18. Научно – историческая и практическая ценность документа.
Документирование как научная дисциплина:1. изучает закономерности образца документов в различных областях человеческой деятельности.2. разрабатывает способы создания документов.3. исследует, разрабатывает методы организации документооборота и строения систем документирования.Следует помнить, что документ – это социальный объект, созданный человеком и для человека.Основная задача документирования является – исследования возникновения документа, это позволяет:1. отделить закономерно возникшие документы от случайных.2. позволяет прогнозировать развитие документов.Документирование изучает способы составления документов в их гинезиса и развитии. Затем дает им общую классификацию и оценку. Документирование занимается изучением различных документов в деятельности учреждений и должностных лиц. Документирование, как научная дисциплина уделяет внимание разновидности документов, учитывая при этом различные способы документирования и характеристику их систем. Документирование тесно связано с источником ведения – научня дисциплина, исторические документы.
Порядок обработки предложений, жалоб граждан.
Письменные обращения граждан следует рассматривать как важное средство осуществления и охраны прав личности. 2 мая 2006г Президентом подписан новый ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ» (№59-ФЗ) Ст. закона посвящена определению терминов: - обращение гражданина- направляется в гос орган, - предложение- рекомендация гражданина по совершенствованию законов и иных нормативных актов, улучшению социально-экономической сфер деятельности гос-ва и общества. –заявление- просьба гражданина о содействии в реализации его прав и свобод. – Жалоба- просьба гражданина восстановлению или защите его нарушенных прав. Граждане имеют право: - предоставить дополнительные документы и обращаться с просьбой об их истребовании, - знакомиться с документами, касающимися рассмотрения обращения, - получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, - обращаться с жалобой, - обращаться с заявлением о прекращении рассмотрения обращения. Технология работы с обращением граждан требует организации. Она включает:- прием и первичная обработка обращений, - регистрация обращений, - отправка на рассмотрение, - уведомление заявителя о направлении обращения в др. учреждения, - уведомление о длительном рассмотрении, - контроль за сроком исполнения и выполнение по ним решений, - информационно-справочная работа по обращениям, - извещение о решении, - анализ поступивших обращений. Все письменные обращения принимаются централизованно в одном месте. На документе в нижнем правом углу проставляется штамп учреждения, в котором стоит дата его получения и начала работы с ним. После первичной обработки все обращения передаются на регистрацию (срок регистр. 3 дня с момента поступления). После регистрации документ докладывается руководителю для принятия решения. Принятие решения должно быть основано на требованиях законов, изучении причин, обстоятельств. Весь процесс подлежит контролю. Сроки исполнения обращений определяются в зависимости от сложности поставленных вопросов. Заявления и жалобы , не требующие доп. изучения разрешаются безотлагательно или в течении 30дней со дня регистрации. На всех письмах, жалобах заявленных при регистрации ставится отметка «Контроль» . Обращение снимается с контроля после выполнения принятого по нему решения, делается отметка в контрольно-регистрационной карточке. Распоряжение о снятии с контроля дает лицо, принявшее по этому вопросу решение. Одним из важных этапов работы с обращениями граждан является организация по ним информационно-справочной работы. Один экз. в картотеку, др- в справочную картотеку. Результаты решения вопроса сообщают заявителю. Ответы должны быть исчерпывающими, соответствующие законодательству. Невозможность получения ответа – используется гос. Язык РФ. Обязательно ведется анализ этой категории документов. Составляются аналитические обзоры, справки, в которых отражаются вопросы, по которым были поданы обращения. На каждом док-те после решения и исполнения делается надпись, «В дело» и ставится личная подпись должностного лица, принявшего это решение. Хранение обращений формирует в дела, вместе с обращением подшивается копия ответа и др. документы по этому делу. Законченные дела хранятся в учреждениях для справок. Сроки хранения этой категории – 5 лет, но предложения интересные для истории – хранятся вечно. Через год передаются в архив учреждения, а затем в ГОСАРХИВ. Сдача в архив включает: оформление дел, проведение экспертизы ценности, составления описи. Личный прием – осуществляют руководители организаций или их замы. - устанавливается место и время приема. Информация о порядке приема вывешивается на видном месте , должны быть стол, стулья, за которым может быть оформлено обращение письменно. Рекомендуют использовать «немую справку» с образцами заявлений, адресами, тел., куда направляют граждан. Во время личного приема ведется журнал приема, в нем: дата приема, Ф.И.О. адрес, суть вопроса, Ф.И.О ведущего прием, результат обращения. В конце приема надо сообщить о результате или, если, решение относится к компетенции иного органа – оказать содействие в определении этого органа.
