logo
шпорище

19. Прекращение деятельности субъектов хозяйствования. Реорганизация и ликвидация.

По правовым последствиям прекращения деятельности юридических лиц различают реорганизацию и ликвидацию юридического лица.

Реорганизация или изменение правосубъектности юридического лица может осуще­ствляться в следующих формах (ст.53 ГК): слияние, присоединение, разделение, выделе­ние, преобразование.

Сущность реорганизации в том, что во всех случаях имеет место правопреемство, которое может быть общим (генеральным) или частным (сингулярным). Права и обязанно­сти реорганизуемого (реорганизуемых) юридического лица (лиц) - правопредшественника, переходят по разделительному балансу или передаточному акту к вновь возникшему юри­дическому лицу (лицам) - правопреемнику. Реорганизация, как правило, ведет к количест­венному изменению юридических лиц (кроме преобразования), при сохранении прав и обя­занностей юридических лиц, прекративших свое существование.

Реорганизация может быть осуществлена как по решению собственника (участников) в добровольном порядке, так и в принудительном порядке по решению суда или уполномо­ченного государственного органа.

Общие правила проведения реорганизации, включая процедуру, содержатся в стать­ях 53-56 ГК, специальные - в Законе о хозяйственных обществах, Инвестиционном кодексе и иных нормативных актах.

Органы юридического лица, принявшие решение о проведении реорганизации, обя­заны в силу нормы ст.56 ГК письменно уведомить кредиторов о принятом решении. Кроме того, при реорганизации должны быть соблюдены все правила, установленные для создания нового юридического лица (кроме случаев присоединения).

Ликвидация коммерческой организации влечет прекращение ее деятельности без правопреемства, если иное не предусмотрено законодательными актами (п.1 ст. 57 ГК).

Ликвидация коммерческой организации может добровольной и принудительной.

Примерный перечень оснований, при наличии одного из которых принимается реше­ние о добровольной ликвидации коммерческой организации, содержится в ст. 57 ГК. Учре­дители (участники) коммерческой организации обязаны провести ликвидацию этой органи­зации.

Принудительная ликвидация коммерческой организации возможна по решению суда или иных органов, в том числе регистрирующего, в случаях, предусмотренных законода­тельными актами.

Некоторые основания принудительной ликвидации названы в ст. 57 ГК и п.п.3.2 Поло­жения о ликвидации, в частности: осуществление деятельности без надлежащего специ­ального разрешения (лицензии), либо запрещенной законодательством, либо с иными не­однократными или грубыми нарушениями законодательных актов; признание судом госу­дарственной регистрации юридического лица недействительной; экономическая несостоя­тельность (банкротство) юридического лица и в иных случаях, предусмотренных законода­тельными актами. Например, ГК предусматривает ликвидацию юридического лица, помимо изложенных в ст. 57 оснований, по основаниям, предусмотренным в ст. 80, п.1 ст.85, п.1 ст.87, п.З ст. 97.

Законодательство предусматривает также возможность ликвидации по решению уполномоченного государственного органа (административная ликвидация). Регистрирую­щий орган вправе принять решение о ликвидации в двух случаях:

а) если субъект хозяйствования не осуществляет предпринимательскую деятельность в течение двенадцати месяцев подряд, не направив при этом налоговому органу сообщение о причинах неосуществления такой деятельности;

б) если налоговый орган внес представление о ликвидации коммерческой организации в связи с признанием ее задолженности безнадежным долгом и списанием этой задолжен­ности (подп. 3.3 Положения о ликвидации).

При обнаружении вышеуказанных оснований уполномоченные государственные ор­ганы направляют регистрирующему органу представление о ликвидации такой организации. На основании указанного представления регистрирующий орган принимает решение о лик­видации этой организации, а в отношении организации с иностранными инвестициями по­дает заявление о ликвидации в хозяйственный суд.