logo
Конституционное право Бащкирии

Вступительное слово

М.Г.Рахимов,

ПрезидентРеспублики Башкортостан

Конституции Республики Башкортостан исполнилось пять лет. Сего­дня, оглядываясь назад, можно с уверенностью сказать, что практически единогласное принятие Верховным Советом республики этого историче­ского документа позволило сплотить различные политические и общест­венные движения, всех граждан Башкортостана. Вспоминая, как разраба­тывалась и принималась Конституция, хочу отметить спокойную деловую атмосферу, большую заинтересованность всех участников этого процесса. Мы стремились как можно полнее учесть их многочисленные пожелания, особенности республики'при создании Основного Закона Башкортостана. Думаю, во многом это удалось. Пять лет действия этого важнейшего поли­тико-правового акта показали правильность его основных положений, большие потенциальные возможности для обеспечения поступательного , развития республики.

Конституция Республики Башкортостан была разработана с учетом конкретных условий и накопленного опыта строительства суверенного Башкортостана в составе России. В основу легли такие поистине истори­ческие документы, как Декларация о государственном суверенитете Рес­публики Башкортостан, принятая 11 октября 1990 года, Федеративный до­говор и Приложение к нему от Республики Башкортостан, подписанные 31 марта 1993 года. В этих документах впервые в истории были четко закре­плены основы государственного суверенитета Башкортостана.

Сегодня, по прошествии пяти лет со времени принятия ныне дейст­вующей Конституции, можно подвести некоторые итоги.

Прежде всего достигнут подлинный прорыв в государственном строительстве. Яркий тому пример; впервые Башкортостан имеет доста­точно развернутую систему республиканского законодательства. Она была разработана с учетом специфики нашей республики и интересов ее граж­дан и органично дополняет систему федерального законодательства. Мно­гие актуальные, жизненно важные республиканские законы не имеют ана­логов в Российской Федерации или приняты еще до появления многих фе­деральных нормативных правовых актов. Это исключительно важное ус­ловие нашего движения вперед, с учетом медлительности и непоследова­тельности в законотворчестве российской Государственной Думы.

Всякие реформы должны опираться накачественную правовую осно­ву.Ситуация, когда многие сферыжизнедеятельности людей оказываются неурегулированными, создает серьезные трудности для государственныхорганов играждан. Законотворческийпроцесс должен успевать за переме­нами, обеспечиватьправа, свободы иинтересы людей в новых реалияхжизни. Итот факт, что Республика Башкортостан имеет одну изнаиболее развитых систем законодательства среди субъектов Федерации, - нашебольшое достижение.

Жизнедеятельность общества и благополучие его граждан в переход­ные исторические периоды во многом зависят от наличия сильной, эффек­тивной и гибкой системы государственной власти и управления. Только подобная система может регулировать общественную жизнь, противосто­ять кризисам, осуществлять стратегию развития.

Нам удалось на демократической, конституционной основе сформи­ровать действенную модель государственной власти, способную работать в самых сложных условиях. В нее успешно вошел двухпалатный парла­мент - Государственное Собрание, структура которого позволяет осущест­влять планомерную законотворческую деятельность с учетом интересов районов и городов республики.

Важнуюроль в защите государственного суверенитета, экономиче­ских иполитических интересов республики, обеспечении законности и правопорядка,единства и согласованности действий всех органов госу­дарственной власти и управления, в реализации прав и свобод граждан, в укреплении отношений с органамивласти Российской Федерации и еесубъектов, синостранными государствами и международными организа­циями играет институт президентской власти.

За эти годы был создан и новый механизм исполнительной власти, Сегодня Кабинет Министров Республики Башкортостан - это полноцен­ный государственный орган, способный оперативно и квалифицированно решать те сложные и ответственные задачи, которые возлагаются на него Конституцией, поручаются Президентом и Государственным Собранием. Эффективность егоработы должна в настоящее время значительно повы­ситься в связи с теми важными и сложными задачами, которые стоят пе­ред республикой.

Обеспечена в республике и надежная вертикаль исполнительной вла­сти, включающая в себя администрации городов и районов. При этом они тесно взаимодействуют с представительными органами местного государ­ственного управления - городскими и районными Советами.

Все более широкое развитие, в соответствии с Конституцией и зако­нодательством республики, получает местное самоуправление. Оно сего-

дня может эффективно решать местные проблемы на уровне сел и посел­ков.

Создана и полноценная система республиканских судебных органов,

включающая в себя Конституционный, Верховный и Высший арбитраж­ный суды. Принципиально важно; что судебная система республики имеет достаточную правовую базу, которая активно развивается в соответствии с федеральным законодательством.

Таким образом, реализован конституционный принцип разделения властей, обеспечивается единство деятельности государственных органов и их необходимое взаимодействие в интересах многонационального наро­да Башкортостана.