Архивные описи
Архивная опись – архивный справочник, содержащий систематизированный перечень единиц хранения архивного фонда, предназначенный для их учета и раскрытия их содержания. Функции описи:Информационная, раскрывающая состав и содержание документов;Учетная, учитывающая количество дел внутри фонда; Классификационная, закрепляющая систематизацию дел внутри фонда в соответствии со структурой фондообразователя или основными направлениями вопросами его деятельности. Опись состоит из описательных статей, итоговой записи, листа-заверителя, справочного аппарата. Объектом описания является единица хранения. Описи составляются: На дела постоянного хранения; дела временного (свыше 10 лет) хранения; дела личного состава; документы на спецносителях; входящие в архив ведомственные и служебные издания. При составлении описи первичным документов является делопроизводственная номенклатура дел. Правила (основные требования) оформления описи:Нумерацию единиц хранения в описи производят по систематизации дел, при этом, в случае многотомности дел, каждое дело или его том заносится в опись под собственным номером единицы хранения;Систематизация единиц хранения в описи должна соответствовать систематизации дел в номенклатуре; Описательные статьи описи заполняются в точном соответствии с заголовками включаемых в нее дел;
При внесении в опись дел с одинаковыми заголовками в первой записи указывается полное название дела, все другие однородные дела указываются словами ТО ЖЕ, все остальные их данные в опись вносятся полностью; На каждом новом листе описи заголовок воспроизводится полностью даже в случае продолжения однородного названия дела; Графа описи «примечание» используется для отметки о выбытии или физическом состоянии дела; Опись в ведомственном архиве составляется на основе описей структурных подразделений учреждения в соответствии с их значимостью на основе систематизационной структуры единого фонда учреждения; Документы за ряд лет, включенные в одно дело, заносятся в опись по дате заведения дела; Нумерация дел по описи не должна превышать четырехзначной цифры, крайний номер -9999; Систематизация дел в описи предпочтительно по хронологии, а внутри ее по структуре учреждения; Каждая законченная опись получает свой номер по листу фонда и реестру описей; При составлении описи учреждения на основании описей его структурных оформляются: 2 экземпляра описи структурного подразделения, 4 экземпляра годовой сводной описи, составляемой в ведомственном архиве, 2 экземпляра описи долговременного (свыше 20 лет) хранения,3 экземпляра описи личного состава; При составлении описи личного состава (л/с) документы в ней располагаются в следующей последовательности: сначала идут приказы по л/с, затем списки л/с, далее карточки учета л/с, личные дела, лицевые счета и расчетные ведомости по зарплате, трудовые книжки, акты о несчастных случаях; Личные дела формируются по алфавиту и заносятся в опись по году увольнения владельца; Описи постоянного, долговременного хранения и по личному составу хранятся раздельно в соответствии со своими номерами. Структура составления описи учреждения:Годовая структурная опись составляется в структурном подразделении;Годовая сводная опись составляется ведомственным архивом; На ее основе в госархиве после передачи туда документов и описи составляется сводная опись учреждения – раздельно постоянного хранения и личного состава. Опись содержит:Титульный лист; оглавление, предисловие, собственно опись, список сокращений, указатели, переводные таблицы, библиографию, терминологический словарь, лист заверитель
Работа с документами, содержащими КТ.
Коммерческая тайна – научно-техническая, коммерческая , организационная, используемая в предпринимательской деятельности, которая обладает реальной или потенциальной ценностью. Она конфиденциальна и не подлежит разглашению. КТ- включает деловую информацию, технологии, открытия, изобретения и т.д. Обеспечение сохранности конфиденциальной информации требует соблюдения следующих условий: 1) определение сведений, составляющих КТ предприятия 2) обеспечение порядка их защиты. Сведения КТ предприятия можно разделить на 2 блока: 1) научно-техническая информация 2) деловая информация. Научно-техническая информация – включает конструкции машин, чертежи, схемы, коды, ключи, программное обеспечение. Деловая информация - сведения о финансах, сведения о денежных средствах, сведения о размере прибыли, планы развития предприятия, кадровый состав, учредительные док-ты, Состав и объем сведений составляющий КТ определяются руководителем. Обеспечение защиты конфиденциальной информации включает в себя: - разработка инструкций по соблюдению режима конфиденциальности для лиц, допущенных к КТ , - ограничение доступа к носителям информации КТ., - ведение делопроизводства, учет и сохранность док-ов, содержащих КТ, - использование организационных, технических и иных средств защиты, осуществление контроля за соблюдением установленного режима охраны КТ. При поступлении на работу сотрудник подписывает обязательство о неразглашении КТ. Обязательство составляется в 1 экз. и хранится в личном деле 5 лет. Примерный перечень, составляющий КТ. – сведения о новых технологиях, - методы управления, - финансовая деятельность, - размер прибыли, цели, задачи переговоров, - з/плата сотрудников, - сбыт продукции, - маркетинговые исследования. Если сведения из перечня КТ переносятся в документы, то они становятся конфиденциальными. Все документы, содержащие КТ , подлежат учету и спец. обозначению. На документе проставляют гриф ограничения доступа в правом верхнем углу. На документе с грифом КТ указывается количество экз.