logo
В

2. Посольское право а) Ранги послов

Дипломатические агенты Московской Руси, отправлявшиеся за границу для выполнения определенных поручений, не нуждались в точном определении своего ранга. Ранги нужны дипломатическим агентам главным образом при сношениях с находящимися в одном месте с ними дипломатами других государств. Но московское правительство не только не поощряло этих сношений, но прямо запрещало их, не допуская даже встречи на аудиенциях, предписывая своим послам требовать аудиенции в день, когда не будет приема послов других государств. Деление московских дипломатов на послов, посланников и гонцов означало только большую и меньшую торжественность данной миссии, выражавшуюся главным образом в родовитости главы посольства и его членов, иногда и в численности состава посольства. Эти звания не имели того значения которое придавалось в Западной Европе установившимся там путем обычая, частью одноименным, рангам посла, посланника, резидента, поверенного в делах, агента.

Дипломаты Петровского времени, пребывая длительно на одном месте*(187), становясь членами местного дипломатического корпуса и поддерживая постоянную связь с другими его членами*(188), ясно представляют себе значение ранга, или, как они выражались, употребляя французский термин, "характера".

Уполномоченные на переговоры о мире с Турцией в Константинополе в 1700 г. настаивают на прощальной аудиенции у султана, усматривая в отказе в ней умаление чести государя. Отказ мотивирован тем, что они не послы, а посланники. Следовало их предупредить, возражают они, что "такого великого дела с такими малочиновными людьми делать нельзя: они бы отписали тогда о том государю, и в два месяца им был бы прислан посольский характер". Посланники выдвинули свое звание "чрезвычайных". "А когда чрезвычайные, то подобны послам". Честь воздается не послу и посланнику, а государю, от которого они присланы. Им следовало бы быть на приеме у султана даже в том случае, если бы они были присланы с одними "комплиментами", а они присланы с великим делом. Не получив аудиенции у султана, они "подвергнутся в Москве гневу и опале"*(189).

Постников, отправленный в Париж без указания его ранга и даже без кредитивной грамоты, пишет*(190) Головину, что был у министра де Кроеси (он же до Торси), который спросил его, будет ли он "иметь какой характер". "Я ему отвечал", пишет он, "что ныне никакого имею характера". Он бывает при дворе и встречается с другими послами, "но, храмля, понеже не имею грамматы верющия, на которую мощно бы мне опираться и не храмлеть"*(191); он просит дать ему ("характер", "имеяй бо характер имеет кредит*(192)"; "надеюсь, что вы не изволите в число куреров вменить мою особу, хотя и не потребную"*(193); он просит назначить его в Англию или Италию "с характером или посланничем или резидентовым"*(194).

Отправленный во Францию для изучения морских уставов и найма моряков, Конон Никитич Зотов пишет Петру, что ему необходимо иметь во Франции своего представителя, дав ему "характер агентства", ибо, поясняет он, "сей характер есть вельми низкой и не требует издержки и церемоний"*(195).

Петр I в письме от 15/26 июня 1718 г. поручает посланнику нашему в Голландии кн. Куракину просить Штаты отозвать их посланника де Бие и прислать "добраго человека и знатного", "ибо мы у их двора держим послов и тайных советников, а они - таких бездельных и малаго характера и консидерации людей"*(196). Петру хорошо был известен обычай агреации: "по генеральной регуле", "надлежит посылать приятного посла"*(197).

Русские дипломаты уже хорошо осведомлены о способе, каким ведутся дипломатические переговоры. Уполномоченные для переговоров о мире с Турцией в 1699-1700 гг. в Константинополе во главе с Украинцевым излагают туркам свои взгляды на этот предмет. "Им, посланникам, - говорят они, - не видев на предложения свои письменного ответу, ничего чинить и говорить с ними ныне немочно и нечего: А ведется де и бывает во всех окрестных государствах при дворех государских и на комиссиях у послов и у посланников: когда одна сторона другой о каких делех на письме дает, то и взаимно и ответ письменной же восприимает"*(198). В споре о технике переговоров посланники подробно излагают турецкому уполномоченному Маврокордато, как ведутся переговоры. Маврокордато не принимает наставления: "И учить они, посланники, - замечает он, - их, думных людей, не могут", "также и им, думным людям, их, посланников, учить не доведется ж"*(199).