20. Объединения субъектов хозяйствования
Коммерческие организации и (или) индивидуальные предприниматели, а также коммерческие и (или) некоммерческие организации вправе создавать на договорной основе объединения в форме союзов и ассоциаций (п.4 ст.46 ГК). Такие объединения являются некоммерческими организациями и создаются с целью координации предпринимательской деятельности участников и защиты их имущественных интересов. Ассоциациям и союзам запрещено заниматься предпринимательской деятельностью. Если по решению участников на ассоциацию (союз) возлагается ведение предпринимательской деятельности, то она должна преобразоваться в хозяйственное товарищество или общество либо может создать хозяйственное общество или участвовать в таком обществе (п.1 ст. 121 ГК).
Учредительным документом ассоциации (союза) является, утвержденный ее членами устав. Ассоциации (союзы) являются собственниками переданного учредителями имущества.
Согласно п.2 ст. 123 члены ассоциации (союза) имеют право свободного выхода из объединения по окончании финансового года. Ассоциация (союз) не отвечает по обязательствам своих членов, однако члены ассоциации (союза) несут субсидиарную ответственность по обязательствам объединения в порядке и размерах, предусмотренных уставом.
Коммерческие, некоммерческие организации и (или) индивидуальные предприниматели могут быть членами государственных объединений (п.4 ст.46 ГК) в том числе концернов. Концерн - способ организации взаимодействия субъектов хозяйствования путем централизации производственных, научно-технических, внешнеэкономических функций, финансовой и инвестиционной деятельности, а также сервисного обслуживания. Отличительным признаком концерна является централизованное управление. Правовое положение государственных объединений урегулировано ст.ст. 123-1 - 123-4 ГК и иными нормативными актами. Создаются государственные объединения по решению Президента Республики Беларусь либо Правительства, как правило, по отраслевому принципу. Государственные объединения по общему правилу - некоммерческие организации, однако в исключительных случаях могут носить коммерческий характер (п.4 ст. 123—1 ПК).
Законодательство Республики Беларусь допускает создание холдингов. Порядок создания и деятельности холдингов регулируется нормами Указа Президента Республики Беларусь от 28 декабря 2009 г. № 660 «О некоторых вопросах создания и деятельности холдингов в Республике Беларусь» (далее - Указ № 660). Под холдингом понимается объединение коммерческих организаций (участников холдинга), в котором одна из коммерческих организаций является управляющей компанией холдинга в силу возможности оказывать влияние на решения, принимаемые другими коммерческими организациями - участниками холдинга (дочерними компаниями холдинга), на основании : либо владения 25 процентами и более простых (обыкновенных) акций (долей в уставных фондах) дочерних компаний холдинга; либо управления деятельностью дочерних компаний холдинга - унитарных предприятий, учрежденных управляющей компанией холдинга либо по отношению к которым управляющая компания холдинга приобрела статус учредителя по иным основаниям, предусмотренным законодательными актами. Если собственником 25 процентов простых акций (допей) коммерческих организаций является физическое лицо, то данное физическое лицо осуществляет управление этими коммерческими организациями без образования управляющей компании холдинга. В этом случае все участники холдинга считаются его дочерними компаниями (п.1 Указа № 660).
Холдинг не является юридическим лицом. Его участниками могут быть хозяйственные общества и (или) унитарные предприятия.
Для создания холдинга необходимо получить согласие антимонопольного органа.
Холдинг создается по решению управляющей компании холдинга или собственника. Холдинг считается созданным и приобретает статус холдинга с даты его регистрации, осуществляемой Министерством экономики Республики Беларусь, которое ведет Государственный реестр холдингов.
Деятельность управляющей компании холдинга по управлению ее дочерними компаниями признается предпринимательской деятельностью.
Управляющая компания ведет консолидированный учет и отчетность о финансово- хозяйственной деятельности холдинга. Дочерние компании обязаны предоставлять управляющей компании холдинга бухгалтерскую отчетность не реже одного раза в год, а также иную отчетность в других случаях, предусмотренных уставами дочерних компаний.
Кроме того, законодательство Республики Беларусь допускает создание финансово-промышленных (ФПГ) и иных хозяйственных групп, которые не являются юридическими лицами и действуют на основании специального законодательства. ФПГ создается на основе договора, заключаемого юридическими лицами, с целью обеспечения их экономической интеграции для реализации инвестиционных проектов и программ. В случае, когда в состав ФПГ входят резиденты и нерезиденты Республики Беларусь, создание ФПГ осуществляется на основе межгосударственных соглашений. Деятельность ФПГ регулируется Законом Республики Беларусь от 4 июня 1999 г. № 265 «О финансово-промышленных группах», международными договорами Республики Беларусь и иными нормативными правовыми актами. Отношения между участниками, которые не урегулированы нормативными актами, регулируются договором о создании финансово-промышленной группы. Государственную регистрацию ФПГ осуществляет Министерство экономики Республики Беларусь.
