logo
от Пановойomin3462_mail_ru_2013-12-13_14-08 / ГП часть 2

10. Возмещение вреда, причиненного вследствие недостатков товаров, работ или услуг

Условиями для возмещения вреда, причиненного вследствие не­достатков товара, работы или услуги, являются: наличие вреда, проти­воправные действия продавца (изготовителя, исполнителя), влекущие конструктивные, рецептурные или иные недостатки товара, работы, услуги, а также действия по предоставлению недостоверной или недо­статочной информации о товаре (работе, услуге), причинная связь между противоправными действиями и наступившим вредом.

Вина причинителя вреда не является необходимым условием. Продавец (изготовитель, исполнитель) освобождается от ответственности, если докажет, что вред возник вследствие непреодолимой силы или нарушения потребителем установленных правил пользования товаром, результатами работы, услуги или их хранения (ст. 1098 ГК). Однако неимущественный (моральный) вред, причиненный по­требителю вследствие нарушения его прав изготовителем (исполни­телем, продавцом), подлежит компенсации при наличии вины причинителя вреда (ч. 1 ст. 15 Федерального закона «О защите прав потребителей»).

Потерпевшими в этом обязательстве являются гражданин-потре­битель, а также гражданин-предприниматель или юридическое лицо, приобретающие товар (принимающие услугу или результат работы) в потребительских целях. Потерпевший и причинитель вреда могут состоять или не состоять в договорных отношениях. Соответствен­но, потерпевшими могут быть: сам покупатель товара (заказчик ра­боты, услуги), лица, к которым перешел товар, результат работы (например, в порядке дарения, наследования), иные лица (напри­мер, соседи, имущество которых пострадало).

Ответственным за возмещение вреда вследствие недостатков товара выступает продавец или изготовитель товара по выбору потерпевшего. Ответственным за возмещение вреда вследствие не­достатков работы или услуги считается выполнивший работу или оказавший услугу. Ответственным за возмещение вреда вследствие недостоверной или недостаточной информации о товаре является продавец или изготовитель, о работе — лицо, выполнившее работу, об услуге — лицо, оказавшее услугу.

Вред, причиненный вследствие недостатков товара, работы или услуги, подлежит возмещению, если он возник в течение установлен­ных сроков годности товара (работы, услуги), а если срок годности не установлен, — в течение десяти лет со дня производства товара, работы, услуги (п. 1 ст. 1097 ГК). Исходя из п. 4 ст. 5 Федерального закона «О защите прав потребителей» под сроком годности следует понимать период, в течение которого товар (работа) является безо­пасным и пригодным для использования по прямому назначению. К такому сроку относится как срок годности, устанавливаемый на продукты питания, парфюмерно-косметические товары, медикамен­ты, товары бытовой химии и иные подобные товары (работы), так и срок службы, устанавливаемый на товары (работы), предназначенные для длительного пользования (п. 13 Постановления № 7 Плену­ма Верховного суда РФ от 29.09.1994 «О практике рассмотрения судами дел о защите прав потребителей»).

Независимо от времени причинения вреда, он подлежит возмеще­нию, если:

а) в нарушение требований закона срок годности не установлен;

б) покупатель (заказчик, услугополучатель) не был предупреж­ден о необходимых действиях по истечении срока годности и воз­можных последствиях при невыполнении указанных действий.