Некоторые вопросы развития конституции республики башкортостан
В.К.Са мигу длин,
зав. кафедрой юридического факультета БашГУ
Представляется, что необходимо начать с понятия «конституционализм». Действительно, оно становится одним из центральных понятий правоведения и государствоведения. Этим понятием, прежде всего, охватывается область идей, представлений о государственном обустройстве общества, о конституционных основах государственной власти. Далее, это понятие включает в свое содержание конституционное законодательство, т.е. часть позитивного права. Кроме того, конституционализм охватывает круг проблем, связанных с реализацией действующего конституционного законодательства. Таким образом, конституционализм - сложное понятие. Оно состоит по меньшей мере из трех содержательно непростых элементов. С точки зрения и теории и практики важно установить оптимальное соотношение между ними, проанализировать их состояние, структуру, динамику.
Анализ конституционного законодательства Башкортостана приводит к выводу, что здесь немало интересных положений (норм), заслуживающих самого серьезного изучения. Вместе с тем это законодательство не свободно от внутренних противоречий, пробелов. Кроме того, республиканское конституционное законодательство в некоторых своих сторонах (частях) несогласованно с федеральным конституционным законодательством. А это создает значительные сложности для право применителя. Как достойно выйти из этой непростой ситуации? Думается, без известных теоретических изысканий, учитывающих данные практики, не обойтись.
Какни странно, актуализируется вопрос о понятии«конституция». В самом деле, чемуследовать - придерживаться ли в этом вопросе позиции Фердинанда Лассаля или точки зрения Е.В.Спекторского?
Ф.Лассаль считал, чтонастоящая конституция - это действительное отношение общественных сил; надо создавать не вымышленную писаную конституцию, а заняться устройствомконституции действительной; вопрос о конституции есть прежде всего вопроссилы, а неправа; писаная конституция только тогда имеет значение и долговечность, когда является точным отражением этогосоотношения. Е.В.Спекторский утверждал обратное. По его мнению,конституция - это ни то, о чем говорит Лассаль и его последователи, а нечтотакое, что необходимо для всех, подобно просвещению и другим благам культуры. «И вот конституционным государ"
ством является такое, где власть не только организована, но еще и ограничена, и притом не фактически только, а юридически или правомерно, ограничена же она ничем другим, как признанием за населением публичных прав или политической свободы. Осуществляя эти права, население превращается из управляемых подданных в самоуправляющихся граждан. Совокупность таких ограничений образуют конституцию данной страны, ... ту, о которой учат юристы и для которой право выше факта». Е.В. Спек-торский был убежден в том, что «хорошая конституция - это все равно, что хорошие пути сообщения, все партии, при всей своей борьбе по другим вопросам и могут и должны сойтись на вопросе о конституции, ибо она гарантирует общечеловеческие блага" свободу и порядок».
Многие считают, что Конституция Республики Башкортостан - Основной Закон демократического правового государства. Иначе говоря, признается, что понятие «конституция» и понятие «основной закон» - синонимы, а современная Республики Башкортостан - это уже демократическое правовое государство.
Принестрогом рассмотрении вопроса такой подход едвали может вызвать особые возражения. Однако,если начать вникатьв юридические тонкости (детали), вырисовывается несколько иная картина, Если вчитаться в текст принятых законов (а ихчисло внушительно, принято около 300 законов,в числе которых16 кодексов), то получается, что Конституция нашей республики - это нетолько конституционный закон,содержащий основополагающие принципы и нормы оборганизации власти в республике, но и ряд законов, которые призваны конкретизировать и детализиро- , вать вышеназванный закон. Следовательно, если желать улучшения действующей Конституции республики в целях более полногораскрытия ее гуманистического, демократического потенциала, нужно позаботиться о «юридической чистоте» всей системы законов в органическом единстведаютзавершенную юридическуюКонституцию Башкортостана.
