Дополнительная
Галкин А.А. Германский фашизм. М., 1989.
Драбкин Я.С. Становление Веймарской республики. М., 1978.
Желев Ж. Фашизм: Тоталитарное государство. М., 1992.
История буржуазного конституционализма. Под ред. В.С.Нарсесянца.М.,1981.
Конституции государства Европейского Союза. М.,1997.
Мельников Д., Черная Л. Преступник смерти: аппарат насилия в нацистской Германии: 1933 – 1945. М., 1988.
Решетников Ф.М. Правовые системы стран мира: Справочник. М.,1993.
Методические рекомендации по изучению дисциплины
Написание конспекта (конкретного источника)
Научно-исследовательский и педагогический опыт свидетельствует, что эффективность работы с источниками обусловлена соблюдением определенных методических приемов. Последовательность которых можно представить следующим образом:
1. прочтение предлагаемого источника;
2. осмысление прочитанного;
3. выписки из прочитанного;
4. констатация того нового, что дало изучение источника в понимании конкретной проблемы.
Ведение записей является важнейшим условием продуктивной работы с научно-правовыми источниками. Письменная фиксация прочитанного способствует не только лучшему запоминанию, но и более глубокому осмыслению материала, возникновению собственных мыслей в связи с изученной проблемой. Возникшие и оставшиеся не разрешенными вопросы могут быть рассмотрены в ходе семинарского или практического занятия под руководством преподавателя.
В зависимости от целей записей конспект может носить форму плана, цитатных выписок, свободной записи, тезисов, сжатого обзорного изложения или обзора. Каждая из этих форм конспектирования имеет различное назначение.
План — это перечень основных вопросов содержания книги, статьи и т. п. Различают простой и развернутый планы. Простой план состоит из общих вопросов, а развернутый дифференцирует каждый пункт простого плана на подвопросы. Вопросами плана могут быть заголовки отдельных разделов и глав конспектируемой работы. Более сложным является самостоятельная формулировка вопросов. В этом случае необходимо прежде всего определить главную мысль источника, а затем разбить весь текст на части, озаглавив каждый из них. Кроме того, можно согласовать планы конспектов в соответствии с вопросами, взятыми из плана семинара или индивидуального контрольного собеседования по данной теме, что одновременно будет способствовать лучшей подготовке к занятиям. Конспект в форме плана предназначен для повторения материала в ближайшее время после проработки источника, может служить памяткой для устного выступления.
Цитатные выписки — представляют собой дословные записи текста источника. Они обязательно сопровождаются ссылкой на этот источник. Цитатные выписки хороши для написания докладов и рефератов, т.к. позволяют аргументировать отдельные аспекты работы.
Свободная запись - включает в себя и цитаты, и сжатое изложение мыслей автора, и планы различных видов (простые и сложные). Эта форма конспекта, при должном исполнении, окажет существенную помощь при подготовке к устному ответу, написании доклада, реферата, курсовой или дипломной работы.
Тезисы — краткая формулировка основных положений источника без подробного раскрытия содержания. Обычно тезис отвечает на вопрос плана. Тезисы можно формулировать самостоятельно, включая в них основные положения автора. Тезисы необходимы для устных выступлений и ответов на занятиях. Их недостатком является краткость, сжатая информативность
Обзор — сжатое, связное изложение основных положений изучаемого источника. Чем короче запись, тем серьезнее надо относиться к формулировкам, к подбору понятий. Обзор служит средством запоминания прочитанного, необходим при повторении материала, для дополнительной работы на будущее. Неудобство обзорного конспекта заключается в его большом объеме.
Методика подготовки устного выступления (доклада)
Любое устное выступление есть разновидность прямой коммуникации, непосредственное общение участников учебного процесса, важнейший элемент семинарских и практических занятий.
Работа по его подготовке подразделяется на два этапа:
1. подготовка текста выступления
2. взаимодействие с аудиторий (коммуникация).