документов и место нахождения. Все документы, содержащие конфиденциальную информацию, должны регистрироваться отдельно от остальных док-ов в журнале регистрации документов с грифом КТ. Все листы нумеруются, прошиваются и опечатываются. В конце журнала в заверительном листе указывается общее количество листов (цифрами и прописью). Документы с грифом КТ формируются в отдельное дело. В начале дела подшивается внутренняя опись документов, в конце дела подшивается заверительный лист. Хранятся такие дела в сейфе, опечатанный должностным лицом. Движение (выдача и возврат) документов с грифом КТ должно отражаться в журнале учета выдачи документов с грифом КТ. Запрещается изъятие из дел или перемещение документов с грифом КТ из одного дела в другое без разрешения руководства и отметок в журнале регистрации документов с грифом КТ. По окончании года созданная комиссия выполняет следующие работы: - проверяет наличие всех документов с грифом КТ, - отбирает документы для архивного хранения, - отбирает документы для уничтожения. В случае утраты таких документов в известность ставится руководство, назначается комиссия. На утерянные документы составляется акт, в журнале ставят отметку об утрате. При передачи дел в архив на документы с грифом КТ составляется опись. Архивное хранение производится в опечатанных коробках. На документы с грифом КТ, отображенные к уничтожению, составляется акт, утверждаемый руководителем предприятия. Уничтожаются документы в присутствии комиссии с помощью спец. машины, исключающим возможность восстановления информации.
Система каталогов в архиве
Архивный каталог – межфондовый архивный справочник, в котором информация о содержании документов архива сгруппирована по предметам, темам, отраслям, расположенным в соответствии с принятой для данного каталога схемой классификации документной информации. Совокупность различных каталогов составляет систему каталогов архива. Каталогизация архивных документов – совокупность работ по подготовке, созданию, ведению каталогов, которая состоит из:
Определения вида каталога; Разработки схемы классификации в нем документной информации; Выявление и отбора документной информации для каталогизации;
Описания документной информации на каталожных карточках; Индексирования каталожных карточек; Систематизации карточек и ведения каталога. При определении вида каталога учитываются: уровень и профиль архива; структура, состав, содержание, степень разработанности фондов; интенсивность и задачи использования документов; наличие и качество других архивных справочников; кадровые и материально-технические возможности архива. Наиболее распространенными видами каталогов являются (систематический, тематический, по истории учреждений, хронологический, именной, географический, названий фондов). Все каталоги объединяются в единую архивную систему каталогов. При их классификации можно использовать СХЕМУ единой классификации документной информации в систематических каталогах государственных архивов СССР. В международной документалистике приняты: Универсальная десятичная классификация; Классификация при помощи двоеточия. Выбор схемы классификации определяется составом документов архив и задачами их использования. Вживление и отбор документной информации для каталогизации происходит как при тематической разработке арх. фондов, так и при попутной каталогизации, связанной с другими видами работ по выявлению и описанию документов. Выявленная информация описывается на каталожных карточках на уровне подокументного (сообщается информация об одном документе), поединичного ( единице хранения), группового (связанны между собой тематически, логически, хронологически группе единиц хранения или док-ов. Каталожная карточка включает следующие атрибуты: Индекс классификационного деления; наименование рубрики и подрубрики; обозначение даты и места события; информационные сведения (описание содержания); название архива; название фонда; архивный шифр документа(номер фонда, описи, единицы хранения, листа); язык; способ воспроизведения; фамилия составителя; дата составления; в отд. случаях на оборотной стороне карточки может помещаться аннотация. Архивные каталоги постоянно пополняются новыми данными. Одной из связанных с ними работ является ведение каталога, которое включает: научно-методическое обеспечение работы; индексирование карточек; систематизацию их по индексам и рубрикам; составление отсылочного аппарата к каталогу; усовершенствование каталога; ведение учетных форм работы по каталогизации и использованию каталогов. Включаемые в каталог карточки должны быть индексированы, на них должен проставляться индекс – условное обозначение, элемент языка, букв, цифр, условных знаков, целью которого является передача, содержание информации, зафиксированной в документах, закрепление места делений в классификационной схеме и определение между этими делениями. Индексы могут быть: (буквенными, цифровыми, комбинированными). Они служат для определения места карточек в каталоге. Систематизация их проводится в соответствии с индексами в порядке расположения букв и цифр.