Устремления многих направлены сегодня на то, чтобы сложить сильноегосударство. Но возможно ли государство в государстве? Допустим, что возможно, если придерживаться, скажем, концепции двойного суверенитета. Тогда, какое государство в республике мы намерены получить? К чему придем, если государство будет сильным, но неразумным?Неслишком ли мы заняты «собственно» государственной проблематикой.Ведьесли вдуматься, то государство все же вторично. Первично общество. Если во главуугла поставить потребности и интересы человека и гражданина, то,думается, самое время позаботиться о развитии структур гражданского общества. А гражданское общество - это, прежде всего, свободный гражданин - патриот края и отчизны, частная собственность, предпринимательство, свободный труд, семья, политический, экономический, идеологический плюрализм, свободные средства массовой информации
(СМИ), местноесамоуправление. Безгражданского общества немыслимо правовое государство. Однакои в Башкортостане и в Российской Федерации в целом многие институты гражданского общества пока слабо развиты или не развиты вовсе,
Сегодня - все федералисты. Слово «унитаризм» часто используется в уничижительном смысле. Если быть объективным, оказывается, что в теоретическом и практическом отношениях понятие «федеративное государство» и понятие «унитарное государство» равноценны. Иногда может быть хороша федерация, а иногда - уния (унитарное государство). Но при некоторых условиях как федерация, так и уния могут испытывать сложности в развитии. Значит, дело не в понятиях, а в условиях жизнедеятельности человека, общества и государства.
России, видимо, определено судьбой быть федерацией. Но федерация - это сложное понятие и образование. Какой федерацией является и должна быть Россия? В Башкортостане немало сторонников договорной и асимметричной федерации. Действительно, современная Россия в значительной степени такова, то есть в принципе договорная и асимметричная. Но так ли должно быть, если заботиться об удовлетворении насущных потребностей и интересов человека и гражданина, безопасности общества, устойчивом функционировании государства в режиме свободы и демократии? Достоинства любой модели федерации общественным сознанием должным образом не оценены.
В действующей Конституции Башкортостана (статья 126) предусмотрено, чтореспублики имеет своюсистему законодательства. Сама по себе этаидея достаточно конструктивна. Во всяком случае согласно Конституции Российской Федерации (статьи 4, 5, 15 и др.) в пределах единой отечественной правовой системы возможно развитие двух уровней законодательства: общефедерального законодательства и законодательства субъектов Российской Федерации.
Конституция Российской Федерации, исходя из принципа конституционной законности, не допускает юридической противоречивости законодательства ни на одном из его уровней. С точки зрения права недопустимы юридические противоречия и между разноуровневыми законами и иными нормативными правовыми актами. В случае же фактического противоречия между федеральным законом и иным нормативным правовым актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (часть 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации). Если же имеет место фактическое противоречие между федеральным законом и нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, изданным в пределах компетенции последней, действует нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации (часть 6 статьи 76 Конституции Российской Федерации),
Таким образом проблема юридически непротиворечивого развития законодательства в условиях действующей Федеральной Конституции вроде бы решена. Однако в процессе реальной законотворческой деятельности возникает масса проблем. Чтобы уже на самых ранних стадиях республиканского законотворчества исключить возможность принятия юридически ущербных законов, на наш взгляд, важно придерживаться принципов согласованного законотворчества, принципа «не навреди!», принципов непротиворечивости, дополнительности.
Сейчас уже признают возможность и необходимость внесения изменений и дополнений в действующую Конституцию Республики Башкортостан. Однако здесь нужно ответить по меньшей мере на следующие вопросы. В какие главы, статьи основного текста республиканской Конституции нужно вносить изменения и дополнения? Какими эти изменения и дополнения должны быть по своему содержанию и характеру? Корректно ли поднимать вопрос о внесении изменений и дополнений в Конституцию, когда целый ряд законов, предусмотренных в основном тексте республиканской Конституции, не принят?
Вопросы эти непростые. Нельзяпревращать республиканскую Конституцию в заложника политических страстей и эмоций. Во всяком случае,еслиизменения и дополнения, вносимые в статьи четырехразделов Конституции Республики Башкортостан (разделы второй, третий, четвертый, пятый) не представляют особойопасности для установленного республике демократического конституционного строя, то принятие поправки хотя бы кодной статье раздела первого и раздела шестого основного текста республиканской Конституции грозитсерьезными изменениями государствавообще.
Каков же вывод из всего изложенного?
