logo
Конституционное право Бащкирии

О становлении республики башкортостан как демократического государства

Ю.В.Калашников)

консультант Председателя Государственного Собрания Республики Башкортостан

За последние восемь с небольшим лет коренным образом изменился политический облик Башкортостана. Это связано с двумя поистине знаме­нательными событиями - провозглашением 11 октября 1990 года Деклара­ции о государственном суверенитете нашей республики и принятием 24 декабря 1993 года Конституции Республики Башкортостан. Оба эти доку­мента органически взаимосвязаны по своему содержанию и своей направ­ленности, они явились легитимным ответом на объективные потребности времени, самой реальной жизни. В них по сути дела воплотился огромный исторический опыт, измеряемый целыми столетиями.

Большинство исследователей признает: еще в середине XVI века на основе взаимных договоренностей произошло добровольное присоедине­ние нашего края к Русскому государству. Башкирам гарантировались ши­рокие права: внутреннее самоуправление, вотчинное право на землю, сво­бода вероисповедания, Они же признали себя подданными московского государя, брали обязательство нести военную службу за свой счет и пла­тить ясак. Другими словами, Башкортостан приобретал не только опреде­ленную самостоятельность, но и элементы своей государственности- Дого­ворные отношения порой почти сводились на нет, однако потом снова возрождались, в той или иной степени сохранялись вплоть до Октябрьской революции.

В политической истории Башкортостана следует отметить важное значение Всебашкирских курултаев, проходивших в июле, августе и де­кабре 1917 года. На них был по сути дела одобрен проект Конституции автономной Башкирии. Предполагалось создать в составе России парла­ментскую республику демократического типа, обладающую политической и экономической самостоятельностью, Но лишь более года спустя в ходе бурных и драматических событий гражданской войны автономия респуб­лики была юридически оформлена совместным Соглашением централь­ной советской власти с Башкирским правительством. Оно во многом об­новило традиционные договорные отношения Башкортостана с Россией, закрепило за ним высокий государственно-правовой статус, Республика надеялась тогда воспользоваться широкими полномочиями. К сожалению, эти полномочия через год с небольшим у нее были попросту директивно отняты Центром. Однако идеи большей самостоятельности, стремление рациональнее использовать природные богатства, экономический и ду-

ховныйпотенциал, результаты своего труда сквозьдесятилетия продолжа­ли жить в людях.

Начавшаяся во второй половине 80-х годовперестройка обострила национальный вопрос в стране. В ряде тогдашних автономных республик развернулось движение за придание им статуса союзных республик, кото­роеполучило широкий размах и в Башкортостане.

На долю вновь избранного в марте 1990 года Верховного Совета республики выпала чрезвычайно ответственная задача - не дать выплес­нуться эмоциям в опасные конфликты, обеспечить политическую и соци­альную стабильность. Новый высший орган власти проявил зрелость и государственную мудрость, вычленив из множества проблем расширение политических прав граждан и укрепление экономической самостоятельно­сти республики.

С самогоначала Верховный Советзарекомендовал себя по-настоящему работающим законодательным органом, а его Президиум по существу превратился в профессиональный «микропарламент».

В прежние советские времена документы Верховного Совета гото­вились в недрах партийного аппарата после тщательного согласования с Москвой. Депутатам отводилась лишь роль статистов. Ни о какой законо­дательной инициативе, тем более о законотворчестве, не могло быть и ре­чи. А за пять лет, с марта 1990 года по декабрь 1994 года, состоялось 26 сессий нового Верховного Совета, на которых были приняты 13 кодексов, более 160 законов и других правовых актов. Президиумом Верховного Со­вета было принято 2122 указа, 825 постановлений. Многие из них, напри­мер, о статусе различных организаций, внебюджетных фондах, санкциях за разного рода нарушения, борьбе с преступностью, о реформировании органов власти, по своей значимости соответствовали законам.

12 июня 1990 года принимается Декларация о государственном су­веренитете Российской Федерации. В ней было зафиксировано: государст­венный суверенитет провозглашается во имяобеспечения каждому чело­веку неотъемлемого права на достойную жизнь,свободное развитие и пользование родным языком, а каждому народу - «права на самоопределе­ние в избранных им национально-государственных и национально-культурных формах».

Опираясь на основные положения Российской Декларации, Верхов­ный Совет приступили к разработке своей Декларации о государственном суверенитете республики, проект которой всенародно обсуждался в тече­ние трех месяцев.

В Декларации республика ужене называлась «автономной». Этот важнейший правовой документ заложил фундамент формирования под­линно федеративных отношений: уважение суверенных прав народов, на­селяющих Россию; сохранениеих государственного единства на договор­ной основе.

Декларация стала мощным импульсом в развитии конституционно­го процесса в Башкортостане. Начала свою активную деятельность обра­зованная Верховным Советом Конституционная комиссия. На восьми сес­сиях Верховного Совета ею вносились изменения и дополнения в дейст­вующий тогда Основной Закон 1978 года. По Закону, принятому 25 февра­ля 1992 года, было изменено наименование государства. С тех пор оно на­зывается Республика Башкортостан.

Актом исключительной важности стало подписание высшими руко­водителями России и Башкортостана Федеративного договора с Приложе­нием к нему от Республики Башкортостан. Здесь были закреплены важ­нейшие положения Декларации о том, что земля, недра, природные богат­ства на территории Башкортостана являются достоянием (собственно­стью) его многонационального народа, что вопросы владения, пользова­ния и распоряжения этой собственностью регулируются республиканским законодательством.

Курс на расширение экономической самостоятельности республики, на установление и укрепление ее договорных отношений с Российской Федерацией одобрило подавляющее большинство избирателей Башкорто­стана в ходе референдума 25 апреля 1993 года.