На первом этапе необходимо четко определиться с темой и целью выступления. Если тема учебная и установлена планом занятия, эта задача упрощается, и курсант сразу может приступить к подбору материалов. При этом следует опираться на список рекомендуемой литературы в учебно-методическом комплексе. Что впрочем, не исключает привлечения дополнительного материала по инициативе докладчика.
Работа над композиционно-логическим оформлением текста, подбором материала, определением стиля и языка устного выступления осуществляется в соответствии с теми методическими рекомендациями, которые были изложены в разделе, посвященном работе с научно-правовыми первоисточниками.
Организующим инструментом данного этана служит план выступления, который делится на три части: вступление, главная часть, заключение. Каждая из указанных частей несет свою функциональную нагрузку.
Вступление вводит в суть предлагаемой проблемы, возбуждает интерес слушателей, а так же служит средством установления контакта с аудиторией.
Главная часть — самая ответственная. Она содержит максимум содержания, которое должно быть логически организовано.
Заключение - часть выступления, имеющая важную содержательную и эмоционально-психологическую нагрузку. Служит логическим завершением устного выступления. В заключении должен быть подведен итог сказанному и сформулированы выводы, закреплено содержание доклада, поставлены перспективные цели по изучению рассмотренной проблемы.
На этапе непосредственно взаимодействия с аудиторией (учебной группой) студенту необходимо не только четко изложить подготовленный материал, но и ответить на вопросы по теме доклада, вести дискуссию.
Произнесение речи — важнейший, итоговый этап работы, где содержание доводится до публики. И здесь очень важен выбор языковых средств. Фраза устного выступления должна носить форму короткого и несложного предложения, легко воспринимаемого на слух. Основные мысли, ключевые места в докладе можно выделить паузой и понижением голоса, либо указать, что на это следует обратить особое внимание. Эффект устной речи усиливают, привлекая внимание, вводные конструкции и предложения «словом», «понятно», «если хотите», «как все мы знаем». Приведение тематических примеров позволяет сделать доклад более образным, интересным, доступным пониманию слушателей. Чтение доклада не отрываясь от текста приводит к «потере аудитории». Письменная речь хуже воспринимается на слух и, часто, перегружена терминами. Чтение порождает впечатление о слабой подготовке докладчика, незаинтересованности его в теме доклада. Допустимо цитировать отдельные, требующие точного воспроизведения, места.
Докладчику необходимо уметь отвечать на вопросы по тематике выступления. Сам факт возникновения вопросов говорит о внимании слушателей, их заинтересованности докладом. Ответы на вопросы устанавливают связь с аудиторией. Лишь владение излагаемым материалом может помочь ответить на вопросы. При ответах требуется доказательность и аргументированность. Форма ответа может быть самой различной. Могут быть использованы: статистические данные, фактический материал, ссылка на нормативно-правовые акты, авторитетное мнение специалиста, всем известный прецедент.
Следствием возникших вопросов может быть дискуссия, которая представляет собой разновидность спора как словесного состязания. В учебном процессе дискуссия — активный метод закрепления и углубления знаний, развития навыков творческого мышления и умения вести спор. Сущность дискуссии состоит в публичной защите или опровержении какой-либо мысли, мнения. Как только участники придут к согласию, предмет дискуссии будет исчерпан и она завершится.
Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов.
Самостоятельная подготовка студентов является одним из важнейших элементов обучения в РАП НФ. При правильной организации самоподготовка имеет решающее значение для развития самостоятельности как одной из ведущих черт личности будущего юриста, является средством, обеспечивающим: сознательное и прочное усвоение знаний по предмету.
Самоподготовка дисциплинирует, способствует формированию высокой культуры умственного труда, приобретению приемов и навыков самостоятельной работы, умений разумно расходовать и распределять время, накапливать и усваивать необходимую для успешного обучения и профессионального становления информацию. Позволяет освоить методы познания (анализ, синтез, сравнение, индукция, дедукция), учит самостоятельному мышлению, позволяет сформировать собственный стиль работы, наиболее полно соответствующий личным склонностям и познавательным навыкам студента.
