logo
1 НОВЫЕ КОНСТИТУЦИИ СТРАН СНГ И БАЛТИИ

Раздел III Конституции Республики Туркменистан - "Система органов власти и управления"; раздел V Конституции Республики Узбекистан - "Организация государственной власти", и др.

Все страны СНГ имеют специфические особенности в формировании системы высших органов государства. Высшими органами законодательной власти в странах Содружества являются: Парламент - Национальное собраниеРеспублики Беларусь; Парламенты республик Грузии, Казахстана, Молдовы; Халк Маслахаты (Народный Совет) и Меджлис Туркменистана; Олий Мажлис Республики Узбекистан; Жогорку Кенеш Республики Кыргызстан и др.

Своеобразная система органов законодательной власти учреждена в Туркменистане. Здесь образуются высший представительный орган народной власти - Халк Маслахаты и законодательный орган власти - Меджлис Туркменистана (парламент). В состав Халк Маслахаты входят как избранные народом депутаты, так и представители трех властей - законодательной, исполнительной и судебной:

Президент республики, депутаты Меджлиса, члены Кабинета Министров, Председатель Верховного Суда, Высшего хозяйственного суда, Генеральный прокурор, главы административно-территориальных образований среднего и низового звеньев. Работой Халк Маслахаты руководит Президент Туркменистана либо избираемый Халк Маслахаты любой из его членов.

До принятия новых конституций в странах СНГ государственно-правовая доктрина исходила из принципа единства верховных и местных органов власти и единообразия гарантий для депутатов всех уровней. Новые конституции подходят к решению вопроса о статусе депутатов парламента с позиций мировой практики конституционализма. В них прослеживается идея свободного депутатского мандата, предусматривается профессионализация депутатского корпуса, закрепляется различный правовой статус депутатов высшего и региональных представительных органов, местного самоуправления и другие новеллы, характерные для западного парламентаризма.

Во всех странах СНГ введен институт президентуры. В условиях президентуры власть не персонифицируется, не становится принадлежностью конкретного лица, возглавляющего тот или иной орган. Она остается властью соответствующего органа государства. Законная власть президента республики основывается на конституции, правовых процедурах и механизмах, гарантирующих соблюдение конституционных полномочий.

Все президенты в странах СНГ избираются на основе всеобщего, равного избирательного права при тайном голосовании.

Конституция определяет правовой статус Президента (гл. 3 Конституции Беларуси - "Президент Республики Беларусь"; раздел III Конституции Казахстана - "Президент"; гл. 8 Конституции Туркменистана - "Президент Туркменистана" и др.). В одних государствах СНГ Президент выступает как глава государства (Беларусь, Казахстан, Украина), в других - как глава государства и исполнительной власти (Грузия, Туркменистан). В одних государствах Президент наделяется правом роспуска парламента (Беларусь, Казахстан, в других у него такого права нет;

в одних он издает подзаконные акты (Молдова, Грузия), в других указы, имеющие силу закона (Беларусь, Казахстан, Кыргызстан).

Конституционно определяется объем требований, предъявляемых к кандидату на пост Президента, срок его полномочий, основания и порядок досрочного прекращения полномочий главы государства.

Конституционно закрепляется неприкосновенность Президента и процедура отстранения его от должности.

Все конституции государств СНГ содержат раздел, посвященный органам исполнительной власти (раздел V Конституции Казахстана - "Правительство"; гл. 5 Конституции Кыргызстана - "Исполнительная власть"; гл. 5 Конституции Туркменистана - "Кабинет Министров" и др.).

Высшим коллегиальным органом исполнительной власти во всех странах СНГ является правительство. Это Правительство - Кабинет Министров Беларуси; Кабинет Министров Узбекистана; Правительство Кыргызстана и др. Конституционно определен порядок формирования, принципы деятельности и компетенции Правительства в сферах экономики, социального развития, обеспечения безопасности, внешней политики и международных отношений.

Конституционно-правовой статус правительства в странах СНГ определяется конституцией и специальными (конституционными) законами, регулирующими деятельность Правительства. Правительство в странах СНГ руководствуется принципами народовластия, разделения властей, законности, гласности, управленческого профессионализма. В пределах своих полномочий правительство организует исполнение законов, осуществляет контроль за деятельностью нижестоящих органов исполнительной власти.

Центральными отраслевыми органами исполнительной власти в странах СНГ являются министерства, комитеты, службы. Правительство осуществляет межотраслевое управление и контрольные функции.Конституции стран СНГ придают исключительно важное значение органам судебной власти, определяют основы правосудия и прокурорского надзора. Во всех конституциях есть главы, посвященные судебной власти (гл. 6 Конституции Беларуси - "Суд"; раздел VII Конституции Казахстана - "Суды и правосудие"; гл. 6 Конституции Кыргызстана - "Суды и правосудие" и др.).

Правосудие осуществляется только судом. Создание чрезвычайных специальных судов не допускается. Гарантией независимости судов служат конституционные принципы организации и деятельности судебной власти. Эти органы. стоят на страже прав и свобод человека и гарантируют его права от произвола чиновников и преступных посягательств. Конституции предусматривают соединение всех ветвей судебной системы: общих, арбитражных и конституционных судов.

Независимость судей защищается конституцией и законом. Судьи несменяемы и пользуются правом неприкосновенности (иммунитета). Конституции устанавливают равноправие сторон и гласность судопроизводства. Финансирование судом осуществляется только из государственного бюджета, что служит дополнительной гарантией независимости судопроизводства. В случаях, предусмотренных законом, обеспечивается участие в процессе присяжных заседателей.