- 1. Основные понятия о документе и терминология доу.
- 28. Неопубликованный документ
- 61. Нормативная основа организации архивного дела в рф.
- 5. Коллежное делопроизводство (19 в).
- 32. Комплекс организационно-правовых документов. Основные разновидности и требования к док-м.
- 61. Нормативная основа организации архивного дела в рф.
- Министерское делопроизводство (19 в. Нач. 20 в.).
- Становление и развитие делопроизводства в советских учреждениях.
- 34. Комплекс справочно-информационных документов
- Документоведение в кругу смежных дисциплин.
- 9 . Законодательное регулирование делопроизводства
- 37. Нормирование труда работников службы доу
- 66 Менеджмент в архивах
- 11. Структура, содержание и область применения гост 6.30-2003.
- Понятие «информация» и «документ».
- 69 (Организация док-ов в архиве) (второй уровень организации документов)
- 16. Признаки и свойства документа.
- 17. Юридическая сила документа.
- 18. Научно – историческая и практическая ценность документа.
- 20. Оперативное хранение дел в организации.
- 51. Правила регулирования деловой переписки.
- 78. Доступ к документам Архивного Фонда рф.
- 24. Издание как вид док-та
- 56. Композиционные особенности служебных документов.
- 25. Книга как основной вид издания
- 57. Официально-деловая переписка.
- 26. Патентный и нормативный док-т
- 27. Нотное и картографическое издание
- 1) Нормативно-методическая база документоведения.
- 2) Гос. Стандарты.
- 4) Классификаторы технико-экономической социальной инф-ии.
- 5) Документ. Эволюция термина. Предмет документоведения.
- 6) Функции документов.
- 7A) Структура документа, его составление и оформление
- 1. Что такое информация?
- 3. Место и значение информационно-документационного обслуживания в деятельности управленческого аппарата
- 4. Кто занимается документационным обслуживанием в аппарате управления
- 5. Какое место занимает служба доу в системе управления
- 6. Когда появились должностные лица занимающиеся делопроизводством
- 7. Когда начинается подготовка специалистов-документоведов
- 8. Что явилось причиной появления новой специальности?
- 9.Кого готовят факультеты документоведения
- 10. Какой документ определяет государственные требования к подготовке специалистов с высшим образованием?
- 11. Какие требования предъявляются к профессиональным знаниям по специальности 032001.65
- 12. Что должен уметь специалист-документовед?
- 13. Каковы требования к выпускной квалификационной работе?
- 2. Возникновение и история развития делопроизводства в России.
- 3. Понятие и функции «Документа»
- 4. Классификация документов.
- 5. Понятие и значение делопроизводства.
- 6. Понятия официальный документ и служебный документ.
- 8. Понятие бланк документа и его виды, формуляры документов.
- 8. Основные реквизиты служебного документа.
- 8. Понятие реквизит документа.
- 9. Состав реквизитов документов.
- 13. Формат документа, размеры бумаги, разрешенные к применению в делопроизводстве.
- 14. Размеры полей, используемые в документах.
- 15. Способы нумерации страниц документа.
- 16. Корректурные знаки, используемые при правке текста.
- 18. Понятие документооборота и его принципы.
- 19. Состав кадровой документации.
- 21. Особенности оформления деловой корреспонденции по внешнеэкономической деятельности.
- Часть 1 "Общие положения" содержит основные принципы по управлению документацией в государственных и негосударственных организациях, создающих документы. К этим принципам относятся
- 37. Понятие "процессуальные и организационно-распорядительные документы судебного производства".
- Глава 56. Порядок применения бланков процессуальных документов – (упк)
- 26. Правила подачи жалоб.
- 27. 36. Порядок рассмотрения жалобы.
- 28. Номенклатура дела.
- 30. Что включает в себя контроль исполнения документов.
- 31. 39. Понятие "приказ" и "судебный приказ".
- 33. Суть унификации и стандартизации делопроизводства.
- 34. Макет и формуляр документа. Назначение макета
- Структура файла макета
- 38. Понятие "юридическая сила (статус) документа".
- 40. Правила и сроки хранения служебных документов.
- Учет объема документооборота.
- Документы по личному составу
- Увольнение работника производится по схеме:
- Перевод работника:
- 1.1 Правила приема на работу.
- 1.2 Правила перевода работника на другую должность.
- 1.3 Правила увольнения работника
- Документы по личному составу
- Трудовые книжки
- Личная карточка формы т-2
- Личные дела
- Контроль за исполнением документов.