19. Прекращение деятельности субъектов хозяйствования. Реорганизация и ликвидация.
По правовым последствиям прекращения деятельности юридических лиц различают реорганизацию и ликвидацию юридического лица.
Реорганизация или изменение правосубъектности юридического лица может осуществляться в следующих формах (ст.53 ГК): слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование.
Сущность реорганизации в том, что во всех случаях имеет место правопреемство, которое может быть общим (генеральным) или частным (сингулярным). Права и обязанности реорганизуемого (реорганизуемых) юридического лица (лиц) - правопредшественника, переходят по разделительному балансу или передаточному акту к вновь возникшему юридическому лицу (лицам) - правопреемнику. Реорганизация, как правило, ведет к количественному изменению юридических лиц (кроме преобразования), при сохранении прав и обязанностей юридических лиц, прекративших свое существование.
Реорганизация может быть осуществлена как по решению собственника (участников) в добровольном порядке, так и в принудительном порядке по решению суда или уполномоченного государственного органа.
Общие правила проведения реорганизации, включая процедуру, содержатся в статьях 53-56 ГК, специальные - в Законе о хозяйственных обществах, Инвестиционном кодексе и иных нормативных актах.
Органы юридического лица, принявшие решение о проведении реорганизации, обязаны в силу нормы ст.56 ГК письменно уведомить кредиторов о принятом решении. Кроме того, при реорганизации должны быть соблюдены все правила, установленные для создания нового юридического лица (кроме случаев присоединения).
Ликвидация коммерческой организации влечет прекращение ее деятельности без правопреемства, если иное не предусмотрено законодательными актами (п.1 ст. 57 ГК).
Ликвидация коммерческой организации может добровольной и принудительной.
Примерный перечень оснований, при наличии одного из которых принимается решение о добровольной ликвидации коммерческой организации, содержится в ст. 57 ГК. Учредители (участники) коммерческой организации обязаны провести ликвидацию этой организации.
Принудительная ликвидация коммерческой организации возможна по решению суда или иных органов, в том числе регистрирующего, в случаях, предусмотренных законодательными актами.
Некоторые основания принудительной ликвидации названы в ст. 57 ГК и п.п.3.2 Положения о ликвидации, в частности: осуществление деятельности без надлежащего специального разрешения (лицензии), либо запрещенной законодательством, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями законодательных актов; признание судом государственной регистрации юридического лица недействительной; экономическая несостоятельность (банкротство) юридического лица и в иных случаях, предусмотренных законодательными актами. Например, ГК предусматривает ликвидацию юридического лица, помимо изложенных в ст. 57 оснований, по основаниям, предусмотренным в ст. 80, п.1 ст.85, п.1 ст.87, п.З ст. 97.
Законодательство предусматривает также возможность ликвидации по решению уполномоченного государственного органа (административная ликвидация). Регистрирующий орган вправе принять решение о ликвидации в двух случаях:
а) если субъект хозяйствования не осуществляет предпринимательскую деятельность в течение двенадцати месяцев подряд, не направив при этом налоговому органу сообщение о причинах неосуществления такой деятельности;
б) если налоговый орган внес представление о ликвидации коммерческой организации в связи с признанием ее задолженности безнадежным долгом и списанием этой задолженности (подп. 3.3 Положения о ликвидации).
При обнаружении вышеуказанных оснований уполномоченные государственные органы направляют регистрирующему органу представление о ликвидации такой организации. На основании указанного представления регистрирующий орган принимает решение о ликвидации этой организации, а в отношении организации с иностранными инвестициями подает заявление о ликвидации в хозяйственный суд.
- 1. Понятие и предмет хозяйственно-правового регулирования.
- 2. Принципы и методы правового регулирования хозяйственной деятельности.
- 3. Источники правового регулирования хозяйственной деятельности.
- 4. Понятие субъекта хозяйствования. Организационно-правовая форма субъекта хозяйствования.
- 5. Понятие и содержание права собственности. Формы собственности в Республике.
- 6. Правовой режим имущества субъектов хозяйствования. Уставной фонд.
- 7. Правовое регулирование бухучета
- 8. Правовое регулирование отчетности субъектов хозяйствования.
- 9. Правовые основы аудиторской деятельности.
- 10. Понятие , признаки и виды юридических лиц.
- 11. Правовое положение хозяйственных товариществ.
- 12. Правовое положение унитарных предприятий
- 13. Правовое положение обществ с ограниченной ответственностью и обществ с дополнительной ответственностью.
- 14.15. Правовое положение акционерных обществ( виды, порядок создания и формирования уставного фонда). Управление акционерным обществом.
- 16. Правовое положение производственных кооперативов.
- 17. Правовое положение индивидуальных предпринимателей.
- 18. Порядок создания субъектов хозяйствования.
- 19. Прекращение деятельности субъектов хозяйствования. Реорганизация и ликвидация.
- 20. Объединения субъектов хозяйствования
- 21. Дочерние и зависимые организации
- 22. Правовое положение структурных подразделений юридических лиц. Филиалы и представительства
- 23. Основные направления государственного регулирования экономики. Акты государственного регулирования
- 24. Лицензирование деятельности субъектов хозяйствования
- 25. Правовое регулирование государственных закупок
- 26. Гражданско-правовая ответственность: понятие, особенности, виды
- 27. Понятие и порядок возмещения убытков
- 28. Правовая природа процентов за незаконное пользование чужими денежными средствами
- 29. Понятие , виды и порядок взыскания неустойки
- 30. Порядок организации и проведения проверок деятельности субъектов хозяйствования.
- 31. Понятие экономической несостоятельности (банкротства). Заявление о банкротстве. Досудебное оздоровление.
- 32. Защитный период в процедуре экономической несостоятельности (банкротства)
- 33. Конкурсное производство: основания открытия, цели, процедуры.
- 34. Мировое соглашение в процедуре экономической несостоятельности (банкротства).
- 35. Правовое регулирование ограничения монополистической деятельности и развития добросовестной конкуренции .
- 36. Недобросовестная конкуренция: понятие, формы, ответственность.
- Гражданская и административная ответственность
- Уголовная ответственность
- 37. Правовое регулирование технического нормирования и стандартизации
- 38. Правовое регулирование оценки соответствия.
- 39. Обеспечение единства измерений.
- 40. Ответственность за нарушение законодательства о качестве.
- 41. Правовое регулирование ценообразования в рб.
- 42. Понятие, формы, объекты и субъекты инвестиционной деятельности в Республике Беларусь
- 43. Основные формы участия государства в инвестиционной деятельности в Республике Беларусь.
- 44. Инвестиционный и концессионный договоры
- 45. Правовое положение иностранных инвестиций в Республике Беларусь
- 46. Хозяйственный договор: понятие, виды, содержание
- 47. Порядок заключения, изменения и расторжения хозяйственных договоров
- 48. Понятие и виды трудового договора. Порядок заключения.
- 49. Основания и порядок расторжение трудового договора
- 50. Трудовая дисциплина. Дисциплинарная ответственность
- 51. Трудовые споры
- 53. Подсудность дел в хозяйственном судопроизводстве.
- 54. Порядок обращение взыскания на денежные средства и имущество должника при исполнении судебных постановлений хозяйственного суда.