В связи с большим объемом и сложностью учебного материала по дисциплинам самостоятельная работа студентов приобретает в рамках учебного процесса очень большое значение. Правильная организация самостоятельной работы студентов дает преподавателю возможность обеспечить углубленное изучение тех вопросов программы по конкретному предмету, на которые не хватает времени в рамках аудиторных занятий.
Целью самостоятельной подготовки является: углубление и закрепление знаний полученных на лекционных, семинарских занятиях, выработка навыков самостоятельного поиска знаний, подготовка к предстоящим учебным занятиям, зачетам и экзаменам, формирование индивидуальных способностей и склонностей для дальнейшей профессиональной деятельности, самостоятельное изучение программного материала дисциплин, вынесенного в фонд часов самостоятельной работы.
К основным видам самостоятельной работы при изучении дисциплин государственно-правового цикла можно отнести следующие:
-
изучение рекомендованных нормативных историко-правовых актов;
-
изучение учебной и научной тематической литературы, рекомендованных периодических изданий;
-
подготовка к семинарским занятиям;
-
подготовка к тестированию, выполнению контрольных работ;
-
подготовка к сдаче зачета, экзамена;
-
подготовка тематического сообщения;
-
написание доклада;
-
написание реферата;
-
подготовка научной работы;
Примерная тематика рефератов (либо научных докладов).
-
Древние государства Месопотамии.
-
Нововавилонское государство.
-
Ассирийская держава.
-
Законы царя Хаммурапи.
-
«Ригведа», как источник права эпохи арийского завоевания.
-
Уголовное право и судопроизводство по Дхармашастре Яджнавалкьи.
-
Дхармашастра Нарады.
-
Судопроизводство по Артхашастре.
-
Политический строй гомеровского общества.
-
Общественные реформы и законодательство Солона.
-
Государственное устройство Афин по Аристотелю.
-
Законодательство Афин по Плутарху.
-
Реформы Перикла и Эфиальта.
-
Афинская демократия.
-
Обучение и воспитание в Греции.
-
Становление римского полиса.
-
Военно-родовой строй у древних римлян.
-
Борьба патрициев и плебеев в Риме.
-
Кризис республиканской формы правления в Древнем Риме.
-
Государственная организация принципата.
-
Система управления при доминате.
-
Преторская юстиция.
-
Римская юриспруденция.
-
Система римского частного права.
-
Уголовная юстиция и уголовное право в Древнем Риме.
-
Кодификация римского права.
-
Франки и римское государство.
-
«Варварские правды» у франков.
-
Суд и судебный процесс у франков.
-
Империя Карла Великого.
-
Реформы Людовика IX во Франции.
-
Реформы Филиппа IV. Генеральные штаты.
-
«Великая хартия вольностей» 1215г.
-
Возникновение парламента в Англии.
-
Особенности сословно-представительной монархии в Германии.
-
«Саксонское зерцало» в Германии.
-
Розыскной судебный процесс в Германии.
-
Реформация в Германии.
-
Образование английских партий.
-
Политика Карла II.
-
«Славная революция» в Англии.
-
«Хабеас корпус акт» 1679 г.
-
Правительство и парламент в Англии в XVII в.
-
Избирательные реформы Англии в XIX в.
-
Европа и колонизация Северной Америки.
-
Первый президент США Д. Вашингтон.
-
Томас Джефферсон и его политические воззрения.
-
Джон Адамс как политический и государственный деятель.
-
Конституция 1795 г. и Конституция 1799 г. во Франции.
-
Консульство и монархия Наполеона Бонапарта.
-
Кодификационные работы Наполеона.
-
Торговый кодекс Франции 1807 г.
-
Уголовный кодекс Франции 1810 г.
-
Создание Германского союза.
-
Становление конституционной монархии в Германии.
-
Революция 1848 г. в Германии.
-
Общегерманская конституция 1849 г.
-
Пруссия в системе германских государств.
-
Конституционная хартия Пруссии 1850 г.
-
Канцлер Пруссии Отто Бисмарк и его роль в объединении Германии.
-
Правоохранительные органы США.
-
Судоустройство и гражданский процесс в Германии.
-
Эволюция гражданского права Германии вначале XX в.