Но формирование и развитие государственности - не самоцель, а важ-нейший инструмент решения экономических, социальных и духовно-культурных проблем республики.

И здесь, опираясь на нашу Конституцию, мы пошли собственным пу­тем. Кратко перечислю особенности нашей политики в экономике и дру­гих сферах.

Это особый вариант приватизации, не допускавшийперехода обще­народной собственности в руки сомнительных дельцов из-за пределов республики и криминальных структур, защита конституционных социаль­но-экономических прав членов трудовых коллективов и всех граждан Башкортостана, сохранение государственного контроля за крупнейшими бюджетообразующими предприятиями.

Это отказ от «шоковой терапии» и максимально возможная поддерж­ка республиканских предприятий в сочетании с их постепенным и после­довательным реформированием.

Это создание собственной банковской и кредитно-фннансовой систе­мы, обслуживающей прежде всего реальное производство и граждан.

Это сохранениесложившихся форм коллективной организации трудаи жизни на селе(вопреки директивам из Центра об ихнасильственном роспуске) с постепенным переводом хозяйств и сельского населения на современные рыночные отношения.

Это всемерное развитие и усиление активной регулирующей роли го­сударства в рыночных условиях, содействие установлению выгодных для предприятий и республики хозяйственных связей.

Самостоятельная экономическая политика позволила нам не только быть одним из немногих «доноров» федерального бюджета, но и реализо­вывать более широкую, посравнению с федеральной, программу социаль­ной поддержки населения. Мы смогли ввести дополнительные льготы дляветеранов,молодежи, многодетныхсемей, развернуть широкое строитель-

ство дорог, газопроводов, жилья, учреждений образования, медицины и культуры, асфальтировать сельские населенные пункты, т.е. комплексно повышать качество жизни населения.

Наконец, нам не только удалосьзащитить от развалаи деградации систему образования, науки и культуры, но и создать в этой сфере новые учреждения и структуры, повысить качество их работы. Это позволило обеспечить многообразие и насыщенность духовной жизни Башкортоста­на, начатьпланомерное возрождение национальных культур всех егона­родов.

Каковы же реальные итоги проводимой нами стратегии развития? Напомню некоторые объективные показатели. На сегодня Башкортостан по объему произведенного валового продукта занимает восьмое место, по объему промышленной продукции - шестое, по производству продукции сельского хозяйства " третье, по инвестициям в основной капитал пред­приятий - третье, по объемам введенного жилья - третье место в России. Начата реализация Государственной жилищной программы на 1998-2000 годы. Только за первое полугодие 1998 года на социальную поддержку на­селения выделено более 1 млрд. рублей, несмотря ни на что сохраняются относительно низкие цены на продукты первой необходимости.

Работают школы и учреждения культуры, больницы и санатории.

Конечно, глубокий финансово-экономический кризис, разразившийся во втором полугодии 1998 года в России, не мог не коснуться и Башкорто­стана. Да, мы также испытываем сегодня значительные трудности. Одна­ко, вопреки утверждениям тех критиков нашего варианта развития, кото­рые обвиняли нас в консерватизме, недостаточной интеграции с крупными российскими и международными финансовыми и промышленными струк­турами, замедлении хода реформ, мы наглядно видим, что Республика Башкортостан значительно легче переносит общероссийский кризис.

У нас не закрылись и не обанкротились основные промышленные предприятия, не рухнула банковская система. Нет угрозы голода в круп­ных городах, как в некоторых регионах России из-за развала села и чрез­мерного упования на импорт продовольствия. Мы не остановили выплаты по полученным иностранным кредитам, продолжаем расширять и углуб­лять международное экономическое сотрудничество. В республике не на­рушилась социальная и общественно-политическая стабильность.

Самое важное - Башкортостан благодаря своей конституционно за­крепленной самостоятельности, реализации собственного варианта разви­тия оказался более защищенным и подготовленным к кризисным ситуаци­ям. Он не отброшен назад, а, несмотря на значительные трудности, про­должает реализацию сохраненного и накопленного потенциала реформи-

рования и развития, движение по пути к цивилизованной, социально ори­ентированной подлинно рыночной экономике.

Разумеется, и у нас много нерешенных проблем, сложных задач. Но здесь многое зависит от федеральной политики и от нашей собственной активности и инициативы, способности реализовать весь потенциал чало-женный в нашей Конституции готовности осваивать реалии рыночной экономики и разумно использовать ее механизмы на благо родной респуб­лики и ее граждан. Надеюсь, глубже понять и обсудить эти непростые во­просы поможет и данная конференция.

В сегодняшних условиях мы еще раз убедились в принципиальной правоте избранного нами и закрепленного в Основном Законе республики самостоятельного пути развития. И это вселяет уверенность в то, что мы сумеем преодолеть все удары кризиса и построить процветающий Баш­кортостан в составе обновленной России.