Важной вехой в становлении реальной государственности стали первые прямые всеобщие выборы Президента Республики Башкортостан, состоявшиеся 12 декабря 1993 года. Внушительную победу на них одер­жал М.Г. Рахимов, будучи тогда Председателем Верховного Совета Рес­публики Башкортостан.

Событием исключительного значения явилось принятие после все­народного обсуждения 24 декабря S993года Верховным Советом Консти­туции Республики Башкортостан. В новом Основном Законе последова­тельно реализуются идеи и принципы Декларации о государственном су­веренитете республики. Закон закрепил высокий уровень самостоятельно­сти республики, качественные изменения в общественных отношениях, создал надежную нормативную базу совершенствования всех сторон на­шей жизни. Конституция является юридическим фундаментом, мощным стимулом для создания демократического правового государства.

Предпринимались постоянные усилия по совершенствованию самой Российской Федерации. После трех лет переговоров был разработан Дого­вор Российской Федерации и Республики Башкортостан «О разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органа­ми государственной власти Российской Федерации и органами государст­венной власти Республики Башкортостан». Егоподписание в Москве 3 ав­густа 1994 года стало событием в полном смысле выдающимся. Для Рос­сии Договор означал последовательный шаг к строительству подлинной Федерации, для Башкортостана - юридическое подтверждение его нового государственного статуса. В рамках положений Московского Договора

подписано болеедвадцати межправительственных соглашений Россий­ской Федерации и Республики Башкортостан по ряду актуальных направ­лений. Принята и реализуется Программа деятельности государственныхоргановпо ихисполнению.

Предстоит по-настоящему осмыслить, чтосуверенитет и федерализм диалектически взаимосвязаны, дополняют друг друга. Нередко можно слышать на сей счет упрощенные толкования. Естественное желание к большей самостоятельности порой истолковывается как проявление сепа­ратизма, хотя речь идет о более четком разграничении полномочий между Федерацией и ее субъектом, о формировании многообразных федератив­ных взаимосвязей.

Расширение самостоятельности Республики Башкортостан, ее доб­ровольное пребывание в едином государственном пространстве, соблюде­ние прав и свобод народов и личности, территориальная целостность Рос­сии - вот, на наш взгляд, основополагающие устои федерализма, которых неукоснительно придерживается и Башкортостан.

В соответствии с новой Конституцией были приняты законы об ор­ганах законодательной, исполнительной и судебной власти в Республике Башкортостан. По истечении срока полномочий Верховного Совета и ме­стных органов представительной власти 5 марта 1995 года состоялись вы­боры в Государственное Собрание Республики Башкортостан, городские, районные, сельские и поселковые Советы. Примечательной особенностью стало избрание депутатов Государственного Собрания на альтернативной основе в две Палаты - Палату представителей (по два депутата от каждого города и района) и Законодательную палату, работающую на освобожден­ной основе.

Смена законодательной власти, переход от одного политического состояния общества к принципиально иному его состоянию в Башкорто­стане произошли без потрясений, исключительно конституционным пу­тем.

Таким образом, принятие новой Конституции, избрание Президента и Парламента Республики Башкортостан, превращение части депутатов в профессионалов, избрание Конституционного суда, утверждение Уполно­моченного по правам человека - вот те зримые очертания движения Рес­публики Башкортостан к реальной государственности.

Укрепляются вертикальные связи между властными структурами. В нынешний переходный период признано целесообразным совмещать в од­ном лице должности главы администрации и председателя Совета города и района. Почти всеони одновременно избраны депутатами Палаты пред­ставителей Государственного Собрания, непосредственно участвуют в за­конотворческой работе. Естественно, к обсуждению законопроектов руко­водители городов и районов привлекают и депутатов местных Советов, -

происходитстановление Башкортостана какдемократического правового государства.

Конституция Республики Башкортостан закрепила самостоятельную систему законодательства, которая направлена на то, чтобы обеспечивать правовое регулирование всех сфер общественных отношений, за исключе­нием переданных по Договору в ведение Российской Федерации. Опира­ясь на это фундаментальное положение, в республике проделана значи­тельная законотворческая работа. Сейчас законодательная база Башкорто­стана - это 16 кодексов, около 350 законов, несколько сот других норма­тивных правовых актов, Они охватывают политическую систему, эконо­мику, социальную и духовную сферы, межнациональные отношения.

В практику государственной деятельности вошло заслушивание и обсуждение Посланий Президента Башкортостана Госсобранию, в кото­рых изложена целостная система целей, задач и приоритетов по дальней­шему развитию республики.

На состоявшемся в декабре 1995 года референдуме подавляющее большинство граждан Башкортостана однозначно высказались за даль­нейшее расширение экономической самостоятельности республики на ос­нове Московского Договора с Россией и Конституции республики за учет особенностей ее развития как государства.

Своеобразной демонстрацией гражданской активности и сплоченно­сти нашего многонационального народа, его стремления укреплять госу­дарственные основы Башкортостана явились итоги вторых выборов Пре­зидента Республики Башкортостан. Большинство избирателей вновь дове­рили этот высший государственный пост М.Г. Рахимову. Он получил на 300 тысяч голосов больше, чем в 1993 году. Это не только дань признания деловых и личных качеств, высокого авторитета первого Президента. Это убедительное свидетельство одобрения политического курса, последова­тельно и взвешенно проводимого руководством Башкортостана.

Сегодня Республика Башкортостан, имеющая собственную Консти­туцию, свой Государственный герб, Государственный флаг и Государст­венный гимн, самостоятельную систему законодательства, предстает перед всем миром в качестве суверенного государства в составе обновляющейся Российской Федерации,