порта может также отказать в выдаче разрешения на выход судна из порта при обнаружении нарушений требований относительно судовых документов.

За нарушение законов и правил, касающихся безопасности мореплавания и порядка в порту, капитан морского порта вправе налагать административные взыскания в соответствии с законодательством РФ об административных правонарушениях.

При осуществлении спасательных операций в пределах акватории порта все суда, находящиеся в порту, обязаны по требованию капитана морского торгового порта принимать участие в таких операциях.

В морском законодательстве многих государств капитаны морских портов обладают правом на задерживание судов по отдельным имущественным требованиям. В связи с этим согласно КТМ РФ капитан порта может задерживать судно на срок не свыше 72 часов. Если в течение этого срока не состоится постановление суда или председателя Морской арбитражной комиссии при ТПП РФ об аресте судна, оно подлежит немедленному освобождению.

  1. Правовой режим континентального шельфа.

Континентальный шельф - это затопленная морем часть материковой территории. Согласно Конвенции о континентальном шельфе 1958 г. под континентальным шельфом понимается морское дно (включая его недра), простирающиеся от внешней границы территориального моря до установленных международным правом пределов, над которым прибрежное государство осуществляет суверенные права в целях разведки и разработки его природных богатств.

Согласно Конвенции 1958 г. (ст. 1) под континентальным шельфом понимается поверхность и недра морского дна подводных районов, примыкающих к берегу, но находящихся вне зоны территориального моря до глубины 200 м или за этим пределом, до такого места, до которого глубина покрывающих вод позволяет разработку естественных богатств этих районов, а также поверхность и недра подобных районов, примыкающих к берегам островов. Таким образом, внешней границей шельфа является изобата - линия, соединяющая глубины в 200 м. Естественные богатства шельфа включают минеральные и прочие неживые ресурсы поверхности и недр морского дна шельфа, а также живые организмы «сидячих» видов - организмы, которые в период своего промыслового развития прикреплены ко дну или передвигаются только по дну (раки, крабы и т.п.).

Если на один и тот же континентальный шельф имеют право государства, берега которых расположены друг против друга, граница шельфа определяется соглашением между этими государства, а при отсутствии соглашения - по принципу равного отстояния от ближайших точек исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря. В некоторых случаях споры о разграничении континентального шельфа рассматривались Международным Судом ООН, который и определял границы шельфа.

Конвенция ООН по морскому праву 1982 г. (ст. 76) дает несколько иное определение границ континентального шельфа. Это: морское дно и недра подводных районов, простирающихся за пределами территориального моря на всем протяжении естественного продолжения сухопутной территории до внешней границы подводной окраины материка или на расстояние 200 морских миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря, когда внешняя граница подводной окраины материка не простирается на такое расстояние; если граница материка простирается далее 200 миль, то внешняя граница шельфа не должна находиться далее 350 миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря, или не далее 100 миль от 2500-метровой изобаты (линии, соединяющей глубины в 2500 м).

Права прибрежного государства на континентальном шельфе не затрагивают правового статуса покрывающих вод и воздушного пространства над ним. Поскольку морское пространство над континентальным шельфом продолжает оставаться открытым морем, все государства имеют право осуществлять судоходство, полеты, рыболовство, прокладывать подводные кабели и трубопроводы. Вместе с тем установлен особый режим разведки и разработки природных ресурсов. Прибрежное государство имеет право в целях разведки и разработки природных ресурсов шельфа возводить соответствующие сооружения и установки, создавать вокруг них зоны безопасности (до 500 м). Осуществление прав прибрежного государства не должно ущемлять прав судоходства и дружки прав иных государств.

Прибрежное государство вправе определять трассы для прокладки кабелей и трубопроводов, разрешать возводить установки и проводить бурильные работы, сооружать искусственные острова.

Билет №6