Действующая республиканская Конституция заслуживает в целом положительной оценки. Однако даже очень хорошая вещь может быть улучшена. Следовательно, в принципе сложившееся на сегодня в республике конституционное законодательство может и должна совершенствоваться, но предельно осторожно. Очень важно добиват&ся того, чтобы конституционно-правовая активность на уровне республики не нарушала отечественной правовой системы, общефедерального правового поля, а обеспечивала органичное единство всего федерального конституционно-правового массива, вела к согласованному развитию и действию Конституции Российской Федерации и Конституции Республики Башкортостан.
- Вступительное слово
- Конституция республики башкортостан -основной закон демократического правового государства
- Развитие конституционализма в российской федерации
- Пятилетие конституции российской федерации и конституции республики башкортостан -знаменательные вехи конституционной реформы
- Конституция республики башкортостан и проблемы российского федерализма
- Противоречия конституционного процесса в российской федерации
- Государственность как гарант стабильности развития гражданского общества
- О согласовании конституционного законодательства российской федерации и республики башкортостан
- Проблемы формирования системы законодательства республики башкортостан
- Некоторые проблемы функционирования и развития политической системы в конституции республики башкортостан
- О созидательном потенциале конституции республики и его претворении в жизнь
- Конституционные основы обеспечения безопасности в республике башкортостан
- Проблемы развития конституционного статуса республик
- О становлении республики башкортостан как демократического государства
- Договорные отношения и становление гражданского общества
- Из истории подготовки конституции республики башкортостан
- Пятилетие конституции республики башкортостан и законодательство республик в составе российской федерации
- Некоторые вопросы развития конституции республики башкортостан
- Конституция республики башкортостан-правовая основа становления гражданского общества
- Российский федерализм и республика башкортостан в составе российской федерации
- Политико-правовое значение первых актов башкирской автономии в развитии государственного статуса башкортостана
- История и современность
- Потенциал конституции башкортостана по защите суверенитета республики
- Российский федерализм: общая характеристика и этапы становления
- Конституция республики башкортостан о разделении государственной власти
- Теория разделения властей и конституция республики башкортостан
- Конституционные основы деятельности государственного собрания республики башкортостан
- Конституционные основы взаимоотношений президента республики башкортостан и государственного собрания
- О природе президентской власти в республике башкортостан
- Конституционные основы исполнительной власти в республике башкортостан
- К вопросу об основных правах, свободах и обязанностях личности по конституции республики башкортостан
- О внедрении международно-правовых стандартов в области прав и свобод человека в законодательство республики башкортостан
- Правовая охрана конституции республики башкортостан
- Гуманитарные приоритеты в правовой системе республики башкортостан
- Конституционное регулирование предметов ведения республики башкортостан
- Системность как принцип формирования законодательства республики башкортостан
- Конституционные основы осуществления внешних связей республики башкортостан
- Конституция республики башкортостан как основа развития международной и внешнеэкономической деятельности республики
- Конституция - основа правовой системы республики башкортостан
- Конституция башкортостана и развитие республиканского законодательства
- О соотношении текущего законодательства российской федерации и республики башкортостан
- Конституция башкортостана и компетенция органов власти республики в сфере организации и деятельности милиции
- Конституционные проблемы правовой охраны природы
- Конституционные основы развития экологического законодательства в республике башкортостан
- Конституционные основы земельного законодательства республики башкортостан
- О конституционных основах права частной собственности на землю
- Конституционное регулирование межбюджетных отношений в республике башкортостан
- Государственное строительство
- Конституционные основы законодательства о судебной системе республики башкортостан
- Конституционное правосудие республики башкортостан: природа, принципы
- Проблемы совершенствования конституционных гарантий судебной деятельности
- Проблемы совершенствования конституционного законодательства в области профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
- Органы внутренних дел и местная власть в республике башкортостан
- Оформление правового статуса наркомата внутренних дел башкирской республики в 1919-1925 годы
- Реализация конституционного права граждан на объединение в республике башкортостан
- О реализации конституционного права равного доступа к государственной службе
- Конституция республики башкортостан о свободе массовой информации
- Из практики конституционного закрепления принципа равноправия полов
- Конституционно-правовые основы деятельности участников рынка ценных бумаг
- Политико-правовая культура и конституция республики башкортостан
- Конституционные основы регулирования режима чрезвычайного положения в республике башкортостан
- Конституция республики башкортостан и уголовно-исправительная система