logo
Административное право Украины

§ 1. Основы административно-правового статуса граждан

Граждане — наиболее многочисленная группа субъектов административно-правовых отношений. Конституция Украины отдает предпочтение интересам, правам и свободам граждан перед интересами, правами и свободами других участников правовых отношений, исходя из приоритета общечеловеческих ценностей. Человек, его жизнь и здоровье, честь и достоинство, неприкосновенность и безопасность признаются в Украине наивысшей социальной ценностью. Права и свободы человека и их гарантии определяют содержание и направленность деятельности государства. Государство отвечает перед человеком за свою деятельность (ст. 3 Конституции Украины).

Чаще всего лицо вступает в отношения с государством в сфере исполнительной власти, где практически реализуются предоставленные ему Конституцией и законами Украины права и свободы. Для реализации некоторых прав, свобод и выполнения обязанностей важное значение имеет гражданство — постоянная правовая связь лица и Украинского государства, которая проявляется в их взаимных правах и обязанностях. Право на гражданство — неотъемлемое право гражданина Украины, он не может быть лишен своего гражданства. Каждое лицо имеет право на гражданство в Украине, которое оно может получить при определенных условиях. Гражданство не связывается с постоянными трудовыми или служебными отношениями лица с конкретной организацией.

На всех лиц, которые постоянно или временно находятся на территории Украины, распространяется юрисдикция Украинского государства. Тем не менее законодательство во многих случаях четко разграничивает статус гражданина и статус лица, не отождествляет их. Гражданин Украины имеет более широкий объем прав и обязанностей, чем лицо, которое не связано отношениями гражданства с государством, в том числе и в сфере защиты (недопустимость выдачи гражданина Украины иностранному государству, защита прав граждан за границей и др.).

Административно-правовой статус гражданина Украины является составной частью его общего статуса, который установлен Конституцией Украины, Законом Украины «О гражданстве Украины» (в редакции от 18 января 2001 г.[1]) и другими законодательными актами Украины.

Граждане Украины равны перед законом независимо от происхождения, социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, образования, языка, отношения к религии, рода и характера занятий, места жительства и других признаков. Равноправие граждан Украины обеспечивается во всех отраслях экономической, политической, социальной и культурной жизни. Все эти конституционные положения подтверждаются законами Украины о собственности, о предпринимательстве, о предприятиях, о земле, об объединениях граждан и др.

Правовой статус гражданина включает в себя:

а) основные (неотъемлемые) права (или права и свободы человека и гражданина);

б) комплекс прав и обязанностей, которые закрепляются Конституцией Украины, нормами разных отраслей права, в том числе административно-правовыми нормами;

в) гарантии реализации этих прав и обязанностей, а также механизм их охраны государством.

К основным правам, кроме неотъемлемых (на жизнь, здоровье, честь, достоинство и др.), можно отнести: свободу слова, митингов, демонстраций, собраний, собственности, пользование средствами транспорта, строениями, политические права (участие в законодательной, исполнительной и юрисдикционной деятельности государства) и др.

Комплекс прав и обязанностей в разных областях исполнительной деятельности составляют права на предпринимательство и создание предприятий, на землю, на образование, на пользование достижениями культуры и др.

Гарантии реализации этих прав и обязанностей, а также механизм обеспечения их государством закреплены в Конституции и законодательных актах Украины.

Административно-правовой статус гражданина Украины обусловливается объемом и характером его административной правосубъектности, которую составляют административная правоспособность и административная дееспособность.

Административная правоспособность — это признанная законом за гражданином фактическая возможность быть субъектом административного права, иметь права и обязанности административно-правового характера. Административная правоспособность возникает с момента рождения человека. Ее объем устанавливается и изменяется с помощью административно-правовых норм. Она подтверждается документами о гражданстве — паспортом гражданина Украины, а для лиц до 16 лет — свидетельством о рождении.

Правоспособность не может быть ограничена или отчуждена, от нее невозможно отказаться добровольно (поскольку такой отказ не имеет юридической силы). Правоспособность человека образовывает юридическое понятие лица и гражданина. Только в случаях, предусмотренных уголовным или административным законодательством, гражданин может быть лишен какой-либо части административной правоспособности — права передвижения, родительских прав и т.п.

Административная дееспособность является второй составной частью административной правосубъектности. При этом административная правоспособность служит основой административной дееспособности граждан, поскольку она создает условия, посредством которых реализуются их субъективные права и обязанности.

Административная дееспособность — это признанная законом возможность граждан своими действиями приобретать и осуществлять права и исполнять обязанности административно-правового характера. В полном объеме административная дееспособность возникает с достижением 18-летнего возраста. Вместе с тем она возникает и по достижении 16-летнего возраста — получение паспорта и соблюдение правил паспортной системы, охрана природы и др. Административная дееспособность может наступать в некоторых случаях и до достижения 16-летнего возраста — право на труд.