-
Создание судебной системы в Японии.
-
«Реставрация Мэйдзи».
-
Эволюция конституционного права США в ХХ в.
-
«Новый курс» Рузвельта.
-
Становление американского права.
-
Английское законодательство об избирательном праве в ХХ столетие.
-
Закон о чрезвычайных полномочиях английского правительства 1920 г.
-
Право собственности по английским законам ХХ в.
Примеры тестовых заданий и/или контрольных заданий для проведения рубежного контроля.
Yandex.RTB R-A-252273-3- История государства и права зарубежных стран
- Введение
- Объем дисциплины и виды учебной работы
- Тематический план
- Программа курса.
- Тема 7. Государство и право Древнего Рима.
- Раздел II История государства и права Средних веков
- Тема 8. Особенности развития средневекового государства и институтов феодального права.
- Тема 18. Государственно-правовая и судебная система Франции в XVIII-XIX веках.
- Тема 19. Государственно-правовая и судебная система Германии.
- Тема 20. Возникновение государства и судебно-правовая система сша.
- Тема 21. Государственно-правовая и судебная система Японии.
- Тема 22. Государственно-правовая и судебная система Китая.
- Раздел IV
- Тема 23. Основные тенденции развития государства и права в современную эпоху.
- Тема 24. Судебно-правовая система Великобритании.
- Тема 25. Судебно-правовая система Франции.
- Тема 26. Судебно-правовая система Германии.
- Тема 27. Государственная и судебно-правовая система сша.
- Тематический план семинарских занятий.
- Планы семинарских занятий.
- Тема 1. Предмет, цели, задачи и методы изучения курса «история государства и права зарубежных стран»
- Дополнительная
- Государство и право древнего мира.
- Тема 2. Государство древнего египта
- Темы для докладов и рефератов
- Рекомендованная литература Основная
- Дополнительная
- Тема 3. Государство и право древнего вавилона
- Задача № 4.
- Задача № 5.
- Рекомендованная литература Основная
- Дополнительная
- Тема 4. Рабовладельческое государство индии
- Темы для докладов и рефератов
- Задание для самопроверки
- Рекомендованная литература
- Дополнительная
- Тема 5. Государство и право древнего китая
- Темы для докладов и рефератов
- Задание для самопроверки
- Рекомендованная литература Основная
- Дополнительная
- Тема 6. Государство и право древней греции.
- Темы для докладов и рефератов
- Задание для самопроверки
- Рекомендованная литература Основная
- Дополнительная
- Тема 7. Государство и право древнего рима
- Темы для докладов и рефератов
- Задание для самопроверки Тест:
- Рекомендованная литература Основная
- Дополнительная
- Государство и право средних веков. Тема 8. Особенности развития средневекового государства и права
- Дополнительная
- Тема 9. Государство и право салических франков
- Рекомендованная литература Основная
- Дополнительная
- Тема 10. Государство и право феодальной франции.
- Темы для докладов и рефератов
- Задание для самопроверки. Тесты:
- Рекомендованная литература Основная
- Дополнительная
- Тема 11. Государство и право феодальной англии
- Темы для докладов и рефератов
- Вопросы для самопроверки. Тесты:
- Рекомендованная литература Основная
- Дополнительная
- Тема 12. Особенности развития германских государств в средние века.
- Темы для докладов и рефератов
- Задания для самопроверки. Тесты:
- Рекомендованная литература Основная
- Дополнительная
- Тема 13. Государство и право византии
- Темы для докладов и рефератов
- Задание для самопроверки. Тесты:
- Рекомендованная литература Основная
- Дополнительная
- Тема 14. Государство и право в странах средневекового востока (индия, китай, япония).
- Темы для докладов и рефератов
- Рекомендованная литература Основная
- Дополнительная
- Тема 15. Арабский халифат. Мусульманское право.
- Темы для докладов и рефератов
- Рекомендованная литература Основная
- Дополнительная
- Задания для самопроверки. Тесты:
- Государство и право в новое время.