Конституции стран СНГ большое внимание уделяют организации местного самоуправления. Местное самоуправление - это организация граждан для самостоятельного решения непосредственно или через избираемые ими органы вопросов местного значения с учетом исторических, социально-этнических и иных особенностей. Местное самоуправление осуществляется населением в форме непосредственной демократии (местных референдумов, сборов собраний и иных форм непосредственного волеизъявления граждан) и через выборные органы.

Органы местного самоуправления не выполняют законодательных функций, ибо не являются органами законодательной власти. Они в пределах своих полномочий реализуют законы и другие правовые акты.

Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, устанавливают местный бюджет, местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения. Конституции устанавливают, что органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями. В таких случаях им передаются необходимые материальные и финансовые средства.

Конституционный строй, который формируется в странах СНГ, изначально предполагает верховенство права и закона. Это означает, что государство, его органы и должностные лица, граждане связаны правом.

Конституция является верховным актом правовой системы, законом законов. Предписания конституции обладают верховенством, законы и иные акты правовой системы издаются на основе и во исполнение конституции. В противном случае эти акты утрачивают юридическую силу.

Нормы конституции имеют прямое действие. Суды и должностные лица государственных органов, местные самоуправления при разрешении конкретных дел должны руководствоваться нормами конституции. Граждане могут в случае нарушения их прав обращаться с жалобами в суды, непосредственно ссылаясь на конкретные статьи конституции. Прямое действие конституции получает также реализацию в нормах отраслей права - конституционного, административного, финансового, гражданского, жилищного, уголовного, трудового, экологического и др. Правовые акты органов законодательной и исполнительной власти публикуются для всеобщего сведения или обнародуются иным способом, за исключением содержащих государственную тайну. Акты, затрагивающие права и свободы граждан, не доведенные до всеобщего сведения, являются недействующими.

Все конституции стран СНГ устанавливают, что общепризнанные принципы и нормы международного права и ."между народные договоры этих стран являются составной частью национальной системы права. Если международным договором государства-члена Содружества установлены иные правила, нежели те, что предусмотрены законом, применяются правила международного договора.

Конституции стран СНГ образуют тот правовой фундамент, на котором строится их общественное здание.

Перед национальными юридическими науками конституционного права каждого из государств-членов Содружества стоит задача исследования интеграционных процессов в рамках СНГ, практики государственного строительства и тенденций развития конституционного законодательства этих государств. Это имеет не только познавательное, но и правовое значение. Практический и теоретический опыт стран СНГ в области конституционного развития обогащает отечественную теорию конституции новыми выводами и положениями, рожденными в специфических условиях отдельных государств в период их перехода от тоталитарной к демократической политической системе, позволяет заимствовать положительный опыт, находить оптимальное решение ряда общих правовых проблем, прогнозировать развитие политико-правовых и социально-экономических процессов в государствах-членах Содружества.

Новые конституции и конституционные проекты стран СНГ публикуются в официальных изданиях, которые недоступны для широкого читателя в России. Поэтому составители Сборника имели своей целью облегчить задачу читателей в отыскании интересующих их нормативных актов.

По сравнению с первым изданием настоящий Сборник значительно обогащен. В него включены новые конституции Азербайджана, Армении, Беларуси, Грузии, Казахстана, Молдовы, Таджикистана, Украины, Латвии, дана новая редакция Конституции Кыргызской Республики. В Сборнике представлены конституции ряда республик в составе государств СНГ (Абхазии, Каракалпакстана), а также Закон Украины "Об Автономной Республике Крым" от 17 марта 1995 г. и Закон Республики Молдовы "Об особом правовом статусе Гагаузии (Гагауз Ери)" от 23 декабря 1994 г. Конституция Крыма 1992 г. изъята из Сборника, т. к. она отменена, а ее новый текст еще не утвержден Верховным Советом Украины.

Ознакомление с текстами конституций стран СНГ и Балтии позволит читателям, интересующимся законодательством государств ближнего зарубежья, расширить свой кругозор. Конституции государств-участников Содружества и стран Балтии свидетельствуют о формировании в этих государствах национальных правовых систем. Можно констатировать, что в компаративистике появляется новое направление - сравнительное исследование правовых систем стран СНГ и Балтии.

Сборник рассчитан на студентов юридических и политологических вузов, изучающих как отечественное конституционное право, так и конституционное право зарубежных стран СНГ, на широкую юридическую общественность, депутатский корпус, на читателей, интересующихся проблемами становления суверенной национальной государственности в странах ближнего зарубежья.

КОНСТИТУЦИЯ АЗЕРБАЙДЖАНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

Принята всенародным референдумом Азербайджанской Республики 12 ноября 1995 г.

Азербайджанский народ, продолжая многовековые традиции государственности, руководствуясь принципами Конституционного Акта о государственной независимости Азербайджанской Республики, желая обеспечить благополучие всех и каждого, желая учреждения справедливости, свободы и безопасности, понимая свою ответственность перед прошлым, нынешним и будущим поколениями, используя свое суверенное право, торжественно заявляет о следующих своих намерениях:

- обеспечить независимость, суверенитет и территориальную целостность Азербайджанской Республики;

- гарантировать в рамках Конституции передовой демократический строй, соответствующий справедливым экономическим и социальным порядкам;

- достичь учреждения гражданского общества;

- построить правовое государство, обеспечивающее верховенство законов в качестве выражения воли народа;

- развивать экономическую и социальную сферу с целью обеспечить всем достойный уровень жизни;

- сохраняя приверженность общечеловеческим ценностям, жить в условиях безопасности, мира и дружбы с другими народами и в этой целью осуществлять взаимовыгодное сотрудничество.

С перечисленными выше высокими намерениями путем всенародного голосования (референдума) принимается настоящая Конституция.