Под хозяйственной группой понимается совокупность юридических лиц, которые осуществляют предпринимательскую деятельность и объединенных между собой одним из способов, предусмотренных в Указе Президента Республики Беларусь от 27 ноября 1995г.
№ 482 «О создании и деятельности в Республике Беларусь хозяйственных групп». Указанным нормативным актом предусмотрено шесть способов создания хозяйственных групп (п.2 Указа № 482). Хозяйственные группы также не являются юридическими лицами.
Правовое положение и деятельность холдингов, финансово-промышленных и иных хозяйственных групп следует рассматривать в прямой зависимости с проблемой признания объединений коммерческих юридических лиц, не имеющих статуса юридического лица, субъектами хозяйственной деятельности.
- 1. Понятие и предмет хозяйственно-правового регулирования.
- 2. Принципы и методы правового регулирования хозяйственной деятельности.
- 3. Источники правового регулирования хозяйственной деятельности.
- 4. Понятие субъекта хозяйствования. Организационно-правовая форма субъекта хозяйствования.
- 5. Понятие и содержание права собственности. Формы собственности в Республике.
- 6. Правовой режим имущества субъектов хозяйствования. Уставной фонд.
- 7. Правовое регулирование бухучета
- 8. Правовое регулирование отчетности субъектов хозяйствования.
- 9. Правовые основы аудиторской деятельности.
- 10. Понятие , признаки и виды юридических лиц.
- 11. Правовое положение хозяйственных товариществ.
- 12. Правовое положение унитарных предприятий
- 13. Правовое положение обществ с ограниченной ответственностью и обществ с дополнительной ответственностью.
- 14.15. Правовое положение акционерных обществ( виды, порядок создания и формирования уставного фонда). Управление акционерным обществом.
- 16. Правовое положение производственных кооперативов.
- 17. Правовое положение индивидуальных предпринимателей.
- 18. Порядок создания субъектов хозяйствования.
- 19. Прекращение деятельности субъектов хозяйствования. Реорганизация и ликвидация.
- 20. Объединения субъектов хозяйствования
- 21. Дочерние и зависимые организации
- 22. Правовое положение структурных подразделений юридических лиц. Филиалы и представительства
- 23. Основные направления государственного регулирования экономики. Акты государственного регулирования
- 24. Лицензирование деятельности субъектов хозяйствования
- 25. Правовое регулирование государственных закупок
- 26. Гражданско-правовая ответственность: понятие, особенности, виды
- 27. Понятие и порядок возмещения убытков
- 28. Правовая природа процентов за незаконное пользование чужими денежными средствами
- 29. Понятие , виды и порядок взыскания неустойки
- 30. Порядок организации и проведения проверок деятельности субъектов хозяйствования.
- 31. Понятие экономической несостоятельности (банкротства). Заявление о банкротстве. Досудебное оздоровление.
- 32. Защитный период в процедуре экономической несостоятельности (банкротства)
- 33. Конкурсное производство: основания открытия, цели, процедуры.
- 34. Мировое соглашение в процедуре экономической несостоятельности (банкротства).
- 35. Правовое регулирование ограничения монополистической деятельности и развития добросовестной конкуренции .
- 36. Недобросовестная конкуренция: понятие, формы, ответственность.
- Гражданская и административная ответственность
- Уголовная ответственность
- 37. Правовое регулирование технического нормирования и стандартизации
- 38. Правовое регулирование оценки соответствия.
- 39. Обеспечение единства измерений.
- 40. Ответственность за нарушение законодательства о качестве.
- 41. Правовое регулирование ценообразования в рб.
- 42. Понятие, формы, объекты и субъекты инвестиционной деятельности в Республике Беларусь
- 43. Основные формы участия государства в инвестиционной деятельности в Республике Беларусь.
- 44. Инвестиционный и концессионный договоры
- 45. Правовое положение иностранных инвестиций в Республике Беларусь
- 46. Хозяйственный договор: понятие, виды, содержание
- 47. Порядок заключения, изменения и расторжения хозяйственных договоров
- 48. Понятие и виды трудового договора. Порядок заключения.
- 49. Основания и порядок расторжение трудового договора
- 50. Трудовая дисциплина. Дисциплинарная ответственность
- 51. Трудовые споры
- 53. Подсудность дел в хозяйственном судопроизводстве.
- 54. Порядок обращение взыскания на денежные средства и имущество должника при исполнении судебных постановлений хозяйственного суда.