logo
Ответы

14. Проблемы борьбы с преступностью в России (характеристика правовых средств)

Меры предупреждения (профилактики) корыстных преступлений принято дифференцировать на общие, т.е. нецеленаправленно или объективно воздействующие на криминогенные факторы данного рода преступности, и специальные, т.е. меры целенаправленно воздействующие на такие факторы.

Одновременно в качестве критерия для классификации мер борьбы с корыстной преступностью также используется принадлежность таких мер к однородной социальной сфере. На основе данного критерия выделяются экономические, политические, правовые, психологические, организационные, технические меры борьбы с корыстной преступностью.

В планировании борьбы с преступностью применяются и иные подходы к классификации таких мер, например особенности видового объекта посягательства (см., напр.: Федеральная целевая программа по усилению борьбы с преступностью на 1996 - 1997 годы. Утв. постановлением Правительства РФ от 17 мая 1996 г. //СЗ РФ 1996. №22. Ст. 2096.).

Следует также учитывать принципиальные различия национальных, региональных, локальных, объектных и индивидуальных мер борьбы с преступностью. В данном случае будет рассмотрен уровень национальных мер.

Экономические меры борьбы с корыстной преступностью  Общие: а) преодоление экономического кризиса; б) снижение уровня реальной инфляции до 2-4% в год; в) снижение степени поляризации населения по уровню доходов; г) ресурсное обеспечение прожиточного минимума населения; д) поддержание реальной безработицы на уровне не выше 5-6% трудоспособного населения. Специальные: а) адекватное ресурсное обеспечение подразделений правоохранительных органов по борьбе с преступлениями в сфере экономики; б) создание экономической основы государственных внебюджетных фондов, предусматривающих обособленное финансирование программ компенсации ущерба жертвам преступлений в сфере экономики.

Политические меры борьбы с корыстной преступностью  Общие: а) обеспечение стабильности ограниченного государственного управления имуществом и экономической деятельностью; б) поддержание устойчивого равновесия государственных и частных интересов в экономике; в) ограничение коррупции в органах государственной власти и местного самоуправления, ведающих государственным регулированием экономикой. Специальные: а) разработка государственной стратегии борьбы с корыстной преступностью; б) определение целей и задач борьбы с преступностью в сфере экономики в программных документах политических партий и движений; в) обеспечение государственной поддержки развитию негосударственных институтов борьбы с преступностью в сфере экономики и отдельными ее видами.

Правовые меры борьбы с корыстной преступностью  Общие: а) устранение противоречий в правовом регулировании собственности, экономической деятельности и службы в коммерческих и иных организациях; б) восполнение пробелов в правовом регулировании отдельных видов экономических отношений (например, отношений собственности на землю). Специальные: а) внесение изменений и дополнений в уголовное законодательство в части, относящейся к усовершенствованию норм об ответственности за преступления против собственности в сфере экономической деятельности (например, установление нормативных определений крупного Ущерба и крупного размера применительно к тем преступлениям в сфере экономической деятельности, для которых количественное содержание этих признаков не установлено); б) устранение терминологической несогласованности гражданского, административного, таможенного, налогового, валютного и уголовного законодательства; в) разработка и принятие официального толкования норм об ответственности за преступления в сфере экономики; г) совершенствование правового регулирования деятельности подразделений правоохранительных органов, осуществляющих борьбу с отдельными видами преступлений в сфере экономики; д) нормативное урегулирование механизма компенсации ущерба, причиненного жертвам преступлений в сфере экономики.

Психологические меры борьбы с корыстной преступностью Общие: а) воспитание уважения к законодательным установлениям в сфере экономики; б) формирование идеалов честного предпринимательства; в) формирование доверия населения к государственной экономической политике; г) воспитание негативного отношения к уклонению от уплаты налогов. Специальные: а) информирование населения о состоянии правового регулирования ответственности за корыстные преступления; б) воспитание солидарности населения с уголовно-правовыми запретами в отношении общественно опасного экономического поведения; в) информирование о негативных последствиях нарушения уголовно-правовых запретов в сфере экономики; г) информирование о мерах профилактики отдельных видов корыстных преступлений; д) информирование о способах легальной защиты прав, нарушенных в результате совершения корыстных преступлений; е) демонстрация положительных результатов предупреждения и пресечения отдельных видов корыстных преступлений.

Организационные меры борьбы с корыстной преступностью Общие: а) разработка и внедрение новых социальных технологий, объективно препятствующих совершению корыстных преступлений (обеспечение "прозрачности" государственного бюджета, объявление рейтингов свободных от коррупции сфер государственного управления отдельными секторами экономики; отраслевая паспортизация субъектов экономической деятельности и др.). Специальные:  а) криминологическая экспертиза экономического законодательства;  б) создание системы криминологического мониторинга всех отраслей экономики;  в) разработка специализированных программ (планов) либо разделов таких программ (планов) борьбы с отдельными видами корыстных преступлений;  г) оптимизация системы подразделений правоохранительных органов, осуществляющих борьбу с отдельными видами корыстных преступлений;  д) совершенствование механизма взаимодействия отечественных и зарубежных правоохранительных органов, осуществляющих борьбу с корыстными преступлениями транснационального характера.

Технические меры борьбы с корыстной преступностью  Общие: а) разработка и внедрение технических средств, обеспечивающих персонифицированные доступ к имуществу, производство, распределение и потребление товаров и услуг; б) создание технологий в промышленности, сферах оказания услуг и потребления, объективно препятствующих изъятию имущественных ценностей или использованию их не по назначению.  Специальные: а) создание специализированного программного обеспечения поддержки и принятия управленческих решений в сфере борьбы с отдельными видами корыстных преступлений; б) создание автоматизированных информационно-поисковых систем применительно к решению задач обнаружения и квалификации отдельных видов корыстных преступлений; в) разработка и внедрение организационно-технического обеспечения быстрого фиксирования следов неочевидных корыстных преступлений.

15. Гражданское законодательство

Гражданское законодательство - это совокупность нормативных правовых актов, регулирующих имущественные и личные неимущественные общественные отношения.

Гражданское законодательство следует отличать от гражданского права, в первом случае, понятие включается в себя совокупность нормативных правовых актов, тогда как, гражданское право составляет совокупность правовых норм.

Гражданское законодательство тесно связано с иными отраслями законодательства, - семейным, земельным, лесным, трудовым.