- Тема 16. Государственно-правовая и судебная система англии в новое время
- Рекомендованная литература Основная
- Дополнительная
- Темы для докладов и рефератов
- Вопросы для самопроверки Тесты:
- Рекомендованная литература Основная
- Дополнительная
- Тема 17. Возникновение государства и судебно-правовой системы сша в новое время
- Темы для докладов и рефератов
- Рекомендованная литература Основная
- Дополнительная
- Тема 18. Государственно-правовая и судебная система франции в новое время.
- Темы для докладов и рефератов
- Рекомендованная литература Основная
- Дополнительная
- Темы докладов и рефератов
- Рекомендованная литература Основная
- Дополнительная
- Темы для докладов и рефератов
- Рекомендованная литература Основная
- Дополнительная
- Тема 19. Государственно-правовая и судебная система германии в новое время.
- Дополнительная
- Дополнительная
- Тема 20,21. Государственно-правовая и судебная система Японии и Китая в Новое время.
- Темы для докладов и рефератов
- Рекомендованная литература Основная
- Дополнительная
- Тема 22. Новейшая история и судебно-правовая система соединенных штатов америки.
- Темы для докладов и рефератов
- Рекомендованная литература Основная
- Дополнительная
- Тема 23. Новейшая история государства и судебно-правовая система великобритании.
- Темы для докладов и рефератов
- Рекомендованная литература Основная
- Дополнительная
- Тема 24. Новейшая история государства и судебно-правовая система франции.
- Темы для докладов и рефератов
- Рекомендованная литература Основная
- Дополнительная
- Тема 25. Новейшая история государства и судебно-правовая система германии
- Темы для докладов и рефератов
- Рекомендованная литература Основная
- Дополнительная
- 1 Раздел. Государство и право Древнего мира.
- Тема 1. Предмет и методология курса. Общая характеристика государственно-правовых систем древневосточных монархий
- Тема 2. Государственно-правовая система Древнего Вавилона
- Тема 3. Государственно-правовая система Древнего Египта
- Тема 4. Государственно-правовая система Древней Индии
- Тема 5. Государственно-правовая система Древнего Китая
- Раздел 2. Государство и право античного мира
- Тема 6. Общая характеристика государственно-правовых систем античного мира
- Тема 7. Государство и право Древней Греции
- Тема 8. Государство и право Древнего Рима
- Тема 9. Общая характеристика правовых институтов феодального строя европейских стран
- Тема 10. Городское право средних веков
- Тема 11. Каноническое право
- Тема 12. Государство и право Византийской империи
- Тема 13. Государство и право Франкского государства
- Тема 14. Государство и право средневековой Англии
- Тема15. Государство и право средневековой Франции
- Тема 16. Государство и право в средневековой Германии
- Тема 17. Обшая характеристика государственно-правовых систем средневекового Востока. Возникновение и основные институты мусульманского права
- Тема 18. Государство и право средневековой Японии
- Тема 19. Государство и право средневекового Китая.
- Тема 20. Государство и право средневековой Индии
- 3 Раздел. Государство и право в Новое время.
- Тема 21. Общая характеристика, принципы и основные черты буржуазного права
- Тема 22, Государство и право Великобритании. Английская буржуазная революция
- Тема 23. Образование Соединенных Штатов Америки. Судебно-правовая система сша в Новое время.
- Тема 24. Государство и право Франции в Новое Время. Великая Французская буржуазная революция.
- Тема 25. Государство и право Германии в Новое Время
- Тема 26. Государство и право Японии в Новое Время
- Раздел 4. Государство и право в Новейшее время
- Тема 27. Государство и право Великобритании в Новейшее время
- Тема 28. Государство и право сша в Новейшее время
- Тема 29. Государство и право Франции в Новейшее время
- Тема 30. Государство и право Германии в Новейшее время
- Тема 31. Государство и право Японии в Новейшее время
- Тема 32, Общая характеристика государственно-правовых систем в Новейшее время. Основные изменения в праве
- Литература рекомендуемая литература (основная):
- Рекомендуемая литература (дополнительная):
- Справочная литература:
- Вопросы для подготовки к зачету
- Вопросы для подготовки к экзамену